Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ТИМОЛАЙ (ЕРИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архимандрит Тимолай (Ерин), наместник Почаевской Лавры с 1909 по 1912 год
Архимандрит Тимолай (Ерин), наместник Почаевской Лавры с 1909 по 1912 год
Тимолай (Ерин) (ок. 1843 - 1927), архимандрит, б. наместник Почаевской Успенской лавры

В мире Тимофей Степанович Ерин, родился ок. 1843 года [1] в Харьковской губернии в крестьянской семье.

В 1867 году поступил в Афонский Пантелеимонов монастырь. Пострижен в мантию.

Вернулся в Россию. Вероятно, Синодом не был признан в монашеском звании [2].

В 1876-1877 годах писал письма из Новоафонского Симоно-Кананитского монастыря игумену Макарию (Сушкину) и духовнику Иерониму (Соломенцову) [3].

5 марта 1878 года пострижен в монашество в Задонском Тихоновом монастыре.

20 августа 1878 года рукоположен в иеродиакона.

15 августа 1880 года рукоположен в сан иеромонаха.

5 мая 1883 года перемещен в Почаевскую Успенскую Лавру.

12 ноября 1885 года назначен казначеем и членом Духовного Собора лавры.

В 1886 году из Почаевской Лавры писал письмо игумену Макарию (Сушкину) [4].

27 марта 1889 года назначен счетчиком Лаврских ведомств.

27 июля 1890 года перемещен в Троице-Сергиеву лавру.

17 февраля 1896 года назначен духовником Московской духовной академии, состоял духовником Троице-Сергиевой лавры у приходящих богомольцев.

10 мая 1902 года назначен на должность настоятеля Николаевской Берлюковой пустыни  Московской епархии, с возведением его в сан игумена [5].

В Берлюковской пустыни выстроил новый корпус для братии, провел водопровод, выстроил из вековых сосен новый Казанский храм на кладбище. В 1906 году широко отметил 300-летие обители.

В 1905-1908 годах лично руководил госпиталем для раненых воинов, устроенным в обители под покровительством великой княгини Елисаветы Феодоровны, от которой получил за это живописный портрет с подписью.

7 октября 1909 года назначен на должность наместника Почаевской Успенской лавры, с возведением его в сан архимандрита [6].

Завершил возобновленное в 1906 году по инициативе священноархимандрита лавры архиепископа Антония (Храповицкого) строительство Троицкого собора. Собор был выстроен в древнерусском стиле. За некоторое время до окончания постройки храма выстроил новую народную гостиницу и провел водопровод.

Архиепископ Никон (Рклицкий) в своей книге писал:

"Большим неудобством в лавре было отсутствие воды, которая привозилась в бочках из так называемого Старо-Почаевского пруда, находящегося в нескольких верстах от лавры. Недостаток воды ощущался особенно во время больших праздников, когда в Лавру стекались тысячи богомольцев. О. Тимолай заявил влыдыке: "Я найду воду", - и приступил к делу с монашеским терпением. По мысли о. Тимолая начали буравить колодезь между колокольней и типографским корпусом. Многие осуждали о. Тимолая за якобы пустую затею, говоря, что на таком высоком месте нельзя дойти до воды, другие смеялись, но владыка Антоний вполне сочувствовал о. Тимолаю, поддерживал его и первый дал крупное пожертвование на это дело. B пятницу, на 5-й неделе Великого поста, когда служилось торжественное всенощное бдение, так называемая Похвала Божией Матери, во время пения "Взбранной воеводе" в храм прибежали рабочие с известием, что показалась вода. Так было положено благое начало, и в скором времени лавра получила водопровод и была вполне обеспечена хорошей водой".

30 ноября 1912 года архимандрит Тимолай был уволен по болезни от должности наместника Почаевской лавры с перемещением его в число братии Задонского Богородице-Рождественского монастыря, Воронежской епархии [7].

Пребывая на покое в Задонском монастыре, духовно окормлял братию обители.

После революции, пока позволяли силы, работал над созданием обобщающего труда, стремясь оставить для потомков память о страшных годах гонений.

По воспоминаниям иеромонаха Нифонта (Бахтиярова):

"Архимандрит Тимолай жаловался и скорбел, что приближающаяся смерть не дает закончить труды. Основное их содержание сводилось к критике декрета об отделении Церкви от государства и там же приводились случаи гонения со стороны властей на Церковь."

Скончался в 1927 году. Оставшиеся по смерти архимандрита Тимолая рукописи были надежно скрыты от посторонних глаз архимандритом Никандром (Стуровым). Позднее они так и не были найдены.

Награды

Награда королевства Черногории:

  • орден св. Даниила 2-й степени (декабрь 1910) [11]

Литература

Использованые метериалы

  • Монахологий русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. - Святая гора Афон : издание Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне, 2013, с. 18:
  • Панин А.Н., "Игумен Серафим (Стрельников)" // Официальный сайт Николо-Берлюковской пустыни:
  • Алехина Л. И. Из записок валаамского паломника 1911 года(от Одессы до Почаева) / Маркиан (Попов), иеромонах, "Господи! Управи путь наш во благополучии…" // Труды КДА. 2013. №18, с. 272, 287:
  • Никон (Рклицкий). архиеп. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время 1863 - 1936. Книга первая (Переиздание книги: Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Т. 2. Нью-Йорк, 1957). Н.-Н., 2003, с. 616:
  • Морев Л.А. История Задонского мужского монастыря. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Липецк, 2010. с. 119:



[1]  Согласно списку монашествующих, остававшихся в Задонском Богородицком монастыре на 1 августа 1923 года, составленом бывшим благочинным этого монастыря иеромонахом Пионием (Ермоленко), архимандриту Тимолаю на тот момент было 80 лет.

[2]  По указу Священного Синода от 1816 года российское государство и церковь не признавали таинств или рукоположений, совершенных за рубежом, поэтому, русские подданные, принявшие монашество за границей, не признавались монахами внутри России и вернувшись на родину, теряли свои духовные звания и снова становились обычными мирянами. Подробнее, см. Gerd L.A. Russian Policy in the Orthodox East: The Patriarchate of Constan‑tinople (1878-1914), Berlin: De Gruyter Open, 2014, р. 88: http://www.academia.edu/8759721/

[3]  АРПМА. Док. № 1082.

[4]  АРПМА. Док. № 3666.

[5]  Определение Св. Синода от 10 - 17 мая 1902 года за № 2039 // Церковные ведомости. 1902. №22 (1 июня), с. 209.

[6]  Определение Св. Синода от 7 октября 1909 года за № 7999 // Церковные ведомости. 1909 №42 (17 октября), с. 376.

[7]  Определение Св. Синода от 30 ноября 1912 года за № 11026 // Церковные ведомости. 1913. №48/49 (6 декабря), с. 449.

[8]  Церковные ведомости. 1900. №19 (6 мая), с. 175.

[9]  Волынские ЕВ. 1910. №22 (27 мая), с. 407.

[10]  Церковные ведомости. 1913. №18/19 (6 мая), с. 198.

[11]  Волынские ЕВ. 1910. №51 (16 декабря), с. 941; Церковные ведомости. 1911. №5 (29 января), с. 16.

Редакция текста от: 01.02.2022 15:33:38

"ТИМОЛАЙ (ЕРИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google