Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 2004

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 г.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 г.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, заседал с 3 по 8 октября 2004 года в зале церковных Соборов Московского храма Христа Спасителя и в Троице-Сергиевой лавре под председательством патриарха Московского и всея Руси Алексия II при участии 146 архипастырей.

1-й день

Открытие

3 октября, перед началом Собора патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Храме Христа Спасителя Божественную литургию, поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, а также молебен. По окончании богослужения Святейший владыка обратился к сослужившим и молившимся с первосвятительским словом. В тот же день в Зале церковных Соборов состоялось торжественное открытие Собора. В начале были приняты регламент, повестка дня и программа, избраны рабочие органы (Мандатная комиссия, Редакционная комиссия, Секретариат), были оглашены приветствия Собору и подготовлены ответы на них.

Патриарший доклад

Затем патриарх представил доклад о состоянии и деятельности Русской Церкви [1]. В своём докладе первосвятитель напомнил о знаменательных событиях церковной жизни, происшедших после предыдущего Архиерейского Собора в 2000 году. Отдельный раздел доклада был посвящён успешно продвигающимся трудам по воссоединению с Русской Православной Церковью Заграницей.

Переходя к характеристике состояния межконфессиональных отношений, патриарх выразил удовлетворение продолжающимся диалогом с антихалкидонитами (Древними Восточными церквами) и сотрудничеством с лютеранами (Евангелическо-Лютеранскими церквами). Прозелитизм на канонической территории Русской Церкви был главным препятствием в развитии добрых отношений с отдельными протестантскими конфессиями и с римо-католиками. В межсоборный период Римско-Католическая церковь учредила четыре новых кафедры в России, две в Казахстане, две в православных регионах Украины); в июне 2000 года, несмотря на заявление Синода Украинской Православной Церкви о несвоевременности такого шага условиях православно-униатского противостояния, состоялся визит папы Римского Иоанна Павла II на Украину. Вместе с тем добрым шагом со стороны римо-католиков патриарх назвал передачу Русской Церкви списка Казанской иконы Божией Матери. Подвижкой стало создание, по итогам визита председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера в 2004 году Москву, совместной рабочей группы для сбора и изучения фактов прозелитизма. Наконец, патриарх обратил внимание на кризис в отношениях с англиканами. В 2003 году в связи с возведением в сан епископа открытого гомосексуалиста Джина Робинсона Священный Синод Русской Православной Церкви заморозил отношения с Епископальной церковью в США. Первосвятитель с сожалением констатировал тенденцию благословлять однополые браки и совершать рукоположение лиц нетрадиционной ориентации в ряде англиканских сообществ.

Патриарх Алексий высоко оценил диалог Русской Церкви с традиционными нехристианскими религиями. Сотрудничество в рамках основанного в 1998 году Межрелигиозного совета России дало положительные результаты. Была выработана общая позиция по вопросам корректировки Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и других законодательных актов, касающихся религиозных организаций. Говоря о развитии межрелигиозного диалога в пределах СНГ, патриарх упомянул прошедшие в Москве в ноябре 2000 года и в марте 2004 года I и II Межрелигиозные миротворческие форумы, которые стали первыми саммитами духовных лидеров стран СНГ в постсоветский период. Удовлетворительным было признано и взаимодействие Церкви с зарубежными межрелигиозными организациями.

Обратившись к состоянию богословской науки и духовного образования, патриарх отметил необходимость повышения качества образования пастырей и уровня исследовательской работы духовных учебных заведений. Признавалась необходимость и далее стремиться к государственному признанию дипломов и учёных степей духовных школ Русской Церкви. В области религиозного образования мирян патриарх, отметив успешное развитие Международных Рождественских чтений, сосредоточил внимание на ряде нерешённых проблем и призвал усилить духовно-просветительскую работу в приютах, детских домах, в вооружённых силах и местах заключения.

В своём докладе Собору предстоятель охарактеризовал церковную работу с молодёжью, миссионерские труды, социальное служение, состояние и проблемы богослужебной жизни, финансовое положение и экономическую деятельность Церкви. Говоря об издательской деятельности, патриарх обратил внимание на успех ряда научных и катехизаторских проектов и поручил Издательскому Совету усилить контроль над качеством православных изданий с целью недопущения самочинного книгоиздания и неканонического "иконотворчества". Отметив высокий научный уровень уже вышедших семи томов "Православной энциклопедии", патриарх назвал недопустимым отсутствие заказов на комплекты этого издания в ряде епархий Русской Церкви.

2-й день

4 октября, во второй день работы Собора, состоялось пленарное заседание, на котором был заслушан доклад митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова), председателя Синодальной комиссии по канонизации святых; прошли заседания в пяти рабочих группах: "Богословие и богословское образование", "Религиозное образование и работа с молодежью", "Миссионерское служение и работа с военнослужащими", "Благотворительность и издательская деятельность", "Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии", а по окончании заседаний рабочих групп пленарное заседание продолжилось двумя докладами митрополита Смоленского Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей.

Канонизация святых

Доклад митрополита Крутицкого Ювеналия (Пояркова) [2] начался с обзора работы Синодальной комиссии по канонизации святых после Архиерейского Собора 2000 года. По его словам за это время в состав поимённо прославленного Собора новомучеников определениями патриарха и Священного Синода были включены имена 478 подвижников, что увеличило общее число поимённо прославленных новомучеников до 1588 святых.

Далее владыка представил Собору материалы для общецерковного прославления четырнадцати подвижников, канонизированных ранее как местночтимые святые: преподобных Афанасия Высоцкого Младшего, Феодора Санаксарского, Василиска Сибирского, Зосимы (Верховского), Пимена Угрешского, а также жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены; праведного воина Феодора (Ушакова); блаженных Андрея Симбирского, Матроны Московской, а также Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских.

Митрополит Ювеналий, констатировав продолжение начатых в 1990-х годы попыток различных общественных сил в политических целях добиться канонизации царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, отметил, что оснований для их прославления не имеется [3].

Богословие и богословское образование

В рамках работы группы "Богословие и богословское образование" первым был доклад митрополита Минского Филарета (Вахромеева) [4] , председателя Синодальной богословской комиссии. Митрополит охарактеризовал основные направления деятельности Комиссии, особенно подробно осветив работу расширенного пленума, проходившего в стенах Московской духовной академии 19-20 февраля 2001 года, который был посвящён анализу богословских, нравственных и пастырских аспектов проблем, возникших с введением в России новой системы учета налогоплательщиков (ИНН). Владыка указал на естественность стремления государственной власти использовать современные средства для повышения эффективности своей работы, подчеркнув при этом опасность установления контроля государства над личностью, который может противоречить свободе совести и вере, но отметив что христианское бодрствование нельзя отождествлять с духовно нездоровыми апокалиптическими настроениями. Далее он рассказал, что в том же году Комиссия по поручению патриарха рассмотрела богословские изыскания священника Георгия Кочеткова и пришла к выводу о неумышленном неправомыслии, допущенном им в своих произведениях. О. Георгий признал допущенные им неточности, письменно исповедал Православную веру и взял на себя обязательство не использовать в катехизической практике и прекратить распространение тех печатных произведений, которые подверглись обоснованной критике со стороны комиссии. 24 декабря 2002 года Комиссия совместно с Отделом внешних церковных связей провела научно-практический семинар "Богословские, этические, пастырские аспекты участия Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИД", результаты которого были доведены до сведения Священного Синода, который принял решение о целесообразности подготовки концепции участия Русской Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИД. Наконец митрополит Филарет рассказал о богословских конференциях, проводившихся в межсоборный период, а также о контактах с зарубежными богословскими центрами и выходе новых изданий.

Далее выступил председатель Учебного комитета при Священном Синоде архиепископ Верейский Евгений (Решетников), который в своем докладе [5] привёл статистические данные о духовных учебных заведения Русской Церкви. Владыка сообщил, что весной 2004 года Православный Свято-Тихоновский Богословский институт получил аккредитационный статус университета и стал назваться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ). В межсоборный период в число духовных учебных заведений Русской Православной Церкви был включен Новосибирский богословский институт; Московская духовная академия на базе Новоспасского монастыря организовала богословские курсы для мирян, имеющих высшее образование и желающих получить основы богословского образования; ряд духовных училищ был преобразован в семинарии, а некоторые пастырские курсы - в училища. Особое внимание в докладе было уделено определению места религиозного образования в российской образовательной системе. Основным направлением в развитии информационной деятельности Учебного комитета архиепископ назвал развитие образовательного интернет-портала "Богослов.ру" (http://www.bogoslov.ru/), открытие которого состоялось 9 октября 2002 года. Издательская деятельность Учебного комитета была отмечена не только выпуском пособий по ряду богословских дисциплин, но и переизданием трудов выдающихся представителей русской дореволюционной церковной науки.

С небольшим докладом о выпуске Православной энциклопедии выступил руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец, рассказавший об успехах и трудностях уникального церковно-научного труда, объединившего богословов, историков, ученых-краеведов, филологов разных стран.

Поднятые в докладах вопросы живо заинтересовали участников рабочей группы. Некоторые из них - повышение уровня богословского образования, проблема ИНН, нравственное состояние общества, выработка концепции духовного образования и другие - вызвали дискуссию.

Религиозное образование и работа с молодежью

На заседании рабочей группы "Религиозное образование и работа с молодежью" был представлен доклад архиепископа Костромского Александра (Могилёва) [6], председателя образованного в декабре 2000 года Отдела по делам молодёжи Московского Патриархата. В межсоборный период в большинстве епархий были также созданы епархиальные отделы по делам молодёжи; начался обмен опытом молодёжной работы. В числе успешно реализованных мероприятий и продолжающихся проектов архиепископ Александр назвал съезды и конференции православной молодёжи, православные детские и подростковые организации и лагеря, участие в фестивалях, паломничествах и праздниках совместно с зарубежными молодёжными объединениями, выпуск периодических изданий и методических пособий.

Во время дискуссии по итогам доклада архипастыри говорили о проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в практической деятельности в епархиях. Участники рабочей группы высказали единодушное мнение о необходимости оперативного обмена информацией о деятельности как Синодального, так и епархиальных отделов по делам молодёжи.

Рабочей группе был также представлен доклад архимандрита Иоанна (Экономцева) [7], председателя Отдела религиозного образования и катехизации. Кратко охарактеризовав деятельность отдела за десять лет его существования, архимандрит подробно ознакомил соборян с успехами и проблемами, относящимися к межсоборному периоду. К 2004 году состоялось двенадцать Международных Рождественских чтений, интерес к которым светских педагогов, учёных и деятелей культуры рос с каждым годом. Большое внимание в докладе было уделено воскресным и православным общеобразовательным школам, детским садам. В целях стандартизации учебного процесса отец Иоанн предложил Священному Синоду принять ряд типовых положений, посвящённых статусу и работе православных образовательных учреждений для мирян. Докладчик представил проект поправки в Устав Русской Православной Церкви, определяющей понятие православных учебных заведений для мирян и организацию их деятельности.

Миссионерское служение и работа с военнослужащими

На заседании рабочей группы "Миссионерское служение и работа с военнослужащими" прозвучал доклад архиепископа Белгородского Иоанна (Попова) [8], председателя Миссионерского отдела. В докладе были представлены результаты III Всецерковного съезда епархиальных миссионеров (Москва, 30 октября-3 ноября 2002), который выработал рекомендации епархиальным миссионерам в следующих направлениях: совершенствование методов миссии, преодоление религиозных конфликтов, воцерковление и миссионерское служение мирян, социальное служение, использование в миссионерской практике информационных технологий. Архиепископ рассказал также о миссионерских экспедициях по России, совершённых православным духовенством на поезде-храме в честь иконы Божией Матери "Одигитрии" и на храме-автомобиле во имя архистратига Михаила. В докладе была охарактеризована деятельность Белгородской миссионерской духовной семинарии, подведены итоги епархиальных российских и Всеукраинского миссионерских съездов. Докладчик предложил создать Центр миссионерских исследований для выбора наиболее эффективных форм и методов миссионерского служения в современном мире.

Также был представлен доклад протоиерея Димитрия Смирнова [9], председателя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями. Отец Димитрий рассказал о сотрудничестве духовенства с различными военизированными подразделениями в межсоборный период, отметив при этом, что формирование взаимоотношений Церкви с силовыми структурами в большинстве случаев зависит от личных контактов епархиальных архиереев с командованием того или иного подразделения. Избежать подобной зависимости, по мнению докладчика, возможно, создав прочную договорно-правовую базу для стабильного взаимодействия, как в Белоруссии. Протоиерей Димитрий отметил, что существующая правовая база позволила создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей в большинстве воинских подразделений. Были оглашены статистические данные о церковной ситуации в войсках и в уголовно-исполнительной системе России. В межсоборный период Отдел наладил выпуск газет, открыл интернет-сайт. В заключении докладчик предложил ввести штатные должности православного и мусульманского военного духовенства за счет сокращения избыточного количества военных психологов.

Благотворительность и издательская деятельность

В ходе заседания рабочей группы "Благотворительность и издательская деятельность" доклад сделал митрополит Воронежский Сергий (Фомин) [10], председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Митрополит рассказал о работе двусторонней Комиссии представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации и Русской Православной Церкви, которая привела к подписанию документов, регулирующих взаимодействие лечебных учреждений и Церкви. Комиссией были приняты меры, направленные на снижение количества абортов и помощь лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Говоря об успешной деятельности Свято-Алексиевской Центральной клинической больницы Московского Патриархата, владыка Сергий назвал её базовой моделью для епархиальных лечебных учреждений. В докладе нашло отражение взаимодействие Отдела с организациями врачей и женщин, сотрудничество с лечебными, попечительскими и образовательными учреждениями. Отдел при поддержке Всемирной лютеранской федерации и Всемирного совета церквей оказывал содействие беженцам и вынужденным переселенцам с Кавказа, из северных регионов России, Афганистана и Средней Азии; неоднократно приходил на помощь пострадавшим при террористических актах и стихийных бедствиях; в сотрудничестве с различными организациями оказывал материальную поддержку больницам, детским домам, приютам, предоставлял нуждающимся психологические консультации. К перечисленным проблемам Отдела относились неразвитость либо отсутствие в ряде епархий благотворительных институтов, нерегулярность отчётов архиереев о состоянии диаконии на местах, дефицит кадров для социального служения и недостаточность государственной поддержки делу церковной благотворительности. Для своевременной и оперативной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях владыка Сергий предложил создать Общецерковный резервный фонд.

Доклад протоиерея Владимира Силовьева [11], председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, был посвящён проблемам православного книгоиздания и книгораспространения. Отметив, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться, докладчик подчеркнул, что качество редакционной подготовки православных изданий в некоторых издательствах остаётся неудовлетворительным. Для решения этой проблемы был создан Экспертный совет, осуществляющий экспертизу православных изданий. Однако и после этого некоторые епархиальные архиереи продолжали давать благословение на книги издательств и авторов, нередко клириков других епархий, порой не знакомясь с содержанием этих книг. Протоиерей Владимир призвал священноначалие уделить особое внимание проблеме координации издательских планов православных издательств под эгидой Издательского Совета.

Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии

На заседании рабочей группы "Монастырская жизнь и работа Богослужебной комиссии" был заслушан доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия (Фролова) [12], председателя Синодальной богослужебной комиссии. Докладывая о состоянии монастырской жизни, владыка указал на возрождение миссионерского и социального служения монастырей. В докладе был рассмотрен ряд практических вопросов, связанных с открытием монастырей, скитов, подворий и монастырских подсобных хозяйств. Отметив важный вклад монастырей в возрождение сельского хозяйства, архиепископ подчеркнул, что хозяйственная деятельность не должна становиться самоцелью. Говоря о росте числа обителей и монашествующих, докладчик напомнил, что "благополучие епархии в деле возрождения монашества измеряется не числом действующих монастырей, а состоянием жизни в них". В докладе было уделено внимание практике назначений настоятелей и настоятельниц, избрания духовников, приема в монастырь новых насельников и насельниц. Проблемы связанные с духовничеством были выделены в числе наиболее острых вопросов.

Внешняя деятельность

По окончании заседаний рабочих групп последовали доклады митрополита Кирилла (Гундяева), председателя Отдела внешних церковных связей. В первом докладе [13] митрополит доложил Собору о внешней церковной деятельности в межсоборный период. Говоря о попечении Церкви о русской диаспоре, владыка привёл статистические сведения, рассказал о ремонте и реставрации исторических храмовых зданий, строительстве нескольких новых храмов, а также дал подробную характеристику положению православия в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

Далее митрополит отметил плодотворное сотрудничество Церкви с поместными Православными Церквами, в частности, в области преодоления расколов. При этом была отмечена сохраняющаяся напряжённость в отношениях с Константинопольским и Румынским Патриархатами, связанная с трениями в Эстонии, Молдавии, Венгрии, Западной Европе и на Афоне.

Говоря о диалоге с антихалкидонитами, владыка отметил неоднократные встречи патриарха Алексия II с католикосом всех армян Гарегином II; решение Священного Синода от 27 декабря 2000 года об образовании Координационного комитета и Смешанной комиссии для ведения диалога с антихалкидонитами с целью выяснения христологической терминологии (первое заседание комитета последовало в марте 2001 года, первое заседание комиссии - в сентябре того же года); первые двусторонние собеседования между представителями Русской Православной Церкви и Армянской Апостольской церкви в феврале 2001 года в Эчмиадзине.

Касательно отношений с римо-католиками, докладчик перечислил факты католической экспансии на канонической территории Русской Церкви: повышение статуса католических "апостольских администратур" в России до уровня епархий; учреждение новых епархий на Украине и в Казахстане; создание двух униатских экзархатов в традиционно православных областях Украины; прозелитизм и попытки распространения влияния унии на Белоруссию, Россию и Казахстан. Было отмечено что лишь совместными усилиями поместных Православных Церквей удалось предотвратить перенесение из Львова в Киев главной униатской кафедры и получение УГКЦ статуса патриархата.

Говоря о взаимоотношениях с протестантами, митрополит Кирилл отметил прочность партнёрских отношений с группами лютеран (Евангелической церковью Германии и Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии), а также положительный опыт сотрудничества с христианами Скандинавии в области социального служения. Большое внимание было обращено на кризис англиканства, которое находилось на перепутье вследствие того, что характерная для протестантского мира тенденция к пересмотру библейских принципов отношения между полами привела в 2003 году к "рукоположению" во епископа гомосексуалиста в Епископальной церкви США, из-за чего Священный Синод принял решение заморозить отношения с этим сообществом. Наконец, по словам докладчика, отношения с традиционными протестантскими сообществами внутри России были осложнены прозелитизмом.

Затрагивая диалог с различными организациями, владыка рассказал о реформировании Всемирного совета церквей, направленном на достижение равноправного участия Православных Церквей в деятельности Совета, а также о путях преодоления кризиса экуменического движения. В докладе были затронуты вопросы межрелигиозного сотрудничества для противодействия негативным общественными тенденциями, в борьбе за мир. Говоря о работе Отдела в сфере взаимоотношений Церкви с государством и обществом, митрополит перечислил проблемы формирующегося Российского законодательства; рассказал о консультациях с президентом, правительством и парламентом по вопросам введения паспорта нового образца. В докладе также нашли отражение контакты с зарубежными правительствами, международными светскими организациями. В межсоборный период Отдел в сотрудничестве с другими общественными организациями организовал и провёл три Всемирных Русских Народных Собора.

Констатировав рост интереса светских средств массовой информации к Русской Православной Церкви, митрополит доложил об информационной работе Отдела. Касаясь деятельности антицерковных изданий, докладчик призвал учитывать при противодействии им опыт зарубежных церквей. Положительно оценив рост паломнического движения, митрополит выступил против монополии светских коммерческих структур в сфере организации паломнических поездок. В заключение первого доклада владыка Кирилл рассказал о работе "круглого стола по религиозному образованию и диаконии" при ОВЦС, осуществляющего в сотрудничестве с зарубежными христианами и светскими кругами социальное служение и религиозное просвещение в Русской Церкви.

Второй доклад митрополита Кирилла [14] был посвящён вопросам взаимоотношений с Русской Православной Церковью Заграницей и старообрядчеством. Перечислив проблемы, служившие причиной разделения с РПЦЗ, митрополит отметил что важнейшие деяния Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года и канонизация сонма новомучеников "создали реальные предпосылки для содержательного диалога с Зарубежной Церковью с целью окончательного устранения недоразумений и преодоления проблем, стоящих между нами". Затем владыка рассказал о посещении России первой официальной делегацией РПЦЗ в ноябре 2003 года и первом официальном визите предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра в мае 2004 года, по итогам которого начали совместную работу комиссии по диалогу.

Переходя к характеристике взаимоотношений со старообрядчеством, митрополит отметил, что, несмотря на отмену клятвы на старые обряды 1971 года, на подтверждение этого решения Собором 1988 года, а также на определение Священного Синода, осуждающее "имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светских властей в дела Церкви", разделение не было преодолено. Митрополит предложил ряд мер, направленных на установление доверительных взаимоотношений со старообрядцами. В частности, было указано на необходимость совместных действий по возрождению культурных и духовных традиций; общих проектов в области книгоиздания; проведения научных мероприятий, духовных концертов, научно-исторических конференций по осмыслению раскола XVII века. Кроме того, докладчик указал на необходимость оказания помощи старообрядцам в паломничествах к общим национальным святыням, в издании богослужебной и иной литературы, в подготовке специалистов в области старого обряда, традиционного пения и иконописи. В заключение митрополит Кирилл предложил учредить при Священном Синоде постоянно действующий орган, ведающий делами старообрядных приходов и взаимодействием со старообрядчеством.

3-й день

Третий день работы Собора, 5 октября, был посвящён обсуждению вопросов внутренней жизни Церкви. В начале заседания был заслушан доклад патриарха Алексия, в котором затрагивались острые вопросы жизни епархий и приходов. Затем выступил секретарь Собора митрополит Калужский Климент (Капалин) [15], который посвятил свой доклад требованиям, предъявляемым к ежегодным епархиальным отчётам. Он также представил на утверждение Собору принятое Священным Синодом "Положение о наградах Русской Православной Церкви". Затем Собором были заслушаны отчёты о заседаниях рабочих групп.

В тот же день Собору был представлен доклад председателя Историко-правовой комиссии при Священном Синоде протоиерея Владислава Цыпина [16], в котором были даны необходимые пояснения к "Временному положению о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов". Будущему Собору надлежало утвердить доработанный текст положения о суде, для чего в течении следующих двух лет епархиальным архиереям указывалось предоставлять данные о практическом применении "Временного положения".

4-й день

6 октября, в четвёртый день работы, были обсуждены и приняты итоговые документы Собора. Были представлены:

После обсуждения и внесения поправок все документы были приняты соборянами. Также Собор принял:

В заключительном слове патриарх Алексий II поблагодарил архиереев за участие в соборных деяниях и подвел итог деловой части Освященного Собора [17]. В тот же день состоялась встреча епископата Русской Церкви с президентом России Владимиром Путиным, на которой был обсужден ряд важнейших вопросов церковно-государственных отношений [18]. После этого в Успенском соборе Московского Кремля был совершён торжественный молебен.

5-й и 6-й дни

Последние два дня Собора были посвящены богослужениям в Троице-Сергиевой Лавре. 8 октября, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, после Божественной литургии и молебна преподобному, митрополитом Калужским Климентом было зачитано "Послание Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви".

Литература

  • Журнал Московской Патриархии, 2004, № 10.
  • Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиева лавра, 3 - 8 октября 2004 года: Материалы, М, 2005.
  • "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2004 года", официальный сайт Русской Православной Церкви:

Использованные материалы

  • "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года", Православная энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012:



[1]  См. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/420130.html

[2]  См. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/420872.html

[3]  См. доклады К вопросу о канонизации царя Ивана Грозного и Г. Е. Распутина, http://www.patriarchia.ru/db/text/420877.html, и Царская семья и Г. Е. Распутин, http://www.patriarchia.ru/db/text/420879.html

[4]  См. Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, председателя Синодальной Богословской комиссии, http://www.patriarchia.ru/db/text/428740.html

[5]  См. Доклад председателя Учебного Комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения, http://www.patriarchia.ru/db/text/425443.html

[6]  См. Доклад председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата архиепископа Костромского и Галичского Александра, http://www.patriarchia.ru/db/text/427112.html

[7]  См. Доклад архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/426484.html

[8]  См. Доклад архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата, http://www.patriarchia.ru/db/text/426496.html

[9]  См. Доклад председателя Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, http://www.patriarchia.ru/db/text/425526.html

[10]  См. Доклад митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, http://www.patriarchia.ru/db/text/427153.html

[11]  См. Протоиерей Владимир Силовьев. О перспективном планировании в деле православного книгоиздания, http://www.patriarchia.ru/db/text/425452.html

[12]  См. О монастырской жизни. Доклад архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, http://www.patriarchia.ru/db/text/425430.html

[13]  См. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата о внешней церковной деятельности, http://www.patriarchia.ru/db/text/423147.html

[14]  См. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по вопросам взаимоотношений с Русской Зарубежной Церковью и старообрядчеством, http://www.patriarchia.ru/db/text/423152.html

[15]  См. Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента, управляющего делами Московской Патриархии, о наградах Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/423154.html

[16]  См. Протоиерей Владислав Цыпин. О проекте "Положения о церковном суде", http://www.patriarchia.ru/db/text/420396.html

[17]  См. Слово Святейшего Патриарха Алексия на закрытии вечернего пленарного заседания Архиерейского Собора 5 октября 2004 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/425344.html

[18]  См. Пресс-релиз о встрече Святейшего Патриарха Алексия и участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, http://www.patriarchia.ru/db/text/425536.html

Редакция текста от: 23.12.2014 13:12:29

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 2004" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google