Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Точная копия с чудотворной иконы Божией Матери Почаевской. Хромолитография Фесенко Е.И. в Одессе 1908.
Точная копия с чудотворной иконы Божией Матери Почаевской. Хромолитография Фесенко Е.И. в Одессе 1908.
Почаевская икона Божией Матери

Празднование 8 сентября, 11 апреля - воспоминание явления Божией Матери в Почаеве и оставления Ею отпечатка стопы в 1340 году (ПЦА [1]), 23 июля - воспоминание чуда явления Божией Матери на горе Почаевской для спасения Лавры от нашествия турок в 1675 году [2], и в пятницу на Светлой седмице.

Явление Богородицы в 1340 году на Почаевской горе и оставления Ею отпечатка стопы.
Явление Богородицы в 1340 году на Почаевской горе и оставления Ею отпечатка стопы.
В 1240 году (или в 1340 году [3]) на горе, где сейчас расположена Почаевская лавра, поселились два инока. Один инок после молитвы пошел к вершине горы и вдруг увидел Божию Матерь, стоявшую на камне и окруженную пламенем. Он позвал брата посмотреть на чудо. Третьим свидетелем видения был пастух Иоанн Босой. Он взбежал на гору, и они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Пресвятая Богородица, навсегда остался отпечаток Ее правой стопы.

В 1559 году митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей привезенную из Константинополя икону Богородицы. Стали замечать, что от иконы исходит сияние. Когда перед иконой исцелился брат Анны Филипп, она передала в 1597 году чудотворный образ инокам, поселившимся на Почаевской горе. Святой образ был поставлен в храм, воздвигнутый в честь Успения Божией Матери. Там вновь образовался монастырь, на содержание которого Анна Гойская передала большие средства. Чудотворная икона стала называться Почаевской.

По смерти Анны Гойской все ее имения, и сама гора Почаевская, достались лютеранину Андрею Фирлею, который начал притеснять иноков, отнял у них землю и леса, приказал сжигать кельи, бить монахов и не пускать народ на гору для поклонения стопе Богородицы и чудотворной иконе. В 1623 году он со множеством единомышленников напал на обитель, похитил церковные сокровища, ризницу и Почаевскую икону. В довершение кощунства он велел жене своей надеть церковные облачения и со святою чашею в руках явиться в кругу пирующих, хуля Православие и чудотворную икону. Такая дерзость была тут же наказана: в женщину вселился злой дух и мучил ее, пока Фирлей не возвратил святыню в обитель.

Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона Божией Матери
В 1721 году икона оказалась во владении униатов. В 1770 году была учреждена особая комиссия для достоверного исследования преданий о чудотворной иконе Богородицы. Собранные комиссией сведения утверждены свидетельством епископов. Из этих сведений видно, что на поклонение Почаевской иконе Божией Матери приходили и исцеление от нее получали не только православные и бывшие униаты, но и христиане католического и лютеранского исповедания, и даже иудеи, которые по исцелении принимали христианскую веру. В 1773 году состоялось "коронование иконы", на главах Пресвятой Богородицы и Богомладенца появились золотые короны.

В 1791 году чудотворный образ Почаевской Божией Матери был перенесен в Успенский собор лавры.

Только в 1831 году святыня была возвращена Православной Церкви. Слава Почаевской иконы распространилась по всей России, с нее делались списки, почитавшиеся также как чудотворные. В Почаевской лавре особенно почитался большой образ Почаевской Богоматери (вклад киевлян в память избавления Киева от холеры в 1848) с изображением "стопы Богородицы" в нижней части иконы.

Икона укреплена на лентах на уровне третьего яруса иконостаса, именуемого Царским, так как он был подарен российским императором Александром II в память визита в Лавру в 1859 году и установлен в 1861 году над изображением Тайной Вечери.

В ранние утренние часы, по установленному в обители порядку, святыня в звездообразном киоте опускается на уровень человеческого роста для целования молящимися.

Свет, исходящий от Матери Божией и касающийся сердец, символически передается сиянием исходящим от драгоценных камней, вправленных в киот и как бы разлетающихся в стороны. Это работа золотых дел мастера С. Ф. Верховцева.

Перед иконой - массивная неугасимая лампада с несколькими светильниками. Она сделана в древневизантийском стиле по рисунку художника С. Комарова с характерным орнаментом, залитым разноцветной эмалью [4].

Иконография

Почаевская икона Богородицы (с отпечатком Ее стопы, оставленном на скале)
Почаевская икона Богородицы (с отпечатком Ее стопы, оставленном на скале)
Икона относится к иконографическому типу Умиление. Изображение Богородицы поясное. На правой руке она держит младенца Иисуса, а на левой плат, которым прикрыты ноги и спина Христа. Левая рука Иисуса лежит на плече Богородицы, а правой он благословляет.

На иконе имеются греческие надписи, а на полях образа можно рассмотреть миниатюрные изображения святых:

Существует еще один иконографический тип Почаевской иконы - без изображения святых по ее краям. Его особенностью является помещение под образом Богоматери с младенцем изображения Почаевской горы с отпечатком правой стопы Пресвятой Девы, который она оставила во время чудесного явления.

Молитвословия

Тропарь, глас 5

Пpед свято́ю Твое́ю ико́ною, Влады́чице,/ моля́щиися исцеле́ний сподобля́ются,/ ве́pы и́стинныя позна́ние пpие́млют/ и ага́pянская наше́ствия отpажа́ют./ Те́мже и нам, к Тебе́ пpипа́дающим,/ гpехо́в оставле́ние испpоси́,/ по́мыслы благоче́стия сеpдца́ на́ша пpосвети́,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́тву вознеси́ // о спасе́нии душ на́ших.

Кондак, глас 1

Исто́чник исцеле́ний и ве́ры Правосла́вныя утвержде́ние/ Поча́евская Твоя́ ико́на, Богоро́дице, яви́ся,/ те́мже и нас, к ней притека́ющих,/ от бед и искуше́ний свободи́,/ ла́вру Твою́ невреди́му сохрани́,/ Правосла́вие во о́крест стоя́щих страна́х утверди́,/ и грехи́ разреши́ моли́твенник Твои́х:// ели́ка бо хо́щещи, мо́жеши.

Видео

"Почаевская Лавра. Икона". Часть 2

Использованные материалы



[1]  "Appearance of the Icon of the Mother of God “The Footprint” at Pochaev" // Календарь на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2021/04/11/101060-appearanc...poc; "Commemoration of the appearance of the Most Holy Theotokos at Pochaev (the “Footprint”) (1340)", - месяцеслов портала "Православие.Ru" (англ. версия), - https://orthochristian.com/calendar/20210411.html

[2]  "Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20-23 июля 1675 года." - страница сайта "Клин православный" - http://www.pravklin.ru/publ/pochaevskaja_ikona_bozhiej_mater...340

[3]  «Почаевская икона Божией Матери», - страница сайта "Почаевская духовная семинария" - http://www.pdsem.mrezha.net/ikony_bojiy matery/093.html

[4]  "Успенский собор Почаевской Лавры", страница сайта "Седмица.RU" - https://sedmitza.ru/text/802944.html

Редакция текста от: 22.08.2021 18:17:07

"ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google