ВЕТХИЙ ДЕНМИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Христос Ветхий Денми.  Фреска XIV в. из Убиси, Грузия.
Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия.
Ве́тхий де́нми (греч. παλαιος ημερϖν) - древний днями, именование Бога у пророков.

  • "Сын Челове́чь иды́й бя́ше и да́же до Ве́тхаго де́нми дойде́" - шел Сын Человеческий и дошел до Ветхого днями (Дан. 7, 13);
  • "Отроча́ на земли́ родила́ еси́ Чи́стая, Законода́вца су́ща и Ве́тхаго де́ньми" - Младенца на земле Ты родила, Пречистая, Того, Кто дал нам Закон (Моисею), Древнего днями (Неделя Марии Египетской, канон 2, 9, богородичен);

Ветхий денми - название одного типа иконографии Иисуса Христа, где Господь изображён седовласым долгобородым старцем. Нередко Его пишут с восьмиконечным нимбом. Иногда образ ошибочно осмыслялся как изображение Бога Отца.

В основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого денми, одеяние Которого "было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна" (Дан 7, 9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: "глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег" (Откр 1, 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: "Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы". Так же понимает этот образ Михаил Хониат, митрополит Афинский: "Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принес'нный за нас в жертву, - Младенец в Воплощении". Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: "Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится" (1-я стихира на литии); "Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится" (литийная стихира на "И ныне").

Ветхий денми. Энкаустическая икона (VII в.). Монастырь Святой Екатерины на Синае
Ветхий денми. Энкаустическая икона (VII в.). Монастырь Святой Екатерины на Синае
Самое раннее из известных изображений Ветхого денми - икона VII века из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, представляющая Ветхого денми во славе. Надпись "Эммануил" соответствует святоотеческому толкованию этого образа.

Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова [1] - Ветхий денми представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря [2] - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия середины XI века [3] Ветхий денми изображен дважды: с надписью "ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν" (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же - два медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, Ветхий денми - с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее двух других.

В композиции "Страшный Суд" в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI веков (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), Ветхий денми следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий денми изображен на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313 года. Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII века в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий денми представлен в Деисусе.

Ветхий денми. Роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 год
Ветхий денми. Роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 год
Тема воплощения и Второго пришествия раскрывается также через сопоставление в росписях византийских храмов XI-XIV веков образов Христа Ветхого денми, Эммануила и Пантократора: 

  • три образа Христа представлены в куполах церкви Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 годы;
  • Пантократор, Ветхий денми, Эммануил и Христос-Священник - в куполах церкви св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 год;
  • Пантократор, Ветхий денми и Эммануил на своде - в церкви св. Стефана в Кастории, середина XII века;
  • те же три образа в восточной части церкви св. Врачей в Кастории, конец XII века;
  • над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде Ветхий денми (с рус. надписью "Ветхий Деньми") и на восточной стене Христос-Священник - в апсиде церкви Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 год;
  • в центральном куполе Пантократор, в юго-западном Ветхий денми, в северо-восточном Эммануил - в церкви Вознесения монастыря Раваница (Сербия), 1375-1377 годы;
  • Пантократор и Ветхий денми на своде - в церкви св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV век.

Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы
Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы
Полуфигура Ветхого денми встречается в росписях апсид двух церквей XIII века на острове Эвбея. В крипте Сан-Бьяджо близ Сан-Вито-деи-Норманни (Италия), до 1300 года, вместе с Ветхим денми изображены пророки Даниил и Изекииль; первый держит свиток с текстом (Дан 7, 2, 9), надпись в книге Христа - "Аз есмь лоза истинная и Отец мой делатель" (Ин 15, 1). Примеры различных расположений образа Ветхого денми в храмовой росписи:
  • церковь вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 год - на престоле на западной стене;
  • церковь св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), около 1260 года - в жертвеннике, там же "Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима".

Изображения Ветхого денми встречаются также в поствизантийском искусстве:

  • церковь Вознесения монастыря Сучевица (Румыния), XVII век, в куполе и наружной росписи апсиды;
  • трапезная монастыря Хиландар на Афоне, 1620 год;
  • церковь Успения Богородицы монастыря Пива (Черногория), 1604-1606 годы - в своде Ветхий денми, Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел.

Неясно, с какого времени образ "Ветхий денми" связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние [4]). Один из ранних примеров такого понимания - композиция "Отечество", вписанная в инициал Θ (ὁ Θεός) в рукописи Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне [5]. Такой же смысл в изображении Ветхого денми на русской иконе "Благовещение Устюжское", нач. XII века (ГТГ), где Ветхий денми во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с Ветхим денми надпись: "ИС ХС Трьсвяты Ветъх Д[...]неми". Аналогичная сцена Благовещения в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV век. На фреске церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 год, где Ветхий денми представлен в композиции "Крещение Господне", в его руке свиток с текстом: "Сей есть сын мой возлюбленный" (Мф 3, 17). В церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 годы, Ветхий денми изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления Ветхого денми с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 год, - Ветхий денми в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 годы,- Ветхий денми на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 годы, - в дьяконнике "Св. Троица" (новозаветная) - на престолах в ряд изображены Ветхий денми, Эммануил и Св. Дух в виде голубя.

В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, образу Ветхого денми посвящена отдельная статья "Блаженный Отец - Ветхий Деньми" (ст. 449).

В русском искусстве XVI века под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией Ветхий денми вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа, запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667).

Литература

  • Millet G. La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. P. 42-44. BEHER. 1948. Vol. 60;
  • Gerstinger H. Über Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slavischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus // FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956;
  • Papadopoulos S. A. Essai d'interprétation du thème iconographique de la Paternité dans l'Art byzantin // Cah. Arch. 1968. vol. 18. P. 121-136;
  • Onasch K. Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slavischen Orthodoxie // Bsl. 1970. T. 31. № 2 (A). S. 229-243; LCI. Bd. 1. Sp. 394-396.

Использованные материалы

  • Квливидзе Н. В. Ветхий денми // Православная энциклопедия, т. 8, с. 54-55:
  • Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 75.



[1]  Patm. 171. Fol. 449, IX в.

[2]  Vatop. 590, XII в.

[3]  Paris. gr. 74

[4]  Gerstinger. S. 79-85

[5]  Dionys. № 587, XI в.

Редакция текста от: 10.01.2021 08:13:33

"ВЕТХИЙ ДЕНМИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google