Почаевская Успенская лавра |
- Адрес: Украина, 47025, Тернопольская обл., г. Почаев, ул. Воссоединения, 8
- Тел.: (03546) 6-12-44, 6-12-18
- Официальный сайт: http://www.pochaev.org.ua
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Основание
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
В борьбе с унией
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В руках униатов
В актах папского нунция в Варшаве упоминается, что уже 13 мая 1712 год униатский епископ Львовско-Галицкий Варлаам (Шептицкий) писал о готовности Почаевской лавры присоединиться к унии и просил нунция ускорить этот процесс путем смены епархиальной юрисдикции монастыря, а именно: подтвердить власть Львовской епархии над обителью, принадлежавшей ранее к Луцкой епархии, поскольку братия не хочет подчиняться временно управляющему Луцкой епархией - епископу Холмскому Иосифу Левицкому.
29 июня 1712 года по согласованию с нунцием униатский епископ Львовский Варлаам официально принял в свою юрисдикцию «monastero di Poczaiowa Ruteno scismatico della Diocesi di Luceoria» (монастырь Почаевский русский схизматический в епархии Луцкой), однако дальнейшее решение вопроса о епархиальном подчинении Почаевской лавры было оставлено за униатским "митрополитом Киевским и всея Руси", проживавшим в Вильно.
23 июля 1712 года в письме, направленном главе Конгрегации пропаганды веры, самозваный настоятель игумен Арсений (Кучаровский), викарий (наместник) Макарий (Велькопольский) и администратор (благочинный) Юстиниан (Козакевич) в очередной раз задекларировали свой переход в унию, в ведение епископа Львовского Варлаама. По одной из версий, Почаевская лавра могла стать униатской уже в декабре 1711 года, когда из Луцка был изгнан из-за отказа принимать унию православный Луцко-Острожский епископ Кирилл (Шумлянский), а в 1712 году это только подтвердил нунций. Судя по участию Арсения Качуровского, 29 августа 1711 год в Униатской конгрегации настоятелей монастыререй василиан Галичины, состоявшейся под руководством Львовского епископа Варлаама (Шептицкого), уже тогда часть братии решила перейти в унию.
С 1712 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан [1]. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
Возрождение в Синодальный период
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские [2], а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
На фронтах войн начала XX века
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь независимой Польши. Около того же времени патриарх Всероссийский святитель Тихон даровал обители статус ставропигии.
Межвоенные годы в составе Польской Церкви
Вплоть до 1939 года монастырь входил в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" - передача храмов Римо-католической церкви, проводившаяся под покровительством польских светских властей. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. Благодаря архимандриту Дамаскину (Малюте) в Лавре были устроены электростанция и мельница. На нужды православных приходов Польши в обители работали иконописная и позолотная мастерские, в которых обучались профессии воспитанники открывшегося в лавре приюта для сирот. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции - в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).
Военные годы и советский период
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
Новейшее время
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.
Статистика
Святыни
Святыней Лавры была Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе). Чудотворный источник, огражденный железной решеткой и покрытый ковчегом, находится внутри церкви Успения Пресвятой Богородицы. Внутри скалы, под стопой, находится пещера, в которой вода стекает по каплям в сосуды и раздается богомольцам. Наверху ковчега находится изображение Стопы. В Лавре пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери и почивают мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских.
Храмы на территории Лавры
- Успенский собор
- Антония и Феодосия Печерских
- Варвары великомученицы
- Иова Почаевского
- Михаила Архангела, при архиерейских покоях
- Николая Чудотворца, надвратная
- Похвалы Пресвятой Богородицы
- Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
- Троицы Живоначальной
Настоятели, наместники
- Прп. Иов Почаевский (нач. XVII в. - 28 октября 1651)
- Досифей (упом. 14 сентября 1659, + 1664)
С 1831 года священноархимандритами обители были архиереи: Волынские, Львовские, Тернопольские, а по обращении в ставропигию - Киевские
Наместники
- Антоний (Рафальский) (1833 - 1834)
- Григорий (Немоловский) (5 августа 1834 - 1848)
- Неофит (Лиликович) (1848 - 22 июня 1860)
- Амвросий (Лотоцкий) (1860 - 17 мая 1865)
- Феодосий (28 октября 1865 - 27 февраля 1868), из иеромонахов Александро-Невской лавры
- Павел (Бобров) (6 мая 1868 - 5 декабря 1868)
- Михаил (Цвинев) (5 декабря 1868 - 25 мая 1871)
- Смарагд (25 мая 1871 - 24 апреля 1872)
- Иоанн (Якубкевич) (12 июля 1872 - июль 1883)
- Геронтий (10 августа 1883 - 20 ноября 1884)
- Валентин (Кузнецов) (20 ноября 1884 - 14 июня 1886)
- Модест (Коммисаржевский) (14 июня 1886 - 30 марта 1891)
- Ириней (Лиликович) (1 апреля 1891 - 14 июня 1895 года)
- Филарет (14 июня 1895 - 27 августа 1897)
- Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 - 1909)
- Тимолай (Ерин) (7 октября 1909 - 30 ноября 1912)
- Паисий (Патокин) (30 ноября 1912 - 30 июля 1920) [4]
- Дамаскин (Малюта) (август 1920 - 1931)
- Пантелеимон (Рудык) (1933 - 2 июня 1941)
- Панкратий (Кашперук) (1943 - 1946)
- Елисей (Абрамчук) (+7 ноября 1946) [5]
- Иосиф (Забарный) (1946 - 1950)
- Иннокентий (Леоферов) (1949 - 1951) и/о
- Иннокентий (Леоферов) (1951 - 1953)
- Севастиан (Пилипчук) (12 февраля 1954 - 1962)
- Варфоломей (Бабяк) (1962 - 1964)
- Августин (Шкварко) (1964 - 1970)
- Самуил (Волынец) (1971 - 1974)
- Иаков (Панчук) (8 августа 1974 - 1982)
- Николай (Шкрумко) (31 июля 1982 - 26 июня 1985)
- Марк (Петровцы) (26 июня 1985 - 19 июля 1988)
- Онуфрий (Березовский) (20 июля 1988 - ноябрь 1990)
- Иаков (Панчук) (14 декабря 1990 - 1992)
- Феодор (Гаюн) (5 июля 1992 - 27 июля 1996)
- Владимир (Мороз) (с 27 июля 1996)
Литература
- Пидгайко В.Г. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская Лавра // Православная энциклопедия. Т. 57. [Погановская икона - «Православное обозрение»]. - М. 2020, с. 640-656.
Использованные материалы
- Почаевская Успенская лавра: историческое описание [несколько слов о наместниках лавры] / Труд проф. Нежинского историко-филол. ин-та А. Ф. Хойнацкого, испр. и доп. Г. Я. Крыжановским.- Почаев, 1897, с. 317-322:
- https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003642079?page=343
- https://www.prlib.ru/item/438712#&z=2&i=1609895_doc1_121C9F3...iff
- Страницы сайта о Почаевской Лавре:
- Почаев. Успенская Почаевская Лавра // Народный каталог православной архитектуры Соборы.Ру
- Преподобный Иов Почаевский // Православный календарь на портале Православие.Ru:
[1] Подробнее, см. Пидгайко В.Г. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская Лавра // Православная энциклопедия. т. 57, с. 644-647.
[2] РГИА ф.797, оп. 4, д. 15734.
[3] "Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем," портал Православие и мир, 28 мая 2013, http://www.pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed-rasskazyvat-o-n...em/
[4] Мраморнов А.И., "Архимандрит Паисий (Патокин) - член Священного Собора 1917/18 гг." // Портал «Богослов.Ru, 8 мая 2018: https://bogoslov.ru/article/5823264
[5] Елисей (Абрамчук) (1885 - 07.11.1946), архимандрит наместник Почаевской Лавры // Фотопатерик: http://fotopaterik.org/i/8033/