Еп. Антоний (Миловидов) |
В миру Миловидов Александр Николаевич, родился 31 мая 1877 года в Москве в семье дворянина, профессора гражданского права Харьковского университета.
В 1898 году окончил гимназию в Москве и поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру [1]. 8 июля 1908 года был пострижен в мантию с именем Антоний и в ноябре переведен в Юрьев монастырь Новгородской губернии.
С 10 ноября того же года - ризничий Юрьева монастыря. В 1909 году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
В 1910 году был переведен в Московский Никольский единоверческий монастырь где стал казначеем. В 1912 году после конфликта с настоятелем, в связи с попыткой улучшения качества питьевой воды для монашествующих, для научения смирению, послан в Зосимову пустынь под руководство ее настоятеля и старца игумена Гермогена где пробыл до 1913 года.
4 февраля 1913 года Синодальным указом был назначен настоятелем Воскресенского монастыря в Златоустовском уезде Уфимской губернии.
29 июня 1917 года Синодальным определением награжден саном игумена [2]. Возведение 8 июля в Петрограде совершил епископ Уфимский Андрей.
1 июля 1917 года был избран делегатом Всероссийского съезда монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре, от которого был избран делегатом на Всероссийский Церковный Собор. 23-28 июля того же года был делегатом от братии монастыря II Всероссийского единоверческого съезда в Нижнем Новгороде, на котором прочел доклад "О благоустройстве православно-старообрядческих монастырей." Рассматривался как один из кандидатов в единоверческого епископа для предполагавшегося единоверческого округа из Екатеринбургской, Пермской и Уфимской губерний.
В 1920 году, по обвинению в "контрреволюционной агитации" был приговорен к 6 месяцам концлагерей. После закрытия монастыря в том же году служил в приходских храмах близ обители: в 1923 году настоятелем церкви в селе Тюбеляс, в 1924-1925 годах настоятелем Усть-Катавского Александро-Невского храма и благочинным 1-го района Златоустовского округа.
6 июня 1925 года был хиротонисан в поселке Теджен, Туркмения, во епископа Усть-Катавского, викария Уфимской епархии архиепископом Андреем (Ухтомским) и епископом Нижнетагильским Львом.
По некоторым данным, с 1925 года был епископом Троицким, викарием Челябинским [3].
С 29 марта 1926 году был под запрещением и 25 апреля того же года уклонился к беглопоповцам [4]. 16-19 октября 1927 принял участне в съезде православных староцерковнических приходов Уфимской епархии (непоминающих "андреевского течения"; "Уфимской автокефалии"). 15-18 ноября того же года был наблюдатель от "Уфимской автокефалии" на съезде староцерковников-григориан. Вскоре после этого признал заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) каноническим главой Церкви, вступил с ним в переговоры. По принесении покаяния был принят в сущем сане, как рукоположенный архиереями старого поставления.
23 декабря 1927 года определением Священного Синода при митрополите Сергии "командирован для священнослужения в г. Троицк Челябинской епархии, впредь до новых распоряжений о нем", - т.е. назначен викарным епископом Троицким.
В феврале 1928 года провел собрание духовенства Троицка, на котором обсуждались вопросы о созыве Поместного Собора о патриаршестве, о нововведениях обновленцев (о женатом епископате и о второбрачии духовенства), об автокефалии, о роли мирян в церковном управлении, о церковном образовании духовенства и проч.
27 апреля 1928 года года определением Синода и последующим указом митрополита Сергия от 10 мая того же года, в связи с закрытием Троицкого викариатства, "временно командирован в Бугульму для управления викариатством под руководством и наблюдением Преосвященного архиепископа Самарского Анатолия (Грисюка)."
В июне того же года провел собрание бугульминского духовенства с повесткой дня о созыве Поместного Собора и т. д.
30 ноября 1928 года епископ Антоний был арестован ОГПУ и обвинен в организации собраний духовенства городов Троицка и Бугульмы. За организацию этих собраний, особым совещанием при коллегии ОГПУ 24 мая 1929 года владыка Антоний был приговорен к 3 годам ссылки и выслан в Самару. Здесь он вновь был арестован и 9 сентября 1930 года приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ, которое отбывал в Вишерских лагерях.
Освободившись, 16 июня 1933 года епископ Антоний был назначен епископом Енисейским и Красноярским, 3 мая 1934 года - епископом Ачинским, 9 сентября 1935 года - епископом Омским с передачей в его управление упраздняемой Челябинской епархии, почему именовался Омским и Челябинским.
29 ноября 1936 года вновь был арестован, обвинен в том, что будто бы «руководил контрреволюционной группой и объединил вокруг себя реакционное духовенство», «проводил контрреволюционную клеветническую пропаганду» и т. п. На предварительном следствии признал себя виновным и подписал показания, написанные следователем [5]. 19-22 марта 1937 года состоялось судебное рассмотрение «дела» на специальной коллегии Омского областного суда. На судебном заседании епископ отказался от всех показаний, данных им на предварительном следствии. 22 марта Омский областной суд приговорил его к 10 годам тюремного заключения. 3 апреля епископу Антонию было предъявлено новое обвинение, будто бы он, «являясь епископом Омской области и проживая в Омске, без разрешения Комиссии по культам осуществлял нелегально руководство над духовенством Челябинской обл. и создавал контрреволюционные формирования... перед которыми ставил задачу подготовки кадров для вооруженного выступления в случае войны». 10-12 июля состоялось заседание Челябинского областного суда, где епископ заявил, что никакой контрреволюционной переписки с духовенством он не вел, вся переписка была только по церковным делам, он также отрицал существование контрреволюционной организации. 12 июля 1937 года специальной коллегией Челябинского областного суда был приговорен к расстрелу.
25 сентября он подал заявление начальнику УНКВД по Челябинской области, где писал, что согласен дать показания, которые требует от него следствие. 26 сентября ему были предъявлены дополнительные обвинения и вновь начато следствие. 27 сентября он подписал показания, признав себя виновным во всем, что требовало от него следствие. 2 октября тройкой УНКВД по Челябинской области приговорен к расстрелу, который последовал 4 октября 1937 года в Челябинске. Вместе с епископом Антонием были расстреляны 20 священников.
Его реабилитация последовала 6 июня 1958 года Военным трибуналом Уральского военного округа и 17 сентября 1964 года Президиумом Верховного суда РСФСР (по 1937 году репрессий); 8 февраля 1994 года прокуратурой Татарстана (по 1929 году репрессий).
Владыка Антоний любил монашествующих, а омчане вспоминали о нем как о кротком и благоговейном архиерее [6].
Награды
- палица (8 июля 1917, с возведением во игумена)
Документы, литература
- Архив КГБ Татарстана, Арх. № 2-8745.
- Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан, Д.4329.
- Архив УФСБ РФ по Омской обл., Арх. № П-13927.
- Архив УФСБ РФ по Челябинской обл., Арх. № 19537 (Д.П-25163).
- Вестн. Св. Син. Пр. Ц., 1926, № 7, 10.
- ФПС, № 1, 8; № 4, 2; № 5, 23.
- ФМП, № 10, 4.
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях [Сост. М.Е. Губонин], М., 1994, 963.
- Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 1, 297-298.
- Шангин, М. С., Террор против совести, Омск: Омское книжное издательство, 1994, 287-297.
- Забвению не подлежит: Книга памяти жертв политических репрессий Омской области, т. 5, Омск: Кн.изд-во, 2002, 178, 314.
- Журавский, А. В., Во имя правды и достоинства Церкви: Житие и труды священномученика Кирилла Казанского, М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004, 329, 330, 331, 335, 388, 389, 661.
Использованные материалы
- Статья базы данных ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.":
- Дамаскин (Орловский), игум., "АНТОНИЙ (Миловидов)," Православная энциклопедия, т. 2, 635:
- http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_588
- Страница базы данных ПСТГУ "Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.)":
[1] По статье Православной энциклопедии. По базе данных ПСТГУ - либо в Троице-Сергиеву Лавру, либо в Троицкий Стефанов Махрищский монастырь в Александровском уезде Владимирской губернии.
[2] По базе данных ПСТГУ. По статье Православной энциклопедии возведение последовало в 1913 году.
[3] Эти данные приведены только на странице базы данных ПСТГУ "Епископы и епархии периода гонений на Церковь (1917-1955гг.)", http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/db.exe/ans/dp/?HYZ9EJxGHox...230
[4] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_588. В других источниках это не упомянуто
[5] Очевидно среди них было признание в шпионаже в пользу Японии. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_588
[6] Характеристика по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_588