Христос Ветхий Денми. Фреска XIV в. из Убиси, Грузия. |
- "Сын Челове́чь иды́й бя́ше и да́же до Ве́тхаго де́нми дойде́" - шел Сын Человеческий и дошел до Ветхого днями (Дан. 7, 13);
- "Отроча́ на земли́ родила́ еси́ Чи́стая, Законода́вца су́ща и Ве́тхаго де́ньми" - Младенца на земле Ты родила, Пречистая, Того, Кто дал нам Закон (Моисею), Древнего днями (Неделя Марии Египетской, канон 2, 9, богородичен);
Ветхий денми - название одного типа иконографии Иисуса Христа, где Господь изображён седовласым долгобородым старцем. Нередко Его пишут с восьмиконечным нимбом. Иногда образ ошибочно осмыслялся как изображение Бога Отца.
В основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение Ветхого денми, одеяние Которого "было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна" (Дан 7, 9), и Откровения апостола Иоанна Богослова: "глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег" (Откр 1, 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: "Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы". Так же понимает этот образ Михаил Хониат, митрополит Афинский: "Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принес'нный за нас в жертву, - Младенец в Воплощении". Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: "Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится" (1-я стихира на литии); "Ветхий Деньми младенствовав плотию, Материю Девою в церковь приносится" (литийная стихира на "И ныне").
Ветхий денми. Энкаустическая икона (VII в.). Монастырь Святой Екатерины на Синае |
Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова [1] - Ветхий денми представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри которого девять ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского монастыря [2] - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия середины XI века [3] Ветхий денми изображен дважды: с надписью "ὁ παλαιὸς τῶν ἡμερῶν" (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея в медальоне, сидящим на троне, здесь же - два медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, Ветхий денми - с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее двух других.
В композиции "Страшный Суд" в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI веков (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), Ветхий денми следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда Ветхий денми изображен на фреске церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, 1313 года. Тема Второго пришествия выражена и в росписи второй половины XII века в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, где Ветхий денми представлен в Деисусе.
Ветхий денми. Роспись церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 год |
- три образа Христа представлены в куполах церкви Богоматери Елеусы в Велюсе близ Струмицы (Македония), 1085-1093 годы;
- Пантократор, Ветхий денми, Эммануил и Христос-Священник - в куполах церкви св. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония), 1164 год;
- Пантократор, Ветхий денми и Эммануил на своде - в церкви св. Стефана в Кастории, середина XII века;
- те же три образа в восточной части церкви св. Врачей в Кастории, конец XII века;
- над алтарной конхой Эммануил, в алтарном своде Ветхий денми (с рус. надписью "Ветхий Деньми") и на восточной стене Христос-Священник - в апсиде церкви Спаса на Нередице (не сохр.), 1199 год;
- в центральном куполе Пантократор, в юго-западном Ветхий денми, в северо-восточном Эммануил - в церкви Вознесения монастыря Раваница (Сербия), 1375-1377 годы;
- Пантократор и Ветхий денми на своде - в церкви св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV век.
Ветхий денми. Роспись церкви Богоматери Перивлепты в Охриде. 1294 -1295 годы |
- церковь вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 год - на престоле на западной стене;
- церковь св. Апостолов в Печской Патриархии (Сербия, Косово и Метохия), около 1260 года - в жертвеннике, там же "Видение прор. Даниилу Небесного Иерусалима".
Изображения Ветхого денми встречаются также в поствизантийском искусстве:
- церковь Вознесения монастыря Сучевица (Румыния), XVII век, в куполе и наружной росписи апсиды;
- трапезная монастыря Хиландар на Афоне, 1620 год;
- церковь Успения Богородицы монастыря Пива (Черногория), 1604-1606 годы - в своде Ветхий денми, Пантократор, Эммануил и Христос-Ангел.
Неясно, с какого времени образ "Ветхий денми" связывается с Богом Отцом (Х. Герштингер предполагает сев. влияние [4]). Один из ранних примеров такого понимания - композиция "Отечество", вписанная в инициал Θ (ὁ Θεός) в рукописи Евангельских чтений из монастыря Дионисиат на Афоне [5]. Такой же смысл в изображении Ветхого денми на русской иконе "Благовещение Устюжское", нач. XII века (ГТГ), где Ветхий денми во славе, сидящий на херувимах, изображен в небесном сегменте, а от Его благословляющей десницы исходит луч в сторону Богородицы. Рядом с Ветхим денми надпись: "ИС ХС Трьсвяты Ветъх Д[...]неми". Аналогичная сцена Благовещения в росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари (Кипр), XIV век. На фреске церкви Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028 год, где Ветхий денми представлен в композиции "Крещение Господне", в его руке свиток с текстом: "Сей есть сын мой возлюбленный" (Мф 3, 17). В церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 годы, Ветхий денми изображен в медальоне, но без крещатого нимба и без монограммы. К примерам отождествления Ветхого денми с Богом Отцом можно отнести росписи церквей: Успения Богородицы в Грачанице, 1320 год, - Ветхий денми в медальоне в сцене Крещения; св. Петра в Биело-Поле (Черногория), 1319-1320 годы,- Ветхий денми на престоле во славе в сцене Вознесения; Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 годы, - в дьяконнике "Св. Троица" (новозаветная) - на престолах в ряд изображены Ветхий денми, Эммануил и Св. Дух в виде голубя.
В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, образу Ветхого денми посвящена отдельная статья "Блаженный Отец - Ветхий Деньми" (ст. 449).
В русском искусстве XVI века под влиянием иконографии Софии Премудрости Божией Ветхий денми вместо крещатого нимба стал изображаться со звездчатым нимбом в виде пересекающихся синего и красного ромбов, что привело к формированию нового иконографического типа - Господа Саваофа, запрещенного Большим Московским Собором (1666-1667).
Литература
- Millet G. La Dalmatique du Vatican: Les élus, images et croyances. P., 1945. P. 42-44. BEHER. 1948. Vol. 60;
- Gerstinger H. Über Herkunf und Entwicklung der anthropomorphen byzant.-slavischen Trinitätsdarstellungen des sogenannten Synthroni und Paternitas (Otechestwo) Typus // FS W. Sas-Zaloziecky zum 60. Geburtstag. Graz, 1956;
- Papadopoulos S. A. Essai d'interprétation du thème iconographique de la Paternité dans l'Art byzantin // Cah. Arch. 1968. vol. 18. P. 121-136;
- Onasch K. Ketzergeschichtliche Zusammenhänge bei der Entstehung des anthropomorphen Dreieinigkeitsbildes der byzant.-slavischen Orthodoxie // Bsl. 1970. T. 31. № 2 (A). S. 229-243; LCI. Bd. 1. Sp. 394-396.
Использованные материалы
- Квливидзе Н. В. Ветхий денми // Православная энциклопедия, т. 8, с. 54-55:
- Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2008. С. 75.
[1] Patm. 171. Fol. 449, IX в.
[2] Vatop. 590, XII в.
[3] Paris. gr. 74
[4] Gerstinger. S. 79-85
[5] Dionys. № 587, XI в.