Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЭКЗЕГЕТ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Экзегет (εξηγετίς — истолкователь).

В древние времена предметом толкования были загадочные изречения оракулов, традиции, смысл которых становился неясным для последующих поколений, а также законодательные нормы, которые в силу неприспособленности языка, стремления к лаконизму стиля, а иногда, может быть, и преднамеренной неопределенности требовали особых комментариев для осуществления в жизни. Так как подобное комментирование давало комментатору возможность оказывать субъективные — личные или классовые — влияния на толкование, то с самого раннего периода греческой истории господствующий класс — т. е. аристократия — стремился захватить в свои руки право на истолкование. В руках партии оно было довольно сильным орудием. Известно, напр., как воспользовался им Фемистокл, который при помощи удачного объяснения загадочного ответа Дельфийского оракула (спасение Афин — деревянные стены) убедил сограждан создать флот.

Первоначально экзегет, истолкователь оракулов, хотя и был официальным лицом в Афинах, но, кажется, не носил официально этого имени. Во времена империи должность экзегета — уже официальная — принадлежала наиболее знатным семьям. Один из них избирался из рода Эвмолпидов, другой — вообще из эвпатридов. Кроме непосредственно вытекающих из самого термина функций, на экзегета возлагались еще и другие сакральные обряды, напр. обряд очищения убийц. В Спарте был экзегет для истолкования законов Ликурга (εξηγετής τών Λικουργείων); аналогичная должность существовали в Сиракузах (Εξηγετής τών Συρακουσιων). Сверх того, название экзегет носили обыкновенные проводники, показывавшие достопримечательности данного города за деньги. Некоторые из них издавали путеводители, иногда даже в стихах. Таковы были сочинения Ликия об Аргосе, Аристарха об Олимпии и др. В некоторых городах такие экзегеты-проводники были авторизированы городскими властями. Их рассказы занимали довольно видное место в ряду источников древних географов. Они сами сознавали, как мало удовлетворительны и достоверны сообщаемые ими сведения, иной раз приноровленные к запросам туристов (Павзаний); тем не менее ими пользовались в значительной мере. В Александрии звание "экзегет" было связано с функциями, совершенно несходными с вышеуказанными: там этот титул носил медицинский инспектор, хранитель одного из отделений музея (έξηγετής ό έπι τών ίατρών). Cp. Petersen, "Ursprung und Auslegune des heiligen Rechts bei den Griechen" ("Philologus", Supplement, т. I, 1859).

См. также

Источники

Редакция текста от: 08.10.2006 15:44:47

"ЭКЗЕГЕТ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google