Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КЛИМЕНТ (ЖЕРЕТИЕНКО)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Климент (Жеретиенко)
Архим. Климент (Жеретиенко)
Климент (Жеретиенко), в схиме Антоний (1865 - 1950), схиархимандрит

В миру Жеретиенко Константин Матвеевич, родился 26 декабря 1865 года в с. Иловатка (Иловатый Ерик) Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Старополтавский район Волгоградской обл.) в крестьянской семье.

В ноябре 1879 года выдержал экзамены на знание курса начального народного училища. В январе 1887 года призван на военную службу. Зачислен рядовым в Самарский писарский класс при 95-м резервном кадровом батальоне. В октябре того же года переведен писарем в Киевское пехотное юнкерское училище. С 30 декабря 1888 года - нестроевой старшего разряда низшего оклада, с 31 декабря 1889 года - нестроевой старшего разряда высшего оклада. 31 декабря 1890 года, по истечении срока действительной военной службы, уволен в запас.

12 февраля 1891 года обратился в духовный собор Киево-Печерской лавры с просьбой о зачислении во временные послушники. 15 февраля принят на послушание и направлен в келарское ведомство. 20 марта того же года определен писцом канцелярии духовного собора Лавры.

21 марта 1892 года назначен журналистом (ответственным за ведение журналов Собора). С 24 июня исполнял должность столоначальника 2-го стола, 21 декабря 1892 года утвержден в этой должности.

29 февраля 1896 года обратился в духовный собор Лавры с просьбой о включении в число штатных послушников и о пострижении в монашество, с 26 августа того же года - штатный послушник лавры. 6 ноября духовный собор Лавры постановил: «Принимая во внимание хорошее поведение, способность и усердие к исполнению послушания послушником Константином Жеретиенко, удостоить его пострижения в монашество на одну из имеющихся послушнических вакансий» [1].

19 ноября 1896 года пострижен в монашество благочинным монастыря архим. Иаковом с наречением имени Климент.

22 июля 1898 года рукоположен во диакона Калужским еп. Макарием (Троицким) в лаврской Трапезной церкви.

21 мая 1900 года рукоположен во иерея Уманским еп. Сергием (Ланиным) в соборном храме Киево-Михайловского монастыря. С 26 мая того же года являлся членом комиссии по проверке ризницы лаврской великой церкви (до сентября 1903).

25 ноября 1900 года правитель дел лавры иером. Филадельф известил духовный собор о просьбе иером. Климента (Жеретиенко) освободить его по болезни (горловое кровотечение) от должности столоначальника соборной канцелярии. Решением духовного собора Лавры от 27-30 ноября того же года о. Климент был уволен от этой должности и перемещен в Дальние пещеры с освобождением от богослужения впредь до выздоровления.

С 1 июня 1901 года - 5-й счетчик счетного стола лавры с перемещением в больничный Никольский монастырь для очередного богослужения с оставлением для наблюдения за покупками по типографскому ведомству.

4 апреля 1902 года был назначен духовником для богомольцев при больничном монастыре; с 22 апреля того же года - 4-й счетчик счетного стола.

С октября 1902 по октябрь 1904 года - смотритель свечного завода лавры.

18 октября 1904 года назначен экономом Киево-Софиевского митрополичьего дома с оставлением в числе братии Киево-Печерской лавры.

7 декабря 1909 года назначен членом комиссии по обследованию хозяйственной части и угодий Киевского Троицкого общежительного монастыря.

12 мая 1913 года возведен в сан архимандрита. 7 августа того же года был назначен экономом Киево-Печерской лавры, со 2 сентября являлся членом духовного собора Лавры.

По воспоминаниям современников, при поступлении в обитель он не обладал заметными административными талантами. Однако ему удалось сделать карьеру благодаря настойчивости, гибкости ума и сообразительности. По словам юрисконсульта Киево-Печерской лавры проф. И. Н. Никодимова, 

Климент (Жеретиенко) «любил власть, стремился к ней и, получив ее в свои руки, боялся потерять. По своим социальным убеждениям, так как, в конце концов, неудобно говорить о политических убеждениях монаха, он примыкал к крайне левому крылу лаврской братии. Около него всегда группировались монахи, настроенные весьма радикально…» [2].

После Февральской революции 1917 года возглавил борьбу против начальства Лавры. В апреле 1917 года во время несанкционированного собрания в Трапезной церкви, радикальная часть братии избрала его главой своего комитета. Возглавляемая им группа требовала выборности всех должностных лиц общим собранием, смещения наместника архим. Амвросия (Булгакова), выведения монастыря из-под власти Киевского митрополита Владимира (Богоявленского) и его выселения из лавры. 

После установления осенью 1917 года в Киеве власти Украинской Центральной Рады примкнул к автокефалистскому движению. 1 декабря 1917 года на собрании в лавре он поддержал требования автокефалистской Всеукраинской православной церковной рады (ВПЦР) об изгнании митр. Владимира из Киева и о провозглашении автокефалии Украинской Церкви. В лаврской типографии было напечатано воззвание ВПЦР о принятии на себя управления Церковью на Украине до созыва Всеукраинского церковного Собора духовенства и мирян. После вынужденного ухода на покой престарелого наместника лавры архим. Амвросия 6 декабря 1917 года он был избран братией наместником с сохранением должности эконома. 28 декабря он был допущен к временному исполнению обязанностей наместника лавры с тем, «чтобы он без ведома Собора и разрешения высшей Лаврской власти никаких важных решений по управлению обителью не предпринимал и не разрешал бы самолично никаких братских собраний, ни общих, ни частных» [3].

В ночь на 26 января 1918 года пребывавший в монастыре Киевский митрополит Владимир был убит неподалеку от Лавры революционными солдатами. 26 января о. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному владыке. Многие верующие обвиняли его в попустительстве убийству митрополита, в том, что 

он «…в момент трагического события обнаружил рассеянность и оказался беспомощным перед происходившей катастрофой, и естественно бездеятельность в этот момент вызвала впоследствии недоумения и нарекания. Но не следует забывать, что большевики тогда фактически уже господствовали в Лавре, и один из штабов уже обосновался в здании лаврской типографии. Отец Климент при таких условиях считал себя не в силах противодействовать разнузданным солдатским бандам…» [4].

28 января 1918 года Тифлисский митр. Платон (Рождественский) благословил ему ношение мантии с красными скрижалями. 

30 или 31 января решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского епископа Никодима (Кроткова) был освобожден от должности эконома (сдал дела 16 февраля) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя духовного собора Лавры. В дальнейшем о. Климент помогал избранному в мае 1918 года митр. Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 октября того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православном церковном соборе. С утверждением в Киеве большевиков о. Климент решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой ее имущества. В апреле 1919 года это решение было одобрено духовным собором. Однако советские власти потребовали перерегистрировать общину, удалив из нее монашествующих. После окончания гражданской войны Киево-Печерская лавра находилась в тяжелом положении. На территории обители был размещен инвалидный городок, постоянно сокращалось число насельников.

8 июня 1921 года Собор епископов Украины утвердил его в должности наместника лавры. Пользуясь доброжелательным отношением патриаршего экзарха Украины митр. Михаила (Ермакова), о. Климент добивался должности настоятеля лавры, имевшего особые привилегии, сопоставимые с архиерейскими. 8 февраля 1922 года для благолепия благословлено было наместнику служить с жезлом и сулоком, а к литургии встречать у солеи с пением «Достойно есть», читать молитвы по большому Служебнику и носить мантию с нашивными крестами на скрижалях. 10 февраля было принято решение о его вступлении во временное исполнение обязанностей настоятеля монастыря «…ввиду долговременного отсутствия настоятеля Киево-Печерской Лавры, Высокопреосвященнейшего митрополита Антония и переживаемых обителью тяжелых обстоятельств».

После национализации в июле 1922 года всех монастырских строений он занял должность заведующего строениями лавры, выделенными властями в 6-й городской район Киева, являлся членом церковной общины «Киево-Печерская Лавра», созданной из лаврской братии и прихожан. 

Проф. Никодимов дал в воспоминаниях такой его портрет: 

«Высокий старец с лицом аскета, с длинной седой бородой, довольно красивый, если нужно, то и гостеприимный, говорящий тихо, искренним тоном, с постоянно ласковой улыбкой, он вначале буквально очаровал меня, и понадобилось довольно много времени жизни в Лавре, чтобы я понял его другую сторону. Я пришел к убеждению, что отец Климент не обладал твердой волей и быстро поддавался влияниям, увлечениям. Но как монах он любил молитву, пост, богослужения. Жизнь его была полна треволнений и скорбей…» [5].

Во время кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году сотрудничал с властями, что было даже отмечено в газете «Правда», однако часть лаврских ценностей все же удалось временно скрыть в тайниках.

В ночь на 11 апреля 1923 года был арестован в лаврской братской больнице, где находился на лечении хронического заболевания горла и легких. Был помещен в ДОПР (Лукьяновскую тюрьму). В период его заключения на должность временного заместителя наместника лавры был избран архим. Макарий (Величко). 30 сентября того же года был освобожден из тюрьмы.

4 августа 1924 года братия избрала его настоятелем, а архим. Макария (Величко) - наместником лавры. 16 августа они были утверждены в должности патриархом свт. Тихоном. Патриарх возвратил Киево-Печерской лавре статус ставропигиального монастыря, что вызвало конфликт с ним временно управляющего Киевской епархией Уманского еп. Макария (Кармазина) [6].

25 октября 1924 года вместе с архим. Макарием был арестован Киевским губернским отделом ГПУ УССР. В дальнейшем были задержаны еще 28 монахов лавры, 2 послушника и 4 члена лаврской общины. Поводом для арестов стали поступившие в ГПУ доносы о сокрытии монастырских ценностей; из тюрьмы он передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству. Пользуясь сложившейся ситуацией, в декабре 1924 года обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, которой были переданы монастырские храмы. 

В апреле-мае 1925 года о. Климент был освобожден под подписку о невыезде вместе с другими арестованными насельниками лавры. 

20 августа 1925 года был снова арестован вместе с архим. Макарием (Величко), экклисиархом лавры игум. Евстратием (Грумбковым) и казначеем архим. Анфимом (Еленецким). В ноябре 1925 года их освободили, но принудительно направили для дальнейшего проживания в Харьков.

20 февраля 1928 года распоряжением коллегии ОГПУ СССР следственное дело в его отношении было прекращено, подписка о невыезде аннулирована, однако он остался жить в Харькове вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием.

Не принял «Декларацию 1927 года» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). Вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием подписал заявление о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя и был запрещен митр. Сергием в священнослужении. Более 30 лаврских монахов поддержали его действия, признавая его настоятелем. За богослужением поминал патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского), примкнул к движению иосифлянства. С начала 1928 года находился под омофором руководителя иосифлян Гдовского еп. Димитрия (Любимова), а осенью того же года при посредничестве игум. Клавдия (Савинского) перешел в подчинение Старобельскому еп. Павлу (Кратирову), управлявшему иосифлянскими приходами на территории Харьковской епархии. 

В начале 1931 года еп. Павел (Кратиров) и большинство иосифлянского клира на Украине были арестованы, о. Климент избежал ареста. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом. Увидев это, чекисты махнули на него рукой, мол сам помрет, и ушли». В дальнейшем пребывал на нелегальном положении.

По данным следственного дела иером. Мартирия (Слободенко) (+ 1937), в 1930-х годах о. Климент поддерживал отношения с лаврской братией. Иером. Мартирий сообщил на допросе: 

«Мне известно, что с Жеретиенко наиболее тесно связаны иеромонах Деркач Феогний и Фурс Амфилохий, которые бывают у него довольно часто. Об этом они мне сами рассказывали. В близких отношениях с Жеретиенко был также иеромонах Тертий, высланный в 1933 г. из Киева. Через него велась переписка с Жеретиенко. В 1936 г. Тертий возвратился из ссылки и поселился в Черкассах, где получил паспорт. Возвратившись из ссылки, он наезжал к Жеретиенко, о чем мне сам рассказывал при встрече в Киеве в августе 1936 г.» [7].

В начале 1940-х ггодах принял схиму с именем Антоний.

В 1942 году, в период немецкой оккупации Украины, приехал в Киев, претендуя на должность наместника Киево-Печерской лавры, однако братия отказалась избрать его руководителем. Поселился в Мышеловке (в черте Киева), где окормлял общину, организованную иером. Мартирием (Слободенко), служил в храме, открытом в здании школы. По некоторым данным, в это время объявлял себя подчиняющимся Берлинскому митр. РПЦЗ Серафиму (Ляде). Осенью 1943 года вернулся в Харьков, жил у своих духовных детей.

В послевоенные годы престарелый схиархим. Антоний жил с келейницей схим. Михаилой в Харькове, в маленьком доме у М. Г. Пономаренко. Здесь его тайно посещали верующие.

Скончался 18 декабря 1950 года в Харькове в глубокой старости. Заочное отпевание совершил киевский свящ. Владимир Веселовский. Похоронен на Залютинском кладбище в Харькове, могила не сохранилась.

Награды

Литература

  • ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 797. Д. 262 (1907); Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 27, 293, 411.
  • За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 562.
  • Никодимов И. Н. Воспоминание о Киево-Печерской Лавре (1918-1943 гг.). К., 1999. С. 151-155.
  • Новый священноисп. Климент, настоятель Киево-Печерской Лавры // Правосл. жизнь. Джорд., 2000. № 4. С. 15-30.
  • Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 278-279.
  • Биогр. сведения о братии Киево-Печерской лавры, пострадавшей за Православную веру в 20 ст. / Сост.: Л. П. Рылкова. К., 2008. С. 49-53.
  • Сухоруков А.Н., Архим. Климент (Жеретиенко) и преодоление церковного большевизма в Киево-Печерской лавре в 1-й пол. ХХ в. // ЕжБК. 2011. Т. 1. С. 367-373.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.155–156.
  • Тимофиевич А.П. Божии люди. М.: Паломник, 1995. 191с. С.182.

Использованные материалы

  • Кальченко Т.В. "Климент (Жеретиенко)" // Православная энциклопедия, т. 35, с. 475-477 (29 марта 2019)



[1]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 293. Л. 26 об.

[2]  Никодимов. 1999. С. 17.

[3]  ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 1 (мон.). Д. 293. Л. 87.

[4]  Никодимов. 1999. С. 21.

[5]  Никодимов. 1999. С. 23.

[6]  Феодосий (Процюк). 2004. С. 278-279.

[7]  ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 60499. Л. 37.

Редакция текста от: 19.02.2023 17:12:33

"КЛИМЕНТ (ЖЕРЕТИЕНКО)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google