Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИОАНН II РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)
Иоанн II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607)
Иоанн II (+ 535), папа Римский (532 - 535)

Согласно Liber Pontificalis, сын римлянина Проекта, до избрания имел прозвище Меркурий. Указание на то, что Иоанн II происходил "с холма Целий", вероятно, относится к месту его служения до избрания папой - церкви св. Климента (Сан-Клементе) у подножия Целийского холма. В надписи пресв. Севера из церкви св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи), датированной 530-ми годами, упоминается о том, что до избрания на Римскую кафедру Иоанн II был пресвитером церкви св. Климента: "Иоанн по прозванию Меркурий (cognomento Mercurius) посвящен из пресвитеров св. Римской Церкви, из титула св. Климента вознесен в славу папства" [1]. На мраморной трансенне хора церкви св. Климента сохранилась надпись об освящении алтаря пресв. Меркурием при папе Гормизде (514-523). Другая вотивная надпись Меркурия помещена на капители колонки, которая, возможно, являлась частью алтарного кивория нижнего храма церкви св. Климента. В хоре церкви сохранилась монограмма Иоанна II.

Иоанн II был возведен на Римскую кафедру 31 декабря 532 года через два с половиной месяца после кончины папы Вонифатия II (17 октября 532), что, вероятно, объясняется борьбой между претендентами на папский престол. Вонифатий II при жизни назначил преемником диак. Вигилия, заставив римских клириков поставить подписи под обязательством избрать именно его. Однако из-за оппозиции римского сената, остготского кор. Аталариха (526-534) и его матери Амаласунты, фактической правительницы королевства, папа был вынужден отказаться от этого решения. На Соборе в Риме в присутствии сенаторов он покаялся в содеянном и сжег грамоту об избрании Вигилия перед гробницей ап. Петра [2]. Сенат принял постановление против симонии, включив в это понятие не только право назначать преемника, но и различные обещания и соглашения, касавшиеся выборов папы. О беспорядках в Риме, устроенных сторонниками Вигилия, упоминает кор. Аталарих в послании, отправленном Иоанном II вскоре после избрания. В послании король призвал папу возобновить постановление сената против симонии [3]. Из-за беспорядков начались сбои в снабжении города продовольствием - Иоанн II был вынужден продать церковные сосуды, чтобы раздать деньги бедным, и обратился за помощью к остготскому королю.

К понтификату Иоанна II относится утверждение теопасхитской формулы "Один от Троицы пострадал во плоти". В 519 году она была предложена монахами во главе с Иоанном Максентием, но в 521 году осуждена папой Римским Гормиздом. Имп. Юстиниан I после консультации с Константинопольским патриархом Епифанием в 533 году издал эдикт с подтверждением теопасхитской формулы и осуждением неонесториан (акимитов) [4]. Император обратился к Иоанну II с просьбой утвердить формулу. В Рим были посланы участники проходившего в Константинополе диспута с монофизитами Ипатий, еп. Эфесский, и Димитрий, еп. г. Филиппы. Акимиты также обратились в Рим за поддержкой, направив туда монахов Кира и Евлогия. Требование имп. Юстиниана принять формулу, осужденную папой Гормиздом, поставило Иоанна II в сложное положение. Римский диакон Анатолий консультировался по данному вопросу с карфагенским богословом Фульгенцием Феррандом, который подтвердил православный характер теопасхитской формулы, отметив, что, следуя формуле, о Божестве можно говорить как о пострадавшем во плоти. На основании суждения Ферранда Иоанн II одобрил императорский эдикт, о чем известил Юстиниана и римский сенат особыми посланиями (25 марта 534). В послании к сенату [5] он обосновывает свое решение в форме ответов на вопросы, вероятно составленные на основе заключения Ферранда. На вопрос, "можно ли считать Христа по воплощении Одним из Троицы", Иоанн II ответил положительно, обращаясь к Свящ. Писанию (Быт 3, 22; 1 Кор 8, 6), к Никейскому Символу веры и к творениям отцов Церкви блж. Августина, святителей Григория Богослова, Григория Нисского, Прокла Константинопольского. В ответе на вопрос, "можно ли сказать, что Христос Бог пострадал во плоти, но Божество не страдало", Иоанн II, опираясь на Втор 28, 66, Ин 14, 6, Зах 12, 10, Деян 2, 15, 1 Кор 2, 8, а также на Пс 23, 8 и Деян 20, 28 и суждения отцов Церкви святителей Киприана Карфагенского, Григория Богослова, анафематизмы свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, и на Томос к Флавиану папы Римского Льва I Великого, поясняет, что страдало все существо Христа Воплотившегося Бога, поэтому нельзя сказать, что страдала только плоть, а Божество было безучастно к страданию. Третий вопрос был посвящен понятию "Богородица", которое, по утверждению имп. Юстиниана I, акимиты не принимали в полном смысле (отрицая, что Один от Троицы пострадал во плоти, акимиты, по мнению Юстиниана I, отрицали и то, что Один от Троицы родился от Девы). Иоанн II утверждает традиционное церковное учение: Дева Мария воистину является Матерью Бога Слова, от Нее Воплотившегося (proprie et veraciter matrem Dei ex ea incarnati et nati esse confitemur), и приводит цитаты из творений блж. Августина, мон. Лепория и папы Геласия I. В ответном письме имп. Юстиниану I Иоанн II ограничился общим утверждением теопасхитской формулы и осуждением акимитов. Послание императора Иоанну II вместе с ответом папы было включено в Кодекс Юстиниана [6] и т. о. получило силу государственного закона в Византийской империи.

В 534 году Иоанну II пришел запрос еп. Кесария Арелатского, о судьбе Контумелиоза, еп. г. Рейи (Регий, ныне Рьез, Франция), которого обвиняли в различных канонических преступлениях. На Соборе в Массилии (ныне Марсель) (533) Контумелиоз покаялся и обещал вернуть Церкви растраченные средства, однако некоторые епископы выступили за его смещение с кафедры. Сохранились три папских послания по этому вопросу, включенные в т. н. Арелатское собрание посланий Римских пап [7]. В послании галльским епископам от 7 апреля 534 года папа рекомендовал лишить Контумелиоза кафедры без права совершать таинства и отправить его на покаяние в монастырь. Управление Рейской кафедрой следовало временно поручить епископу-визитатору без права рукоположения клириков. 13 апреля Иоанн II отправил послание клиру г. Рейи с подтверждением низложения Контумелиоза. Папа извещал о назначении визитатором Кесария Арелатского, который должен был совершать таинства, однако не имел административных прав и не мог распоряжаться церковным имуществом. Третье послание Иоанна II св. Кесарию не датировано, к нему приложены каноны о преступлениях епископов и клириков, заимствованные из более ранних папских декреталий.

В Liber Pontificalis о деятельности Иоанна II в Риме сообщается лишь то, что папа получал дары от имп. Юстиниана I на украшение римских церквей.

Иоанн II скончался 8 мая 535 года в Риме. Его кончина ошибочно указана в Liber Pontificalis под 27 мая. Погребен в атриуме базилики св. Петра [8].

Литература

  • PL. 66. Col. 1-32;
  • LP. Vol. 1. P. 108, 285-286;
  • Mansi. T. 8. Col. 795-806;
  • Epistolae Arelatenses genuinae // MGH. Epp. T. 3. P. 45-48;
  • ACO. T. 4. Pars 2. P. XXVIII-XXXII, 206-208;
  • Jaffé. RPR, N 571-575;
  • CPL, N 1692.
  • Nolan L. The Basilica of S. Clemente in Rome. R.;
  • Grottaferrata, 19142;
  • Duchesne L. L'église au VIe siècle. P., 1925. P. 87-89, 146;
  • Batiffol P. L'empereur Justinien et le siège apostolique // RechSR. 1926. Vol. 16. P. 211-212;
  • Caspar E. L. E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1933. Bd. 2;
  • Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longohardi. Bologna, 1941;
  • Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 260-262;
  • Seppelt. Geschichte. 1954. Bd. 1. S. 263-265;
  • Rubin B. Das Zeitalter Justinians. B., 1960. Bd. 1;
  • Anastos M. V. Justinian's Despotic Control over the Church as Illustrated by His Edicts on the Theopaschite Formula and His Letter to Pope John II in 533 // ЗРВИ. 1964. Књ. 8/2. С. 1-11;
  • Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 109-118;
  • Meo S. M. La dottrina mariana e le rispettive formule sintetiche dei papi Ormisda e Giovanni II // De cultu mariano saeculis VI-IX. R., 1972. T. 3. P. 17-32;
  • Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 83-85;
  • Κουρεμπελές Γ. Ο Νεοχαλκηδονισμός; Δογματικό σημείο διαίρεσης. Θεσσαλονίκη, 2003.

Использованные материалы



[1]  Nolan. 1914. P. 21

[2]  LP. Vol. 1. P. 182

[3]  Cassiod. Varia. IX 15-16

[4]  CJ. I 1. 6

[5]  Ad senatores // PL. 46. Col. 17-20

[6]  CJ. I 1. 8

[7]  Epistolae Arelatenses. 32-35 // MGH. Epp. T. 3. P. 45-54

[8]  Picard J.-Ch. Étude sur l'emplacement des tombes des papes du IIIe au Xe siècle // Mélanges d'archéologie et d'histoire. R., 1969. Vol. 81. N 2. P. 760

Редакция текста от: 09.08.2020 17:22:41

"ИОАНН II РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google