Ирод Антипа (+ после 39 г.), четверовластник (тетрарх) в Галилее и Перее (Мф 14:1, Лк 3:1), у евангелистов также называется царем (т.е. властителем) в принятом в то время значении этого слова (Мф 14:9, Мк 6:14)
Антипа был вторым сыном Ирода Великого от самарянки Малфаки. Воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христианской общине Антиохии (Деян 13:1).
После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) три брата поделили царство, как было завещано отцом и утверждено императором Августом. Антипа получил при этом Галилею и Перею - область на восточном берегу Иордана. Как галилеянин, Иисус Христос находился под его властью (Лк. 23:6 и дал.).
Укрепив галилейский город Сепфорис, Антипа сделал его своей столицей. Антипа восстановил погран. крепость Беф-Харан и назвал ее Ливиадой - в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду - в соответствии с именем жены нового императора. Затем Ирод Антипа основал на берегу Геннисаретского озера город Тивериаду, назвав его в честь Тиберия. Это был чисто эллинистический город.
Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты.
В доме сводного брата Филиппа, Ирод Антипа встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев 18:16; Лев 20:21). После этого Ирод Антипа приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Он боялся Иоанна, но вместе с тем и почитал его (Лк 3:19 и след.; Мк 6:17-20).
Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира Антипа, восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу (Мк 6, 21-28).
Совесть мучила Ирода впоследствии. Когда ему сообщили о чудесах, которые творил Иисус Христос, он в испуге решил, что это воскресший Иоанн Креститель (Мф 14:1 и след.; Мк 6:14-16). "Некоторые из фарисеев" предостерегали Иисуса, говоря, что Ирод хочет убить Его (Лк. 13:31). Иисус называл Ирода "лисицей" (Лк 13:32), очевидно, имея в виду его хитрость. Слова Иисуса о "закваске" иродовой (Мк. 8, 15), вероятно, подразумевают неверие и безнравственность, царившие при дворе этого правителя.
Встреча Ирода со Христом произошла во время суда над Спасителем, когда Ирод Антипа прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Прокуратор Понтий Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направил Его к правителю этой области - Ироду. Тот давно хотел увидеть Иисуса (Лк 9:9; Лк 23:8), надеясь стать свидетелем чуда. Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему, и тогда разочарованный царь, поиздевавшись над Ним, отослал Его назад к Пилату - мотивы первосвященников он, по-видимому, как и Пилат, не принимал всерьез. С этого времени давняя вражда между Иродом и Пилатом была забыта (Лк. 23, 12), но на четвертовластника пала часть вины за смерть Иисуса (Деян 4:27).
Император Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. н.э. присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, царский титул, чем задел честолюбие Иродиады. Помня о том, что Ирод Антипа при всем его лукавстве отличается нерешительностью, она вновь начала подстрекать его к активным действиям. В 39 году Ирод Антипа отправился в Рим, чтобы испросить у кесаря царский титул и для себя, но услышал тяжкие обвинения, в т.ч. и в тайном сговоре с парфянами. Доказательства этому представил Калигуле племянник и шурин Ирода Антипы - Агриппа. На основе этих обвинений Ирод Антипа был отправлен в ссылку в Лион, в Галлию, оттуда он был переведен в Испанию, где и умер. Его царство было присоединено к землям, находившимся под управлением Агриппы.
Использованные материалы
- "Ирод Антипа" // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
- "Ирод" // Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь
- "Ирод, иудейские цари" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона