Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАКАРИЙ (ОКСИЮК)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк).
Митр. Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк).
Макарий (Оксиюк) (1884 - 1961), митрополит Варшавский и всея Польши.

В миру Оксиюк Михаил Федорович, родился 17 сентября 1884 года в селе Луковиско Константиновского уезда Холмской губернии Российской империи в семье зажиточных крестьян-украинцев.

С 1897 по 1901 год обучался в Варшавском духовном училище. Затем поступил в Холмскую духовную семинарию, которую окончил в 1907 году и был принят Киевскую духовную академию. Последнюю закончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. Как один из лучших воспитанников был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии некоторое время проживал на квартире профессора Петра Кудрявцева, с которым впоследствии сохранил дружеские отношения. В 1912 году был избран исполняющим обязанности доцента академии по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии).

В 1914 году получил ученую степень магистра богословия и был утвержден в должности доцента за сочинение "Эсхатология св. Григория Нисского". Современники высоко оценили диссертацию. Так, известный патролог С. Л. Епифанович в своей рецензии писал: "Сочинение М.Ф.Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области христианской эсхатолтгии..."

В 1917 году был избран и утврежден экстраординарным профессором Киевской духовной академии и состоял в этой должности до закрытия академии в 1922 году. Также состоял доцентом по истории Византии в 1918-1920 годах в Киевском университете святого Владимира, а в 1920-1922 годах - в Киевском институте народного образования.

По закрытии духовной академии и исключении истории Византии из планов преподавания в института народного образования в 1923-1933 годах был преподавателем киевских средних учебных заведений по истории и языкам, а также с 1926 года работал в библиотеке Украинской Академии Наук в Киеве в должности научного работника с функциями заведующего книгохранилищем. В 1933 году был уволен "как бывший профессор КДА, который может вредить советизации Всенародной библиотеки Украины".

С 1934 по 1937 год - секретарь льноуправления киевского Облземотдела. В 1938-1941 годах - секретарь, завкадрами и начальник административного отдела Укрремтреста Наркомата земледелия УССР.

Во время оккупации

Во время оккупации Украины немцами остался в Киеве и с 1941 года по 8 марта 1942 года вновь работал научным работником в библиотеке Академии наук. Затем оставил работу по собственному желанию. Его жена, Наталья Михайловна, дочь протоиерея Михаила Едлинского, во время оккупации осталась с мужем и 30 мая 1942 года была задавлена немцами на автомобиле.

Исполняя волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее время своей жизни, принял священный сан. 5 июля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 июля - в сан священника епископом Пантелеимоном. До 1943 года служил настоятелем Покровского храма на Подоле, а с 1943 по 1945 года - настоятелем Димитриевской церкви, также на Подоле.

В 1943 году возведен в сан протоиерея.

Архиерей в СССР

В апреле 1945 года был назначен на Львовскую кафедру. 20 апреля 1945 года был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита.

22 апреля 1945 года был хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Хиротония была совершена в Московском патриаршем Богоявленском соборе патриархом Московским и всея Руси Алексием в сослужении с митрополитом Киевским Иоанном и епископом Кишиневским Иеронимом.

Первое архиерейское богослужение на своей кафедре совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года. Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры являлся и священноархимандритом Успенской Почаевской Лавры. Приезд нового епископа во Львов совпал с разворотом кампании по воссоединению униатов Западной Украины с Православной Церковью. Прилагая усилия по завоеванию доверия среди униатского духовенства, владыка Макарий преуспел в этом, сумев расположить к себе своей доброжелательностью и знанием в совершенстве украинского языка. Однако, ход воссоединения определялся в первую очередь государственной политикой и проходил с применением жестких административных репрессий, что настраивало народ против этой акции. Епископ Макарий был почетным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством владыки Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства.

21 апреля 1946 года возведен в достоинство архиепископа за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью (указ патриарха Алексия от 6 апреля 1946 года).

С 3 июня 1948 года - также управляющий Мукачевской епархией с титулом архиепископа Львовского, Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского.

На этой кафедре продолжил труды по возвращению униатов в лоно Православной Церкви. Увидев на примере Львовского собора, что воссоединение с помощью административно-репрессивных методов настроило широкие слои населения отрицательно, в Закарпатье он повел деятельную работу среди низового униатского духовенства. Благодаря этому отказ от унии в Мукачевской епархии прошёл значительно менее болезненно, чем в Западной Украине [1].

Руководил изданием во Львове ежемесячного журнала "Православный вестник", в котором нередко публиковались его проповеди и статьи.

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества и совещания в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви.

В августе 1949 года входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.

В феврале 1950 года был в составе делегации Московской Патриархии в Чехословакию для архиерейского рукоположения Честмира (Крачмара) и Алексия (Дехтерева).

17 марта 1950 года освобожден от управления Мукачевской епархией, оставаясь Львовским архиереем.

Предстоятель Польской Церкви

Весной 1950 года в Москве стало известно что Польская Православная Церковь готовится обратиться с прошением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию для присылки достойного кандидата на Варшавскую предстоятельскую кафедру и к октябрю того года Московский Патриархат выявил и согласовал со светскими властями кандидатуру владыки Макария [2]. 19 апреля 1951 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви обратился к патриарху Алексию "с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, - лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков" [3]. 15 июня 1951 года патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили отпустить архиепископа Макария в состав Польской Церкви.

Определением Собора епископов Польской Православной Церкви от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля того же года избран ее предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация его в Варшавском кафедральном соборе как митрополита Варшавского и всея Польши, при большом стечении народа и в присутствии делегациий Русской, Румынской и Болгарской поместных Церквей. При этом в письме от 1 октября 1951 года Константинопольский Патриархат отказал ему в признании [4].

Митрополит Макарий провел большую работу по благоустройству разлаженной церковно-административной жизни Польской Православной Церкви. По его инициативе и постановлением Собора епископов от 5 сентября 1951 года были организованы четыре епархии и упразднена консистория Церкви. Со временем было открыто много новых приходских храмов, особенно во Вроцлавской епархии на западе Польши. Митрополит с 5 декабря 1951 по 22 марта 1953 года являлся временно управляющим на Вроцлавской кафедре, а также посетил все остальные епархии, служил и проповедовал во многих храмах каждой из них.

Его заботами были благоустроены, внутренне и внешне, Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь и Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке, служившие оплотом Православия в Польше и много пострадавшие в годы войны. Был также отреставрирован Варшавский кафедральный собор и митрополичий дом.

Особой заботой митрополита была окружена Варшавская духовная семинария. Программа преподавания в ней была расширена, а срок обучения продлен. Владыка часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимися и всегда участвовал в праздниках духовной школы. С декабря 1957 года начались также занятия на Православном отделении Христианской богословской академии, стали посылаться также воспитанники в Московскую и Ленинградскую духовные академии.

С 1954 года стал издаваться ежемесячный журнал "Церковный вестник" на русском и польском языках, митрополит состоял редактором журнала и поместил в нем ряд своих статей.

Как предстоятель Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, архипастырь часто с любовью посещал Успенскую патриаршую обитель в Одессе.

В 1959 году здоровье владыки резко ухудшилось. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве в больнице имени Боткина. После этого по благословению патриарха он отбыл на лечение и отдых в любимый им Одесский Успенский монастырь. В 1961 году во время Рождественских праздников вновь наступило резкое ухудшение здоровья владыки и он стал готовиться к принятию христианской кончины.

Скончался 2 марта 1961 года в 5 часов 5 минут. В субботу 4 марта состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении участвовали: архиепископы Белостокский Тимофей и Ермоген (Голубев), епископы Ярославский Никодим, Бельский Василий, Белгород-Днестровский Сергий, Онисифор (Пономарев), наместник монастыря игумен Леонтий (Гудимов), члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря.

Кроме русского и украинского, владел польским, немецким, греческим и латинским языками. Вошёл в историю Церкви как видный иерарх и учёный.

Семья

  • Братья:
    • Александра Федоровна Бухало (1889 - ?)
    • Иосиф Федорович Оксиюк (1894 - ?)
    • Петр Федорович Оксиюк (1896 - ?)
  • Жена:
    • Наталья Михайловна, урожденная Едлинская (+ 30 мая 1942)
  • Дети:
    • Глеб Михайлович Оксиюк (1918 - ?)
    • Татьяна Михайловна Таран, затем Григоренко (1925 - ?)

Награды

  • крест на клобук (во внимание к трудам по воссоединению греко-католиков Закарпатья с Русской Православной Церковью, от патриарха Алексия I, 18 августа 1949)
  • орден Антиохийской Православной Церкви апп. Петра и Павла в достоинстве "Гранд Офисье" (вручен митр. Гор Ливанских Илией (Карам), август 1960)
  • почетный член Московской духовной академии (декабрь 1949, почётный диплом вручен 17 июня 1951)

Сочинения

  • Теопасхитские споры, Киев, 1913.
  • Учение св. Апостола Павла об оправдании, Киев, 1914.
  • Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация), Киев, 1914.
  • "Проповеди, произнесенные на пассиях в Великом посту," Труды Киевской дух. академии, 1911-1922 гг.
  • Сводный каталог иностранной периодики в библиотеках г. Киева (в рукописи одобренный к печатанию), Киев, 1933.
  • "Послание Всечеснишим отцям деканам, настоятелям св. монастырей и всим душпастирям парафий Львивско Тернопильской Архиепископии," Епарх. Висник, 1946, № 6, 3-4.
  • "Всечиснишим душпастирям, благочестивим инокам и всим вирним Святой Православной Церкви на Львивщини и Тернопильщини (Рождественское послание)," Епарх. Висник, 1947, № 1, 3-5.
  • "Православная Церковь в Захидних Областях Украини," Епарх. Висник, 1947, № 6, 3-4.
  • "Проповедь на I-й день Рождества Христова," Епарх. Висник, 1947, № 2, 50-51.
  • "Всечеснишим душпастирям, благочестивым инокам и всим вирним наших епархий и захидних областях Украини," Епарх. Висник, 1947, № 3, 67-69.
  • "Всечеснишим душпастирям, благочестивым инокам и всим верним Св. Правосл. Церкви на Львивщини и Тернопольщини (Пасхальное послание)," Епарх. Висник, 1947, № 4, 99-101.
  • "Слово в день роковин Львивського Церковного Собору перед молебном у кафедральному храми св. Юра (9 березня 1947 рока)," Епарх. Висник, 1947, № 4, 106-108.
  • "Высокопреподобнишим настоятелям монастирив и всечеснишим отцям деканам," Епарх. Висник, 1947, № 5-6, 133-13?.
  • "Слово писля освячения церкви в имя св. Архистратига Михаила в м. Львови (8 червня 1947 року)," Епарх. Висник, 1947, № 7, 217-219.
  • "Слово, виглошене в день Успиния Божои Матери за Божественной Литургией в Мукачивському монастири на Чернечий гори 15/28 серпня 1947 року," Епарх. Висник, 1947, № 9, 272-274.
  • "Слово перед молебном у Львивському кафедральному собори 7 листопада 1947 року," Епарх. Висник, 1947, № 11, 337-338.
  • "Слово в день Великомученици Варвари за Божественною Литургиею в Чернивецькому кафедральному собори 4-17 грудня 1947 року," Епарх. Висник, 1947, № 12, 360-362.
  • "Риздвяне послания," Епарх. Висник, 1948, № 1, 5-7.
  • "Слово на другой день Рождества Христова в св. Георгиевской Церкви м. Львови," Епарх. Висник, 1948, № 1, 19-21.
  • "Слово перед молебном у день 30-ричницы Украинск. Радянск. Держави 25 сичня 1948 року," Епарх. Висник, 1948, № 1, 21-23.
  • Послание к Закарпатскому народу, Львов, 1948.
  • Стт. и заметки из церковной жизни Холмщины XVII-XVIII вв., напечатанные в 1912-1915 гг. в журналах Холмская Церковная Жизнь и Холмская Русь.

Литература

  • ЖМП, 1945, № 8, 5; 1946, № 5, 13; 1948, № 9, 40; 1949, № 10, 7, 9, 11; 1950, № 3, 19; 1951, № 7, 4, 54; 1951, № 8, 43-47; 1954, № 4, 73-74; 1957, № 1, 10; 1958, № 5, 3-4; 1958, № 6, 5, 11; 1958, № 7, 7; № 8, 10; 1959, № 2, 9; № 6, 9-10, 12; № 11, 20, 21, 22, 23; 1960, № 1, 4, 29; № 2, 9-10; № 3, 4; № 5, 8; 1961, № 1, 68; № 4, 51-58 (некролог).
  • Русск. Прав. Церк., 155, 170, 187.
  • "Журн. Засед. Св. Син." № 13 от 3.VI.1948; № 10 от 8.VII.1947; № 19 от 12.XII.1949; № 7 от 17.III.1950; № 10 от 22.VII.1950.
  • Епарх. Висник (Львовский), 1946, № 2-3, 60-62; № 4, 5-6; № 5, 32; 1947, № 3, 91-93.
  • Имен. список ректор. и инспектор. духовн. академ. и семинар. на 1917 год, 18.
  • ФПС I, 15.
  • Vasilij, В., "Prebyvanie delegacii Pol'skoj Pravoslavnoj Cerkvi na pogrebenii Blazennejsago Mitropolita Makarija," Cerkovnyj Vesthik (Warschau) 1961, № 3, 5; № 4, 13-28; № 5, 21-39.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 241, 244-246.
  • IKZ 51 (1961) 140.
  • Svitic, A., Pravoslavnaja Cerkov' v Polse, 212f.
  • Pospielovsky, D., The Russian Church, 305.
  • Vlasovs'kyj, I., Narys istorii UPC, IV, 335.
  • Григоренко, Т. М., "Памяти моего отца, Оксиюка Михаила Васильевича — Митрополита Макария Варшавского и всея Польши," Вiсник Пресс-служби УПЦ, Вип. 10 (липень 2002), 62-63.
  • Епифанович, С. Л., "Отзыв на книгу М.Ф.Оксиюка «Эсхатология св. Григория Нисского. Историко-догматическое исследование»" / Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие, М., 1996, 189-214.
  • Сидоров, А. И., "Митрополит Макарий (Оксиюк) и его церковно-научная деятельность," Митрополит Макарий (Оксиюк). Эсхатология св. Григория Нисского, М.: Паломник, 1999, iii – xxxiv.
  • Скурат, К. Е., История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т., т. 2, М.: Русские огни, 1994.

Использованные материалы

  • Бурега, Владимир, "Блаженнейший Макарий, митрополит Варшавский и всея Польши," 20 февраля 2003:
  • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5714
  • Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 810; т. 2, 439, 570-572, 905.



[1]  Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 810.

[2]  Распоряжение Совета министров СССР от 16 октября 1950 года № 16533-рс. См. Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, 439, 768.

[3]  "Журнал Московской Патриархии," 1951, № 7, 3-4.

[4]  "№ 257. Справка В. С. Карповича с изложением информации митрополита Макария о положении в православной церкви в Польше после выборов нового предстоятеля" от 5 февраля 1952, ГА РФ, ф. 6991, оп. 1, д. 989, л. 19-23, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944-1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, 905.

Редакция текста от: 22.11.2017 13:28:01

"МАКАРИЙ (ОКСИЮК)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google