Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР) |
Память 28 мая, в Соборе Московских святителей и в Соборе Московских святых
В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.
В 1453 году [1] хиротонисан во епископа Коломенского.
В 1473 году церковный Собор, возглавляемый великим князем Иваном III, избрал владыку Геронтия митрополитом Московским и всея Руси. Возведение на митрополичий престол состоялось 29 июня того года.
С конца 1470-х годов обнаруживаются противоречия между первосвятителем и великим князем. Митрополит поддержал удельного князя Михаила Андреевича Верейско-Белозерского в его тяжбе с архиепископом Ростовским святителем Вассианом из-за судебной власти над Кирилловым Белозерским монастырем и выдал Михаилу Андреевичу грамоту, подтверждающую его права. Иван III вмешался в конфликт и поддержал Ростовского владыку, который был его духовником.
Затем между великим князем и митрополитом возник спор по каноническому вопросу: следует ли при освящении новых церквей (и, в частности, Успенского собора в 1479 году) ходить «посолонь» или против солнца. Этот спор захватил многих священнослужителей. Позиция святителя Геронтия, отвергавшего хождение «посолонь» нашла поддержку большинства духовенства. Очевидно, она более соответствовала традициям Константинопольской Церкви и была поддержана зарубежным иерархом, молдавским епископом Романским Василием, написавшим русскому митрополиту специальное послание [2].
Спор о правильном направлении ходов во время освящения церквей продолжался. Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру в 1482 году и уехал в Симонов монастырь. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам не приехал к нему, "бил челом", признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого Геронтий вернулся на кафедру. Оставшись победителем в названном споре, Геронтий принял резкие меры против тех из духовенства, кто дерзнул ему противоречить, в частности Чудовского архимандрита Геннадия, которого спасло только заступничество великого князя.
В 1484 году великий князь сделал попытку сменить митрополита. Когда Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита разрешил ему возвратиться. Таким образом, вплоть до конца его жизни отношения святителя Геронтия с великим князем оставались натянутыми.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, Геронтий усердно служил ему и, чем мог, помогал в делах гражданских. Болезнуя о свободе Русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. Когда русские полки во главе с великим князем в 1480 году стояли против татарских на реке Угре, митрополит отправил великому князю, как предводителю русских войск, послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял его не отступать до полной победы.
Время митрополитства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. После пожара в Москве в апреле 1471 года был заново построен митрополичий дом и другие строения. В 1484 году первосвятитель заложил каменную церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, которая была освящена им 21 августа 1486 года. Митрополит также достраивал Успенский собор в Кремле, освящение которого состоялось 12 августа 1479 года. 24 августа происходило торжественное перенесение мощей святителя Петра в новый собор.
В конце жизни до митрополита дошли слухи о ереси в Новгороде: в сентябре 1487 года Новгородский святитель Геннадий направил в Москву все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Митрополит Геронтий вместе с великим князем Иваном III ответил довольно сдержанным посланием, в котором разрешал духовно наказать изобличенных еретиков и доследовать дела тех, кто «не дошел ещо, по правилам, градские казни». Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий упрекал митрополита за то, что он не боролся с ересью, ибо боялся великого князя, покровительствовавшего еретикам, и сам был «грубостию съдръжимь». Последнее, возможно, указывает на мнение о богословской необразованности митрополита.
Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Московском Успенском соборе.
Митрополит Геронтий был человеком с твердым характером, как видно из его самостоятельности даже по отношению к великому князю. Послания митрополита не отличались ни глубиной мысли, ни красноречием.
Почитание
Независимый летописный свод 1480-х годов, лежащий в основе летописей Софийской II и Львовской и составленный при участии митрополичьего дьяка Родиона Кожуха, показывает явное сочуствие митрополиту в его противостоянии великому князю. При этом, как князь так и митрополит резко порицаются за их «неверие» в явившиеся в 1474 году мощи митрополита Феогноста и «небрежение» к ним.
После кончины митрополита началось его почитание. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия также пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [3].
Сочинения
- Правая грамота о Кирилловом монастыре (опубликована: Никольский, Н. К., "Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании ОЛДП," СПб., 1895 (ПДП, № 111).).
- Послание к святителю Геннадию Новгородскому (опубликовано: Казакова, Н. А., Лурье, Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — нач. XVI в., М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14—15.).
- Послание к великому князю Ивану III на Угру (1480, не издано, содержится в митрополичьем формулярнике — ГИМ, Синод. собр., № 562, л. 199 об.—202.) - послание гораздо более сдержано по форме, чем послание святителя Ростовского Вассиана к великому князю того же времени и содержания.
- Два послания вятчанам о подчинении великокняжеской власти (1486—1489, опубликованы: Акты Истор., СПб., 1841, т. 1, №№ 90, 97, 98.).
См. также: РИБ, СПб., 1880, т. 6, № 114.
Документы, литература
- ПСРЛ, СПб., т. 4, 151, 155; 1853, т. 6, 33-34, 115—358; 1910, т. 20, ч. 1.
- Бычков, А. Ф., Описание церковно-славянских и русских сборников Публичной библиотеки, СПб., 1882, ч. 1, 507—508.
- Голубинский, История Русской Церкви, М., 1900, т. 2, ч. 1, 549—559, 566.
- Макарий, митр., И. Р. Ц., т. VI, 63-80.
- Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники, М., 1896, 27, 66.
- Марков, Н., свящ., Коломенская епархия, 217.
- Филарет, архиеп., Житие русских святых, изд. 2, 1865, декабрь, 506.
- Самбикин, Д., Месяцеслов св. тв., 1839, ч. II, май, 171-173.
- Соловьев, С. М., История России, кн. I, 1398, 1426-1428, 1542, 1544-1546, 1548, 1550.
- Сергий, Месяцеслов Востока, т. II, 555.
- Голубинский, 352.
- Барсуков Н., 133.
- Ратшин, 97.
- Булгаков, 1405.
- Строев, П., 5, 46, 149, 1029.
- Святая Русь, № 521.
- М. Нкр., т. I, 266.
- ЖМП, 1945, № 4, 70, 71.
- Исторический Вестник, 1891, февраль, 598.
- Русский Архив, 1900, кн. 2-я, № 7, 331, 333, 335, 337, 339.
- Н. Д., 13.
- БЭЛ, т. IV, 335-338; т. XII, 355.
- БЭС, т. I, 641; т. II, 1411.
- РБС, т. V, 83-85.
- Черепнин, Л. В., Русские феодальные архивы XIV—XV вв., М., 1951, 183—197.
- Насонов, А. Н., История русского летописания XI — нач. XVIII в., М., 1969, 303—315.
- Лурье, Я. С., Идеологическая борьба в публицистике кон. XV — нач. XVI в., М.; Л., 1960, 53—66.
- Лурье, Я. С., Общерусские летописи XIV—XV вв., Л., 1976, 223—240.
Использованные материалы
- Лурье, Я. С., "Геронтий, митрополит Московский," Словарь книжников и книжности древней Руси:
- Геронтий, митрополит Московский и всея Руси // Из "Каталога русских архиереев"
- Житие на сайте "Русские святые"
[1] Так по http://www.pravoslavie.ru/archiv/archiereology12.htm. По БЭЛ - в 1455; по "ЖМП" - в 1461 году
[2] Напечатано А. Ф. Бычковым. По Лурье, Я. С., "Геронтий, митрополит Московский," Словарь книжников и книжности древней Руси, http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3792
[3] Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html.