Лев Николаевич Толстой. Худ. И.Репин ,1887 |
Родился 28 августа 1828 года в Ясной Поляне (ныне Щёкинский район Тульской области).
Отец – граф Николай Ильич Толстой (+ 1837), участник Отечественной войны 1812; мать – Мария Николаевна (+ 1830), урожденная Волконская.
Детство. Учеба
В младенчестве Лев Толстой потерял мать, в отрочестве - отца. После смерти родителей будущий писатель с тремя братьями и сестрой переезжает в Казань, к опекунше П.Юшковой (+1876). Никакого религиозно-нравственного образования Лев Толстой в детстве не получил. Да и какую нравственность могла привить ребенку тетушка, которая "всегда говорила мне, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтоб я имел связь с замужнею женщиной"?[1]
Позже он напишет в "Исповеди":
В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо. О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста". [2].
"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь...", - писал о. Иоанн Кронштадтский [3]
В 1905 году, будучи уже 77-летним стариком, Толстой писал: "В моей жизни было два великих и благотворных влияния: Руссо и Евангелие..."
В 1843 году Толстой поступает в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем переводится на юридический факультет, на котором фактически не учится; ведет светский образ жизни. В 1847 году, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства.
Последующие четыре года проводит в исканиях: пытается переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847) [4], живет светской жизнью в Москве (1848), едет в Петербургский университет держать экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определяется на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).
Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Военная служба. Начало писательской деятельности
Л. Н. Толстой - поручик. Петербург. Фотография С. Л. Левицкого. 15 февраля 1856г. |
В 1852 году в журнале "Современник" под псевдонимами Л.Н.Т. выходит его первое напечатанное произведение "Детство", которая получает одобрение Некрасова. Повесть, вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57), входит в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого – «Молодость» – так и не была написана. На Кавказе Толстой, произведенный в офицеры, проводит два года, участвуя во многих стычках. Армейский быт и эпизоды Кавказской войны дают Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55).
В конце 1853 переводится в Дунайскую армию и участвует в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии.
В ноябре 1854 – вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Участие в Крымской войне легло в основу художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки получили название «Севастопольские рассказы». Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский).
В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта 1855 года он пишет:
Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.
В 1855 году приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с И.Тургеневым, И.Гончаровым, А. Островским,Н. Чернышевским. Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди": "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел".
В это время создается рассказ «Утро помещика» (1856), позже повесть «Альберт» (1857-58) и роман «Семейное счастье» (1858-1859).
Осенью 1856 году вышел в отставку ("Военная карьера - не моя...", - пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Находясь за границей, Толстой много внимания уделяет европейской системе воспитания и образования.
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Лондоне познакомился с Герценом, посетил лекцию Диккенса.
В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. "Азбука" и "Новая Азбука".
Рассказы "Три смерти", "Казаки"
В 1859 году он пишет рассказ "Три смерти" в котором отображена смерть трёх творений природы: некоей барыни, простого мужика и дерева. В нем он противополагает христианству (хоть и ложному) "религию природы", и оговаривает: смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии. Правда, от христианства Толстой пока не отрекается, но каким-то причудливым образом пытается соединить его в душе своей с иной «верой». В одном из писем он признаётся:
В рассказе "Три смерти" заключён своего рода код к пониманию творчества Толстого. Всё бытие мира он рассматривает всегда как бы на трёх уровнях: на уровне природы (дерево), народа (мужик) и цивилизации (барыня). В каждое событие, в каждого человека он вглядывается пристально и пытливо: к какому уровню бытия принадлежит это событие или этот человек и какую в связи с этим долю правды заключает в себе? И всегда природа становится эталоном истинного восприятия бытия, мужик всегда природным нутром ощущает правду, принадлежность же к цивилизации всегда уродует душу человека.
Оленин - главный герой рассказа "Казаки" (1863)- тяготеет к натуральному существованию. Это тяготение есть, по сути, подсознательное снятие с себя всякой ответственности и всякой вины за свой грех. [5]
"Война и мир","Анна Каренина".
Портрет Льва Толстого. Худ. И.Н. Крамской, 1873 |
С осени 1863 года он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
Речь о Боге постоянно заходит в произведении, но Бог не мыслится у Толстого в пространстве одного из основных христианских догматов - догмате о Пресвятой Троице. Толстой еще в 1852 году писал в дневнике: "Не понимаю тайны Троицы". Один из главных героев романа Пьер Безухов, говоря о христианстве, не упоминает имени Христа, но пользуется словом «Бог». А слово это обладает некоторой неопределённостью и может употребляться с равным успехом для обозначения совершенно различных понятий. Собственно, все рассуждения Пьера можно толковать в большинстве случаев и как чисто деистические. Толстой сам постоянно колеблется между христианством и деизмом.
В 1873 году Толстой избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук (в 1900 – почетным академиком).
Весной 1873 года Толстой начал и через 4 года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини — «Анна Каренина». В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил «мысль семейную». Драматически складывающейся семейной жизни Анны Карениной противопоставлено в романе супружеское счастье Константина Левина.
Роман "Анна Каренина" есть повествование о цепи больших и малых преступлений (не в уголовном, разумеется, смысле): о переступлении, постоянном пере-ступании через некую черту, ограничивающую своеволие человека сознанием его ответственности. А на то, что речь в романе идёт именно о преступлении (преступлениях) — и неизбежном наказании — и что преступление здесь не перед законом человеческим обнажается, а перед законом высшим, от Бога идущим, указывается изначально эпиграфом "Мне отмщение, и Аз воздам".[6]
С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.
Духовный кризис. Создание учения
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. Худ. И.Репин, 1887 |
В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.
Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения.
Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.
Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм. Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры, Катехизис святителя Филарета, Послание восточных патриархов, Догматическое Богословие митрополита Макария. И всё то, что стоит за этими трудами.
Осенью 1883 года Толстой знакомится с Владимиром Георгиевичем Чертковым (+1936). В.Г.Чертков сразу вошел в ближайшее окружение Толстого, став его первым другом-единомышленником. Вскоре после знакомства Толстой записал в дневнике: "Он удивительно одноцентренен со мной". Несмотря на разницу в возрасте (более 25 лет) между ними установились глубокие дружеские отношения, со временем Чертков стал Толстому самым близким человеком и "воистину...злым гением Толстого"[9].
В 1884 году Толстой поддерживает издательство «Посредник», руководимое последователями и друзьями Толстого В.Г.Чертковым и И.И.Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Толстого по цензурным условиям печатаются сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство «Свободное слово».
В эти годы создаются повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол». В то же время Толстой начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам (драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения»).
В 1890-е гг. Ясная Поляна становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран.
Во 2-й половине 90-х гг. Толстой много сил отдает защите религиозных сектантов – молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду.
Отлучение от Церкви
Лев Толстой во время болезни с дочерью Татьяной, 1902 |
20-22 февраля 1901 года состоялось специальное Определение Священного Синода за №557, где было засвидетельствовано отпадение писателя от Православной Церкви.
В "Ответе Синоду", Толстой писал:
В 1902 году Толстой написал легенду "Разрушение ада и восстановление его". Софья Андреевна, жена писателя, вспоминала: "Это сочинение пропитано истинно дьявольским духом отрицания, злобы, глумления надо всем на свете, начиная с Церкви... А дети — Саша, еще неразумная, и Маша, мне чуждая — вторили адским смехом злорадствующему смеху их отца, когда он кончил читать свою чертовскую легенду, а мне хотелось рыдать...".
В том же 1902 году Толстой написал свое знаменитое «Обращение к духовенству», полное такого циничного кощунства, что даже в Советской России оно напечатано только однажды в 90-томном Полном собрании сочинений, которое доступно лишь для специалистов, ученых филологов.
На это обращение откликнулся пр. Иоанн Кронштадтский: "Ренаны, Бюхнеры, Шопенгауэры, Вольтеры - ничто в сравнении с нашим безбожным россиянином Толстым. Написанное Толстым в «Обращении» — с точки зрения христианской — одно безумие".[10]
Последние годы жизни. Уход из Ясной Поляны. Кончина
Л. Н. Толстой. Май 1908 г. Ясная Поляна. |
Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".
22 июля 1910 года Толстой, под влиянием Черткова, написал завещание, в котором отказывался от прав на сочинения, написанные им после 1881 года.
В ночь на 28 октября 1910 года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни".
Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре. В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы" - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.
В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября 1910 года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.
Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана".
Ольденбург С.С., историк:
Основные произведения
Романы:
- «Семейное счастье» (1859)
- «Декабристы» (1860—61, незаконч., опубл. 1884)
- «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
- «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
- «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)
Повести:
- Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
- «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
- «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
- «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
- «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
- «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
- «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
- «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
- «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912)
Рассказы, в т. ч.:
- «Набег» (1853)
- «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
- Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
- «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
- «Люцерн» (1857)
- «Три смерти» (1859)
- «Холстомер» (1863—85)
- «Франсуаза» (переделка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
- «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
- «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
- «После бала» (1903, опубл. 1911)
- «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
- «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
- «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
- «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
- «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
- «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)
Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:
- в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
- «Три медведя», «Филипок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
- Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
- «Чем люди живы» (1881)
- «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
- «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)
Драматургия:
- комедии
- «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
- «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
- «Плоды просвещения» (1891)
- «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
- драмы
- «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
- «Живой труп» (1900, незаконч., опубл. 1911)
- «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)
Публицистика, в т. ч.:
- «Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)
- статьи
- «О переписи в Москве» (1882)
- «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
- «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
- «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
- «Стыдно» (1895)
- «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
- «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
- «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
- «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распространялась нелегально)
Педагогические сочинения, в т.ч.:
- ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.
Религиозно-философские сочинения:
- «Исследование догматического богословия» (1879—80)
- «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
- «В чем моя вера» (1884)
- «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.
Критика, в т.ч.:
- «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
- «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
- «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
- «О Шекспире и о драме» (1906)
- «О Гоголе» (1909)
Дневники (1847—1910)
Литература
- Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
- Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
- Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
- Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
- Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911—1913
- Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
- Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
- Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
- Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
- Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
- Георгий Ореханов, свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
- Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
- Толстая А. Л. Отец: Жизнь Льва Толстого, 1989
- Толстая С. А. Дневники, 1978
- Толстой И. Л. Мои воспоминания, 1969
- Толстой Л. Л. В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни, 1923
- Чертков В.Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого, 1911
- Чертков В.Г. Уход Толстого, 1922
Использованные материалы
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века, М., 2009
- Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
- Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
- Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование, М., 2010, с.323-324
- Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
- Биография Л.Н. Толстого
[1] "Исповедь", 1879—82
[2] Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921
[3] Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902
[4] эта попытка запечатлена в повести "Утро помещика", 1857
[5] Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
[6] Там же.
[7] Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
[8] Там же, с.463
[9] Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369
[10] См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)