Святитель Феодор, архиепископ Ростовский |
Память 28 ноября в день преставления, в Соборах Московских, Ростово-Ярославских и Радонежских святых
В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского, младшего сына Ивана Калиты, и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей — Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре. Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь, сблизился с будущим святителем Алексием, тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого.
Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена, его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины, почему и назвал его Феодором.
Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию, некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица!» [2]
В 1370 году, на берегу Москвы-реки в месте называемом Симоново, по благославлению преподобного Сергия и святителя Алексия, Феодор построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда туда стало стекаться всё больше людей, Феодор удалился в более уединенное место, в пяти верстах от Москвы, и назвал его Новым Симоновом. В 1379 году он заложил здесь храм, основав обитель в честь Успения Божией Матери где ввёл строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники Кирилл и Ферапонт Белозерские. А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там были погребены схимонахи Александр и Андрей (в иночестве Пересвет и Ослябя), герои Куликовской битвы.
Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена.
В 1374 году, вместе со своим аввой Сергием, Феодор познакомился со святителем Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексию в качестве посланника Константинопольского патриарха Филофея. После кончины митрополита Алексия в 1378 году, когда поднялся вопрос о его преемнике, Феодор и Сергий Радонежский вели тайную от великого князя переписку с Киприаном об утверждении его в Москве на митрополии всея Руси.
Благоверный великий князь Димитрий Донской избрал Феодора своим духовником - вероятно вскоре после Куликовской битвы, - и часто давал ему важные поручения. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. В феврале 1381 года великий князь направил его во главе посольства в Киев звать митрополита Киприана на Москву в качестве митрополита всея Руси. С июня 1383 года по конец 1384 — начало 1385 года Феодор жил в Константинополе, посланный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Феодор получил от Константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, делавшие Симонову обитель ставропигиальной.
После получения зимой 1384—1385 года послания из Киева от митрополита Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Феодор в 1386 году получил от великого князя разрешение на вторую поездку в Царьград для выступления на Соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Константинополе, Феодор договорился с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принял от него сан архиепископа Ростовского в 1386 году. На родину Феодор вернулся лишь в 1388 году.
Весной 1389 года встал против митрополита Пимена, который оказался таким образом вынужден, вопреки воле князя, пойти на соборный суд в Царьград. Вероятно в это же время был объявлен лишенным архиерейского сана митрополитом Пименом [3]. Отправившись следом за Пименом, Феодор столкнулся с ним в Кафе, где тот заточил его в тюрьму.
После освобождения, к Феодору присоединился митрополит Киприан, и 27 июня 1389 года оба они прибыли в Константинополь. Здесь, после низложения Пимена, Киприан был восстановлен в правах митрополита всея Руси, а Феодор вновь утвержден архиепископом Ростовским. 6 марта 1390 года владыка Феодор торжественно въехал в Москву в составе свиты митрополита Киприана. Лишь в этом году святитель смог занять свою кафедру.
Ростовская паства полюбила своего нового святителя, особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам святителя Леонтия, особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи святого Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. В течение непродолжительного управления епархией святой успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь и написал для этой обители икону Богородицы.
28 ноября 1394 года [4] он мирно скончался.
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский |
Почитание
Мощи святителя упокоились в Успенском соборе города Ростова. Местное почитание святителя началось сразу же после смерти. Общецерковно прославленный в XV веке, святитель упоминался в месяцесловах тех лет рядом со святыми Петром и Алексием, митрополитами Московскими. Житие святителя задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее житие с очерком судьбы Симонова монастыря до начала XVIII века, датированное 1723 года [5]. В Подлиннике иконописном под 30 ноября дается такой иконописный портрет святого:
Однако, общецерковное почитание его было по неизвестным причинам прервано в XIX веке, осталось лишь местное. В Ростовском Успенском соборе в день его памяти стали петься панихиды. Протоиереи собора неоднократно обращались о возобновлении общецерковной памяти, причем в обосновании использовали печатные научные работы В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского. Наконец, общецерковное почитание было возобновлено 27-28 ноября 1912 года. Первое торжество прославления святителя Феодора после забвения было совершено в Ростовском Успенском соборе святителем архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых).
Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор - епископа Феодора I, основавшего Ростовскую кафедру в 990-992 году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.
Труды
Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что Феодор совместно с преподобным Сергием Радонежским написал два послания митрополиту — в июне—нач. октября 1378 года и в кон. 1384—нач. 1385 года. Кроме того, в 1386 году он безусловно принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена.
Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений. Язык его переводов отличается простотой, четкостью и выразительностью. Ему принадлежат переводы следующих произведений:
- Канон на Успение Богородицы [6]
- Канон в глад и томление от скудства житнаго [7]
- Канон Богородице о бездождии с акростихом [8]
- Молитва в бездождие [9]
- Чин малого освящения воды [10]
- Молитвы Филофея «на покрестьи» [11]
- Канон-молебен Богородице [12] - перевод искусно выполнен в форме акростиха («краегранесия»)
Молитвы
Тропарь, глас 4
Ин тропарь, глас 5
Кондак, глас 2
Литература
- Буслаев, Ф. И., Исторические очерки русской народной словесности, СПб., 1861, т. 2, 379.
- Макарий (Булгаков), митр., История русской церкви, СПб., 1866, т. 4, 260; СПб., 1877, т. 8, 47.
- Ключевский, Древнерусские жития, 92, 353—354.
- Строев, П., Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви, СПб., 1877, стб. 149.
- Барсуков, Источники агиографии, стб. 591—592.
- Мансветов, И., Митрополит Киприан в его литургической деятельности, М., 1882, 57—58, 63.
- Толстой, М. В., "Книга глаголемая о российских святых," ЧОИДР, 1887, кн. 4, отд. 2, 95—97, № 227.
- "Житие св. Феодора, архиеп. Ростовского (по Синодальному списку 1723 г. № 580) / Сообщил архим. Леонид," Душеполезное чтение, 1891, май, 3—15; июнь, 145—154; июль, 303—315.
- Сергий, Полный месяцеслов Востока, Владимир, 1901, т. 2, 369.
- РИБ, СПб., 1908, т. 6, стб. 419—426, № 5; стб. 212, 216—220, № 33.
- Федотов, "Феодор," РБС, 1913, т. 25, 313—316.
- Будовниц, Словарь, 102, 351, 353.
- Прохоров, Г. М., "К истории литургической поэзии: Гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина," ТОДРЛ, Л., 1972, т. 27, 140, 142, 144—147.
- Прохоров, Г. М., Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы, Л., 1978, 28, 54—60, 78, 104, 110—113, 166—188, 193—204, 224—228.
- Дробленкова, Н. Ф., "Феодор," ТОДРЛ, Л., 1985, т. 40, 169—171.
Использованные материалы
- Дробленкова, Н. Ф., "Феодор, игумен Симоновский," Словарь книжников и книжности Древней Руси:
- Meyendorff, John, Byzantium and the Rise of Russia, Crestwood, NY, St. Vladimir's Seminary Press, 1989, passim.
- Страница сайта Ярославской епархии:
- «Святитель Феодор, архиепископ Ростовский (+ 1395)», Таисия, монахиня, Русские Святые, Санкт-Петербург, Изд-во «Азбука-классика», 2001:
- Страницы сайта Русские святые:
- Страницы портала Православие.ру:
- Вахрина, В. И., «Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи», Материалы конференции «История и культура Ростовской земли» 2002 г., Ростов, 2003:
- Страница проекта Русский биографический словарь:
- Соловьев, Илья, диакон, Крутицкое подворье в прошлом и настоящем, М., 2004:
[1] Также упоминается как преподобный - см. житие Ферапонта Можайского c портала "Русские святые", http://saints.ru/f/9inprpFeropontMozhaiskii.html.
[2] Хотя доступные источники указывают, что Феодор подвизался под началом преподобного Сергия, в книге диакона Ильи Соловьева Крутицкое подворье в прошлом и настоящем, М., 2004, указывается, что с 12-ти летнего возраста в течении 30 лет он подвизался на Крутицком подворье. См. http://krutitsy.ru/index.php?mode=pages&id=22
[3] О том, что Феодор лишался сана, упоминается в сделанном им переводе канона-молебна Богородице (ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. —164). Заглавие гласит: "Канон-молебен ко пресвятей богородице, певаемь от лица незрящего человека. Творение Иоанна Евхаитскаго. Приведен же бысть на рускый язык от многогрешнаго и ради премногих различных зол и преступлений отриновенаго от церкви, от лица святительска, именем же Феодора, аще и недостойна, но рекше — презвитера". См. об этом в ст. Дробленковой, Н. Ф. в Словаре книжников и книжности Древней Руси, http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4675
[4] Основная версия. Иные источники указывают 1395 год.
[5] ГИМ, Синод. собр., № 580.
[6] Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 144, № 10.
[7] Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 145, № 17.
[8] Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 142, № 1.
[9] Атрибуция и перечень списков в работе Прохоров, Г. М., К истории литургической поэзии..., 146-147, № 2.
[10] ЦГАДА, собр. Московской Синодальной типографии, № 42
[11] ГБЛ, собр. МДА, № 183
[12] ГИМ, Синод. собр., № 501 (468), Канонник 1457 г., л. 157 об. —164