Элоги́м (Элоим, Элохим), одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другим наименованиями - Яхве, Адонаи и т. д.
По своей этимологии это множественное число слова Элоах или Эл, общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, напр., Ил, Илу). В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от имени Яхве, в основе которого лежит понятие бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в 1-й главе Библии, где говорится о сотворении мира.
Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола "бара" (Боги сотворил).
В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. По мнению одних, здесь надо видеть указание на Троичность Лиц в едином Божестве; по мнению других, эта форма указывает на то, что при сотворении мира Бог действовал вместе с окружавшими Его высшими духами, а с точки зрения отрицательной критики — это остатки древнего политеизма евреев, лишь постепенно выработавшегося в строгий монотеизм. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим - небо, небеса), можно и в Элогим усматривать смысл величия и беспредельности.
Со словом Элогим связывается еще и другой вопрос библейской критики. Так как в Библии, особенно в Пятикнижии, в одних местах употребляется исключительно форма Элогим, а в других - Иегова (Ягве), то критика нашла здесь основание для того, чтобы приписывать эти места разным авторам — элогисту и ягвисту.
Использованные материалы
- Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.