Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИРОД ВЕЛИКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ирод Великий (+ 4 г. до н.э.), царь Иудейский, основатель идумейской династии (40 - 4 гг. до н.э.)

Второй сын идумейского князя Антипатра, римского прокуратора Иудеи (с 47 г. до н.э.), и его жены-аравитянки Кипры. Ирод лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греческой культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был эллинистом.

В пятнадцатилетнем возрасте Ирод был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. до н.э. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовластником над Иудеей.

Имел выдающиеся военные и политические дарования, был ловким дипломатом и хорошим оратором, обладал мужеством, находчивостью и силой воли и вместе с тем был чрезмерно честолюбив и коварен. В своем стремлении к власти Ирод не гнушался никакими средствами. Сотни людей, и среди них его ближайшие родственники, пали жертвой его вероломства и болезненной подозрительности, особенно усилившейся в нем к концу жизни.

С самого начала Ирод был убежденным сторонником римской власти. Он безжалостно боролся с действовавшими на границе с Сирией разбойниками, среди которых, вероятно, были и уцелевшие участники антиримского восстания. Борьба закончилась казнью разбойников. В результате 25-летний прокуратор заслужил благодарность римского наместника в Сирии. Иерусалимский синедрион усмотрел в казни нарушение своих судебных полномочий; Ирод, приглашенный в синедрион в качестве ответчика, повел себя столь напористо, что его предпочли оставить в покое.

После гибели Антипатра (43 г. до н.э.) Марк Антоний, которому подчинялась восточная часть Римской империи, утвердил его сыновей в правах правителей Палестины, возведя их в тетрархи. Но в одной из битв с Антигоном Хасмонеем, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фазаил попал в плен, где затем совершил самоубийство. Ирод вынужден был бежать. Он вернулся после того, как римский сенат в 40 г. до н.э., по настоянию Антония, назначил его царем всей Иудеи.

После трехлетней борьбы в 37 г. до н.э. Ирод взял Иерусалим. Едва придя к власти, Ирод начал устранять своих противников и возможных соперников. Первыми погибли 45 приверженцев Антигона, а затем - все оставшиеся в живых Маккавеи, которые вначале сотрудничали с Иродом.

Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он искусно лавировал между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме (31 г. до н.э.) сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним северо-восточные области Палестины — Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его главой Сирии. Лишь однажды, самовольно начав войну с арабами, Ирод впал в немилость у Августа, впрочем, ненадолго.

Почувствовав под собой твердую почву, Ирод начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, Ирод восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа. Так, Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию. Богатые дары, обычно приуроченные к дням чествования императора, посылались в иноземные города на возведение помпезных общественных зданий. В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся украшением города. Три мощные башни дворца выстояли даже при разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. (см. Деян 23:35).

Несмотря на это великолепие, евреи не любили Ирода, так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, — начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, Ирод задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил перестроить Иерусалимский храм, чтобы он своим величием превзошел даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в 20 г. до н.э. в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. Здание храма было перестроено за полтора года; на обустройство дворов и строительство обрамленных колоннами галерей понадобилось еще восемь лет. Но строительство и отделочные работы храмового комплекса продолжались и в последующие годы. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., всего за за шесть лет до своего окончательного разрушения.

Ирод женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия фарисеев, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший Ироду низвержением. Эти факты ясно показали Ироду настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими мерами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Он истреблял потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен, вместе с ее двумя сыновьями - Александром и Аристовулом (7 г. до н.э.). Интриги в собственном весьма обширном семействе - Ирод одну за другой взял десять жен - усиливали болезненную подозрительность царя.

При таком настроении Ирода вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал от восточных волхвов весть о том, что родился истинный Царь Иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока (Мф 2). Первой мыслью Ирода, по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он приказал избить всех грудных младенцев в Вифлееме, от двух лет и младше, в надежде, что сможет погубить и родившегося Царя. Всего было убито 14 тысяч младенцев.

За несколько дней до своей смерти Ирод велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувствовал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Обещание это все же не было исполнено. «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном», сказал кесарь Август об Ироде.

Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, Ирод умер в 4 г. до н.э., на 70-му году жизни, через несколько месяцев после рождения Христа.

По смерти Ирода император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями таким образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иудеей и Самарией, Ирод Антипа - над Галилеей и Персей, и Филипп — над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью вместе с Ватанеей и Авранитидой. Антипа и Филипп получили титул тетрархов, Архелай же - этнарха (областной правитель).

Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского [1].

Титул "Великий", который историки присвоили Ироду после его смерти, был обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя. Титул "Великий" главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравствственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.

Использованные материалы

  • "Ирод, иудейские цари" // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • "Ирод Великий" // Архим. Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Москва. 1891 г. Репринтное издание 1990 г.
  • "Ирод (Великий)" // Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза
  • "Ирод" // Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь



[1]  "Иуд. древн." кн. XV-XVII

Редакция текста от: 23.08.2014 21:30:26

"ИРОД ВЕЛИКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google