Евфимий (Лапин), еп. Барнаульский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) |
В миру Евгений Николаевич Лапин, родился 14 февраля 1873 года в селе Суерском Ялуторовского округа Тобольской губернии в семье священника Николая Ивановича Лапина.
Окончил Тобольское духовное училище, в 1894 году - Тобольскую духовную семинарию по I разряду [1], в 1898 году - Московскую духовную академию действительным студентом.
16 февраля 1899 года был утвержден в степени кандидата богословия.
"Был признан негодным к военной службе по причине плохого зрения" [2].
Преподаватель Тобольских духовных школ. Монах
23 декабря 1899 года поступил преподавателем арифметики и геометрии в Тобольское епархиальное женское училище.
С 8 июня 1901 года по 31 декабря 1902 года - делопроизводитель Совета епархиального женского училища. С 15 июня по 15 августа 1901 года исправлял должность инспектора классов училища.
22 мая 1902 года был утвержден преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Тобольской духовной семинарии.
С 26 августа 1902 года по 15 августа 1903 года временно преподавал арифметику во II классе епархиального женского училища.
30 апреля 1904 года был утвержден в чине коллежского асессора со старшинством с 23 декабря 1899 года.
С 1 июня по 20 августа 1904 года исправлял должность члена распорядительного собрания Правления семинарии.
20 ноября 1904 года за выслугу лет был произведен в чин надворного советника со старшинством с 23 декабря 1903 года.
С 1 декабря 1904 по 20 августа 1905 года состоял преподавателем арифметики и геометрии в трех старших классах епархиального женского училища; с 20 августа 1905 года - в двух старших классах; с 20 ноября 1906 года - преподавателем арифметики в 3 и 4 классе.
С 7 марта 1905 по 20 августа 1906 года состоял членом Ревизионного Комитета по поверке экономических отчетов по Тобольской семинарии.
2 октября 1907 года был назначен штатным преподавателем арифметики, алгебры и геометрии в четырех старших классах Тобольского епархиального женского училища. С 22 октября 1907 по 15 августа 1908 года состоял преподавателем и в дополнительном 7 классе училища.
30 мая 1908 года был произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 23 декабря 1907 года.
Овдовел.
12 июля [3] 1908 года принял пострижение в монашество с именем Евфимий в Абалакском Знаменском монастыре. 21 июля того же года был рукоположен во иеродиакона епископом Тобольским Антонием (Каржавиным), 6 августа - во иеромонаха.
15 августа 1908 года был освобожден от должности преподавателя епархиального женского училища.
С 1 сентября 1908 года по 1 февраля 1909 года исправлял должность законоучителя в 3 старших классах Тобольской мужской гимназии.
Служение в Томской епархии. Епископ Якутский
Определением Св. Синода от 10-15 января 1909 года за № 61 назначен ректором Томской духовной семинарии.
15 февраля 1909 года был возведен в сан архимандрита епископом Тобольским Антонием (Каржавиным).
С 6 ноября того же года - постоянный член Томского епархиального училищного совета. Также состоял членом Томского Комитета Православного миссионерского общества, членом совета Противораскольнического Братства св. Димитрия Ростовского [4] (с 11 апреля 1912 года - товарищ (заместитель) председателя братства [5]) .
23 февраля 1912 года был назначен и 18 марта хиротонисан во епископа Барнаульского, викария Томской епархии архиепископом Макарием (Невским) в Троицком кафедральном соборе Томска.
Назначен настоятелем Томского Богородице-Алексеевского монастыря, получал жалованье из доходов от оброчных статей монастыря. Продолжал исполнять должность ректора Томской духовной семинарии.
С 31 мая 1912 года - председатель Томского епархиального училищного совета. Занимал должность товарища председателя Томского братства св. Димитрия Ростовского.
С 26 января 1916 года - епископ Якутский и Вилюйский. Прибыл в Якутск 29 марта 1916 года [6].
Участие в Московском соборе. На Олонецкой кафедре
Принимал участие в Священном Соборе Российской Православной Церкви в Москве 1917 - 1918 годов. На Соборе отказался участвовать в избрании кандидатов в Патриархи, т.к. его не устраивал порядок избрания. Выступал с критикой проекта положения о ЕУ за его недоработанность.
Из-за гражданской войны оказался отрезан от своей епархии. Пребывал в Москве, находясь в крайне стесненных условиях. В декабре 1918 года обратился в ВЦС с просьбой о выдаче какой-либо части содержания, следуемого за 1918 годом по должности епархиального архиерея, поскольку он испытывал острую нужду в деньгах для выплаты возложенного на него повышенного налога.
По некоторым данным, с 4 февраля 1919 года - временный управляющий Уфимской епархией. С 4 декабря того же года - временный управляющий Курской епархией. Очевидно, к исполнению обязанностей не приступил, поскольку из Москвы не выезжал.
В июне 1920 года был назначен на Олонецкую кафедру. Проживал в городе Петрозаводске.
22 ноября 1921 года избран почетным председателем вновь организованного союза приходов города Петрозаводска.
С декабря 1921 года в Карельской области ЧК было начато следственное дело по обвинению епископа в "нелояльном отношении к советской власти". Поводом стал отказ епископа утвердить настоятелем храма Святозерского прихода "поддерживаемого беднейшим крестьянством" священника Иоанна Почезерского, ранее запрещенного Синодом в священнослужении. Вызванный на допрос в ЧК владыка Евфимий заявил, что назначение священников является внутренним делом Церкви.
15 марта 1922 года на заседании Комиссии помощи голодающим отказался подписать обращение к духовенству и прихожанам об изъятии церковных ценностей, сославшись на отсутствие указаний на то от Патриарха св. Тихона. В связи с этим фактом появилась заметка в журнале "Наука и религия", сопровождавшаяся карикатурой на епископа. Впоследствии эта заметка стала одним из оснований обвинительного заключения против епископа.
"Привлекался к суду по ст. 73 УК по делу об изъятии церковных ценностей и был амнистирован" [7].
В мае-июне 1922 года находился в Москве и Петрограде. За время его отсутствия в Петрозаводске сформировалась инициативная группа "Живой церкви". 13 июля обновленцами было созвано общее собрание приходских советов. Приглашенный туда епископ Евфимий заявил, что "не может сказать больше, чем прихожане сами знают", после чего покинул собрание.
18 июля 1922 года состоялось открытое заседание особой сессии народного суда при Совете народных судей Карельской трудовой коммуны по обвинению епископа в "дискредитировании советской власти" в связи с событиями вокруг Святозерского прихода. Судьи поддержали доводы епископа, что "назначение духовенства на священнические места и вообще все недоразумения между духовенством за отделение церкви от государства находятся в ведении епархиальной власти, а не гражданской"; епископ был оправдан за недоказанностью предъявленного обвинения. 19 июля указом обновленческого Высшего церковного управления был уволен на покой "в целях облегчения церковно-революционного движения".
2 августа 1922 года в Петрозаводске состоялся крестный ход к часовне пророка Илии, организованный священниками Александро-Невской церкви Василием Хазовым и Георгием Гумилёвым. Во время проповеди у часовни ими были сказаны предупредительные слова против обновленцев.
Арест и ссылка
В ночь на 5 августа епископ был арестован вместе со священниками Георгием и Василием, а также с мирянами братьями Валентином и Семеном Подкользиными, которые ранее активно выступали против обновленцев и, кроме того, во время кампании по изъятию церковных ценностей предлагали заменить их собранными прихожанами драгоценностями. Все арестованные содержались при комендатуре Карельского областного политического управления.
Епикопу было предъявлено обвинение, что он "вносил тормоз в сдаче церковных ценностей и посредством духовенства вел агитацию среди населения". На допросе отказался признать себя виновным в предъявленных обвинениях.
12 октября 1922 года освобожден под подписку о невыезде, стал служить в Александро-Невской церкви, вскоре был приглашен в кафедральный собор Петрозаводска. Следствие, продолженное Карельским революционным трибуналом, пришло к выводу, что обвинение против епископа ничем не доказано. 12 декабря 1922 года Президиум Карельского революционного трибунала принял решение о применении ко всем обвиняемым амнистии в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции и о прекращении дела.
После того как Владыка Евфимий отказался принять предписание обновленцев покинуть Петрозаводск, обновленческое ЕУ обратилось к властям с просьбой применить против епископа свои меры. 28 декабря президиум Исполкома Карельской трудовой коммуны принял решение о выселении епископа и священников Г. Гумилёва и В. Хазова как "вредных элементов" в Сибирь на 3 года. Одновременно ГПУ было предложено немедленно принять к высылаемым "соответствующие меры изоляции", поскольку "их пребывание на свободе может поднять противоположное настроение масс".
30 декабря 1922 года епископ был арестован без предъявления каких-либо обвинений.
30 марта 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приняла решение о высылке епископа вместе с другими обвиняемыми на 3 года в Нарымский уезд Томской губернии. Отбывал срок ссылки в Кёнгинском сельсовете [8]. Получал вместе с другими ссыльными архиереями помощь из Томска от мц. Татианы Гримблит.
В ходатайстве о досрочном освобождении ему было отказано [9]. Во время ссылки состоял в переписке с Кронштадтским епископом Венедиктом (Плотниковым), временно управлявшим Олонецкой епархией с 1924 года, в частности просил о представлении протоиерея В. Хазова кандидатом в викарные епископы в г. Вытегру (просьба не была удовлетворена). Согласно заключению 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ, за время ссылки "проявил себя ярым реакционером-черносотенцем".
По окончании срока ссылки решением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 26 марта 1926 года к епископу было применено ограничение в местах проживания сроком на 3 года.
Продолжал титуловаться епископом Олонецким, но после принятого Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) в "Декларации" 1927 года решения об увольнении арестованных и высланных архиереев, числился уже находящимся на покое.
В 1927 - 1928 годах проживал в сторожке при Знаменской церкви города Томска, затем жил в Тобольске.
28 февраля 1929 года было вынесено решение:
По некоторым сведениям, проживал в Новосибирске, где был арестован в конце 1937 года. Расстрелян в марте 1938 года в Новосибирске и погребен в безвестной могиле [10].
6 сентября 1990 года был реабилитирован Прокуратурой Карельской АССР по 1922 году репрессий.
Награды
- орден св. Станислава III степени (6 мая 1907)
- набедренник (27 ноября 1908) [11]
- орден св. Анны II степени (6 мая 1911) [12]
- орден св. Владимира III степени (1916)
Публикации
- Речь при наречении во епископа // ПрибЦвед. 1912. № 15. С. 600-602
- Программа для подготовки приходов Якутской епархии к благоустроению местной церковно-приходской жизни // Якутские ЕВ. 1916. № 22. С. 371-382.
Архивные материалы, публикации, литература
- ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.80.
- Архив УФСБ РФ по Республике Карелия Д.П-10444 (1922-1923 гг.).
- Архив УФСБ РФ по Томской области Д. П-7884 (1930 г.)
- Пострижение в монашество // Тобольские ЕВ. 1908. № 15. Ч. неофиц. С. 283.
- Дмитриевский С. Преосв. Евфимий, новопоставленный епископ Барнаульский // Томские ЕВ. 1912. № 7/8. Ч. неофиц. С. 416-425.
- Списки студентов, окончивших полный курс имп. МДА за 1-е столетие ее существования: (1814-1914). Серг. П., 1915. С. 116.
- Состав Свят. Правительствующего Всероссийского Синода и российской церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 294-295.
- Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.69.
- «Посторонний» вопрос // Красная газета. Пг., 1922. 17 марта. С. 2.
- Церковное золото умирающим // НиР. 1922. № 1. С. 25.
- Живая Церковь. 1922. № 6/7. С. 22.
- Карельская коммуна. Газ. 1922. № 154. С. 4; № 159. С. 1; № 176. С. 3
- Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.143-144.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.972.
- Их называли КР: Репрессии в Карелии 20-30-х гг. Петрозаводск, 1992. С. 80-81
- Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004. С.126-127,357,384.
- Дамаскин (Орловский), игум. Кн. 7. С. 129.
Использованные материалы
- Галкин А.К. "Евфимий (Лапин Евгений Николаевич)", Православная энциклопедия, Т. 17, С. 417-418:
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...d** - Евфимий (Лапин Евгений Николаевич)
- http://213.171.53.29/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newm...-** - "Дело епископа Евфимия (Лапина) и др., г.Петрозаводск, 1922-1923гг."
- Справочная книга по Томской епархии / Сост. служащими консистории под руководством секретаря оной А.А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. - Томск, 1914, с. 6-8, 54.
- "Евфимий (Лапин Евгений Николаевич), епископ Барнаульский, викарий Томской епархии", страница сайта Образование и Православие
[1] Выпускники Тобольской духовной семинарии за 1878-1909 годы / Сост. преподавателем семинарии Николаем Аполлоновичем Бирюковым: http://www.petergen.com/history/tobolsksem2.shtml
[2] Из архивного дела 1922-1923 гг. (Л.156 об).
[3] Согласно Православной энциклопедии. По другим данным - 11 июля.
[4] Справочная книга по Томской епархии по 1-е марта 1911 г. - Томск, 1911, с. 53, 56.
[5] По данным БД ПСТГУ.
[6] По данным БД ПСТГУ, место пребывания епископа - Иркутск.
[7] Из архивного дела 1922-1923 гг. (Л.156 об.)
[8] По данным БД ПСТГУ - сначала в Парабельском районе Томской области на заимке "Кудрявчик".
[9] Дело 1922-1923 гг., Л.164
[10] Сведения об аресте и расстреле - по данным Евгения Шабунина, ответственного редактора журнала "Сибирь Православная", ссылающегося на "архивно-следственное дело, которое находится в архивах ФСБ": http://www.orthedu.ru/hist-nsk-eparh/kraeved/3374-11.html (сообщение от 4 января 2012 года). В Православной энциклопедии отсутствуют сведения о жизни епископа после 1929 года.
[11] Храмовой монастырский праздник // "Тобольские епархиальные ведомости", 1908, № 24, отдел неофиц., с. 487.
[12] В "Справочной книге по Томской епархии... 1914", с. 8: "Его Императорское Величество Всемилостивейше соизволилъ въ 6 день мая 1911 года сопричислить къ ордену Св. Анны 2-й степени". По сведениям Православной энциклопедии, в этом году епископ был награжден орденом св. Анны I степени.