Архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) |
В миру Соколовский-Автономов Василий Григорьевич, родился 31 декабря 1852 года в семье священника села Семяновки Полтавского уезда Полтавской губернии [1].
Окончил Полтавское духовное училище, а в 1874 году - Полтавскую духовную семинарию. В 1878 году выпустился из Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия. Выдержал устный экзамен на степень магистра богословия.
26 июля того же года был назначен смотрителем [2] Полтавского духовного училища. 29 сентября 1878 года был пострижен в монахи с именем в честь равноапостольного князя Владимира [3] в Александро-Невской лавре. 1 октября был рукоположен во иеродиакона Сарапульским епископом Нафанаилом (Леандровым), а 3 октября - во иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором (Никольским).
3 ноября 1878 года был определён сверхштатным членом Российской духовной миссии в Японии, а 14 января 1879 года - утверждён в штате миссии. 17 марта того же года прибыл в Токио и принял заведование учебной и воспитательной частью в миссийской семинарии. Изучив японский язык, преподавал и проповедовал на японском, ездил по стране с миссионерскими целями. В 1882 году приобрёл участок земли в горах в Тоносаве (ныне в черте посёлка Хаконэ, префектура Канагава), где устроил дачу. Там на его средства и пожертвования частных лиц была построена и 3 августа 1883 года освящена церковь во имя преподобного Антония. По благословению равноапостольного Николая (Касаткина) предпринял попытку насадить в Японии монашество: с Афона был призван монах Георгий (Чудновский), который поселился возле церкви преподобного Антония Римлянина. 16 мая 1884 году был возведен в сан игумена. Усердствовал в проповеди в городе Одавара, где по его проекту был построен первый православный храм в 1886 году [4].
10 июня 1886 года, согласно прошению, был уволен от службы в Японской миссии и назначен преподавателем в Холмскую духовную семинарию по кафедре церковной истории и обличения раскола. Помимо преподавания в семинарии проводил религиозно-нравственные беседы с паствой.
13 августа [5] 1887 года был возведен в достоинство архимандрита и назначен инспектором семинарии.
Еп. Алеутский Владимир (Соколовский) |
Епископ в Америке
12 декабря 1887 года был назначен, а 20 декабря того же года - хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского в Санкт-Петербурге. 1 марта 1888 года прибыл в США в сопровождении 18 студентов и 5 сотрудников по Холмской семинарии. Владыка Владимир позаботился об использовании английского языка в богослужениях в соборе в Сан-Франциско: благодаря знанию языков и музыкальным дарованиям он положил на музыку ряд своих английских переводов богослужебных песнопений, а также назначил сербо-американца преподобного Севастиана (Дабовича) англоязычным проповедником при соборе. Епископ Владимир любил торжественность и благолепие службы. Это привлекло в собор больше верующих, из-за чего встал вопрос о постройке более поместительного соборного храма. Усилиями владыки в Сан-Франциско был воздвигнут новый собор.
Одной из главных задач, которые епископ поставил перед собой, было учреждение богословской семинарии для подготовки проповедников и священнослужителей. С этой целью архиерей открыл богословскую школу, воскресную школу для детей.
Во время служения в Америке он несколько раз пересек континент, посещая свою паству. В эту пору многочисленные униаты из Австро-Венгрии, эмигрировав в Америку, начали возвращаться в лоно Православной Церкви. 25 марта 1891 года владыка Владимир воссоединил с Церковью святого Алексия Товта и его паству в Миннеаполисе, штат Миннесота.
Однако в том же году, из-за нестроений в Сан-Франциско, где местная община стала обращаться в Синод с просьбами восстановить богослужения на церковнославянском, епископ Владимир был отозван из Америки.
Архипастырство в России
Выехал в Россию 2 октября 1891 года, будучи назначен 8 июня того же года епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Много сделал для устроения Акатова Алексивского монастыря, учредил при нём в 1896 году регентскую церковноприходскую школу, устроил прекрасный хор. Способствовал открытию церковноприходских школ в епархии. 16 сентября 1896 года был утверждён в должности председателя Воронежского епархиального училищного совета. Состоял председателем совета братства святителей Митрофана и Тихона, а также Воронежского комитета Православного миссионерского общества.
22 декабря 1896 года был переведён на Оренбургскую и Уральскую кафедру. В Оренбурге и других городах епархии много проповедовал, часто обращаясь к своему миссионерскому опыту; его беседы в записи оренбургских семинаристов публиковались в "Оренбургских епархиальных ведомостях". В июле 1897 года участвовал в работе 3-го миссионерского съезда в Казани. К празднованию 100-летнего юбилея епархии в 1899 году под непосредственным наблюдением епископа был расписан кафедральный Казанский собор, заново отстроен архиерейский дом, приведён в порядок Богодуховский монастырь. Владыка являлся председателем Оренбургского отдела Палестинского православного общества, совета оренбургского Михаило-Архангельского братства.
29 ноября 1903 года был переведён на Екатеринбургскую кафедру. Под непосредственным наблюдением епископа и при его содействии был возведен Крестовоздвиженский собор Верхотурского монастыря. Во время революции 1905-1907 годов во многом благодаря активной проповеднической деятельности владыки Владимира, обращавшегося к пастве с церковного амвона, в общественных собраниях, на встречах с рабочими, в Екатеринбургской губернии удалось избежать открытого столкновения с властями. Архиерей занимал резко неприязненную позицию в отношении революционных партий, выступал с критикой либеральных настроений интеллигенции. В 1906 году стал почетным председателем Екатеринбургского общества Союза русского народа, в который в 1905 году записал всё духовенство епархии. Не был сторонником проведения епархиальных съездов и участия духовенства в гражданских представительных учреждениях. В марте 1906 года принимал участие в деятельности Предсоборного присутствия. В качестве товарища председателя участвовал в работе IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве в 1908 году. Состоял председателем Екатеринбургского отдела Православного Палестинского общества, Екатеринбургского комитета Православного миссионерского общества, многих общественных, просветительских и благотворительных организаций и православных братств.
18 марта 1910 года был уволен на покой по болезни и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве. По поручению Московского митрополита священномученика Владимира (Богоявленского) председательствовал на V Всероссийском съезде русских людей в Санкт-Петербурге в 1912 году. В 1913 году Московский митрополит святитель Макарий (Невский) назначил владыку в помощь своему первому викарию Дмитровскому епископу Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. Возглавлял комитет по возведению собора Александра Невского на Миусской площади в Москве (заложен в 1913 году, строительство не было завершено).
Архиеп. Владимир (Соколовский) |
На покое после революции
В 1918 году полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 года Андроникова монастыря жил в бараке возле собора Александра Невского.
В 1921 году патриархом Всероссийским святителем Тихоном был возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру. Поначалу не поехал на кафедру и проживал в Москве не у дел. Имеется свидетельство о его встрече с патриархом Тихоном на богослужении в подлежащей передаче обновленцам Московской церкви в 1922 году [6]. После ареста патриарха в 1922 году уехал к месту служения.
В 1924 года был выслан из Екатеринослава (ныне Днепр) в Москву без права выезда. 29 апреля следующего года вновь был арестован, заключён в Бутырскую тюрьму, обвинён "в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви". Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди священномученика Василия Надеждина, оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 года был освобождён под подписку о невыезде из Москвы, 10 сентября дело в его отношении было прекращено.
С января 1926 года [7] в григорианском расколе, как Днепропетровский архиепископ, но уже в июне того же года принёс покaяние митрополиту Сергию (Стрaгородскому).
Пребывая на покое, служил во Всехсвятской церкви в селе Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро "Сокол"). Служил фaктически в кaчестве священникa нa приходе. Последние годы провел в полузатворе и аскезе. В этот период П. Д. Корин писал портрет архиепископа для картины "Русь уходящая" [8].
Скончался 27 ноября [9] 1931 года в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий. Был погребен при алтаре Всехсвятской церкви; на начало XXI века могила была утрачена. Чин отпевания архиепископа Владимира совершил митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении викариев Московской епархии Подольского епископа Иннокентия (Летяева), Волоколамского епископа Иоанна (Широкова) и Дмитровского епископа Питирима (Крылова).
Владыка Владимир был высокообразованным пастырем, имел дар к языкам и был знатоком церковного пения. На местах своего служения он стремился поставить пение на должную высоту. Главной темой его публикаций было опровержение римо-католической пропоганды, особенно на примере опыта в Японии.
Архиеп. Владимир. Фрагмент этюда П. Д. Корина, 1926 г. Холст, масло. |
Оценки
Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 года праведный Иоанн Кронштадтский после совместного служения с епископом Владимиром записал в дневнике: "Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный" [10].
Труды
- Лжеисидоровские декреталии, или Подложное каноническое право латино-папской церкви, Варшава, 1887 (Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1887; Церковные ведомости, 1888, № 96, 713; 1889, № 10, 262-267; Русский паломник, 1889, № 1, 15; отд. отт.: Варшава, 1887).
- Характер латинской пропаганды в Японской империи и судьба ее с 16-17 стол. до наст. времени, Варшава, 1887 - представляет наибольший интерес из трудов владыки, т.к., помимо полемики с католиками, содержит сведения о религиозной ситуации в Японии
- О внецерковных чтениях 2-го марта 1887 г.
- "Из писем преосв. Владимира, еп. Алеутского и Аляскинского", ПрибЦВед., 1888, № 10, с. 261-267.
- Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в 16 и 17 века и до настоящего времени, Воронеж, 1892.
- Подложные законы, породившие папскую власть, или Лжеисидоровские декреталии, Воронеж, 1892.
- Слово в Неделю крестопоклонную, Оренбург, 1898.
- Слово пред молебным пением по случаю начала учения в Оренбургской духовной семинарии, Оренбург, 1898.
Награды
- орден Российской империи св. Владимира 3-й степени (6 мая 1895) [11]
- орден Российской империи св. Анны 1-й степени (1899)
Документы, литература
- ГA РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.77.
- РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 253 [Форм. списки В.].
- РГБ ОР. Ф. 257. П. 3. Д. 5-9.
- ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 18.
- ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 63.
- ГА Оренбургской обл. Ф. 173. Оп. 3. Д. 52
- ЦА ФСБ РФ. Д. Р-25834
- УЗАГС (М). Объединенный архив. Спр. № 2238 от 21.02.2003 г.
- ЦИМ СДМ. КП 1385/1-6ъ.
- ЦВ, 1891, № 38, 308; 1896, № 38, 352; 1897, № 1, 2; 1903, № 49, 388; 1910, № 14, 77.
- Приб. к "ЦВ", 1888, № 4, 88, 95-98 ("Алеутская епархия и ее новый архипастырь"); № 26, 709; 1889, № 10, 261-271; 1903, № 45, 1937; 1913, № 13, 620.
- Рус. Палом., 1893, № 16, 252.
- Воронежские епархиальные ведомости, 1895, № 11, с. 265; 1896, № 20, с. 385; 1897, № 2, с. 17:
- http://vivaldi.nlr.ru/bv000010310/view#page=651
- http://vivaldi.nlr.ru/bv000010311/view#page=1279
- http://vivaldi.nlr.ru/bv000010312/view#page=65
- Прав. Собес., 1897, август, 218; 1899, январь, 52 отчет; 1900, март, 10, 28 отчет; 1901, март, 3; 1914, февраль, 4 отчет.
- ЖМП, 1932, № 9-10, 9.
- Мисс. Календарь, 1907, 130.
- Церк. Вестн., 1891, № 39, 619.
- Странник, 1891, май, 187.
- Отд. Христ., 1908, VIII-IX, 58-59.
- Екатеринбургский ЕВ, 1903, № 24, с. 811-815 ("Преосв. Владимир, еп. Екатеринбургский и Ирбитский"); 1904, № 1-2, с. 6-14 ("Последние дни пребывания преосв. Владимира в г. Оренбурге").
- Браил, Церковные вопросы и России или Рус. Дух. Вед., 1896, 194.
- Чернавский Н. М., "Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем", вып. 1, Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1900, вып. 7, с. 336-337.
- Чернавский Н. М., Оренбургские епископы, вып. II, Оренбург, 1901-1902, 14.
- Павловский И. Ф., Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители, Полтава, 1914, с. 148:
- Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 344-345.
- Анатолий, архим., Американский очерки, Одесса, 1907, 23-27.
- Руссель Н. К., д-р., Житие преосв. Владимира, бывш. еп. Алеутского и Аляскинского, ныне викарного еп. Воронежского, Москва [Лондон], 1895.
- Заметки и дополнения Е. М., № 51.
- Списки архиереев Иерархии Всероссийской, СПб, 1896, № 505, 76.
- Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 125 (7).
- Orthodox America 1794-1976, Syosset, New York, 1975, 30.
- Макарий (Гневушев), архим., Преосвященный Владимир (Соколовский), еп. Алеутский и Аляскинский, и состояние Православной Русской Церкви в Америке, Киев, 1890, 125 с.
- Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия [сост. В. Волков…], Загорск, 1961, ч. 1.
- Мaнуил (Лемешевский), митр., Русские прaвослaвные иерaрхи периодa с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 2, 250.
- Aкты Святейшего Тихонa, Пaтриaрхa Московского и всея России, позднейшие документы и перепискa о кaноническом преемстве высшей церковной влaсти, 1917-1943: Сб. в 2-х чaстях, [cост. М. Е. Губонин], М., 1994, 426, 967.
- Ворошилин С., "Шесть веков иерархии РПЦ на Урале", Уральская старина, Екатеринбург, 1994, вып. 1, с. 148.
- Козлов В. Ф., "Еп. Владимир (Соколовский)", Хоругвь, М., 2000, вып. 5, с. 113-131.
- Лaвринов, В., прот., Екaтеринбургскaя епaрхия. События. Люди. Хрaмы, Екaтеринбург: Изд-во Урaл. университетa, 2001, 13-15, 135.
- Фирсов С. Л., Русская Церковь накануне перемен (кон. 1890-х - 1918 гг.), М., 2002, с. 203-204.
- Никифорова О. В., "Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря", Хоругвь, М., 2002, вып. 6, с. 61-92.
- Никифорова О. В., "Преосв. Владимир (Соколовский): Екатеринбургский период служения", Хоругвь, М., 2002, вып. 7, с. 101-143.
- Никифорова О. В., "Последний настоятель Спасо-Андроникова мон-ря в Москве - архиеп. Владимир (Соколовский): Оренбургский период служения (1896 -1903 гг.)", Хоругвь, М., 2003, вып. 8, с. 112-132.
Использованные материалы
- Васильева Н. Ю., Мангилёва А. В., Никифорова О. В., "Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич)", Православная энциклопедия, т. 8, с. 663-665:
- Страница базы данных ПСТГУ Новомученики, исповедники, зa Христa пострaдaвшие в годы гонений нa Русскую Прaвослaвную Церковь в XX в.:
- Жизнеописание на официальном сайте Православной Церкви в Америке:
- "Владимир (Соколовский-Автономов)", сайт Русское Православие:
[1] Наиболее вероятный вариант. Согласно Полтавским епархиальным ведомостям (см. "Распоряжения епархиального начальства", Полтавские епархіальные ведомости, 1871, № 3, часть оффициальная, с. 69, http://nipol.ucoz.ru/load/poltavshhina/poltavskie_eparkhialn...006), священник Григорий Соколовский, отец владыки Владимира, 31 декабря 1871 года был перемещён из Успенской церкви села Семяновки Полтавского уезда к Рождество-Богородичной церкви села Жирковки Константиноградского уезда. Данное сообщение согласуется с указанием И. Ф. Павловского (см. Павловский И. Ф., Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели и благотворители, Полтава, 1914, http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16626#page/170/mode/inspect/zoom/5) о том, что владыка - "Сын священника, Константиноградского уезда". В ряде источников, начиная с Оренбургских епархиальных ведомостей и заканчивая книгой Русские прaвослaвные иерaрхи периодa с 1893 по 1965 гг. митрополита Мaнуила (Лемешевского), владыка Владимир (Соколовск ий) указан как сын священника "села Сенковки", "Полтавской епархии" (см. Оренбургские епархиальные ведомости, 1897, № 2, с. 49-51, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/1681/; "Алеутская епархия и ее новый архипастырь", Прибавление к Церковным ведомостям, 1888, № 4, с. 95-98, http://www.prlib.ru/item/460952; "Преосв. Владимир, еп. Екатеринбургский и Ирбитский", Екатеринбургские епархиальные ведомости, 1903, № 24, с. 811-815, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/564/). Авторы статьи Православной энциклопедии, т. 8, с. 663-665, http://www.pravenc.ru/text/159076.html, слегка изменяют форму названия "Сенковки" на "Сенковцы" и определяют поселение как село "Золотоношского у. Полтавской губ.", вероятно отождествляя его с селом Сеньковцы (ныне Золотоношский район Черкасской области). Сведений о том, что о. Григорий Соколовский был священником в селе Сеньковцы Золотоношского уезда, составителями данной статьи не обнаружено.
[2] Так по биографии Православной энциклопедии. По данным Мануила (Лемешевского) - был назначен помощником смотрителя.
[4] Бесстремянная Г. Е., Японская Православная Церковь. История и современность, Сергиев Посад: Троице-Сергиева Лавра, 2006, cc. 202-203.
[5] Так согласно базе данных ПСТГУ, жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324 - 4 декабря.
[6] По жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке.
[7] Так по статье Православной энциклопедии и по базе данных ПСТГУ. По Губонину - с 9/22 декабря 1925 года. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324
[8] Этюды и эскиз картины с портретом владыки Владимира хранятся в Доме-музее Корина в Москве.
[9] Так по биографии в Православной энциклопедии и на официальном сайте Православной Церкви в Америке. Эта же дата является основной по сведениям митрополита Мануила (Лемешевского), но с оговоркой что "на могильном кресте значится, что он скончался 18(?)/31 июня 1931 года, 87 лет от роду." (см. http://ortho-rus.ksproject.org/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324). Согласно базе данных ПСТГУ - 17 ноября.
[10] Неизданный дневник, М., 1992, c. 44.
[11] Воронежские епархиальные ведомости, 1895, № 11, с. 265.