ГОРМИЗД РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ)
Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ)
Гормизд (лат. Hormisdas; + 523), папа Римский (c 514)

Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впоследствии стал папой с именем Сильверий. При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии. Являлся секретарем Собора, происходившего в римской базилике св. Петра (6 ноября 502), на котором рассматривались вопросы управления церковным имуществом.

20 июля 514 года был поставлен папой Римским.

После избрания папой Гормизд стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Восточными Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 годы, относящихся к переписке между Гормиздом, императорами Восточной империи, Константинопольскими патриархами и другими сановниками [1].

Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания IV Вселенского Собора и возвращения на Константинопольскую кафедру патриарха Македония II, в 514 году имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на котором были бы разрешены споры между православной и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Гормизду об организации Собора датировано 12 января 515 года; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Западной Церкви последовало лишь после второго письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 [2]). В августе 515 года Гормизд направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Восточной Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Гормизд подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки православных епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями другого Собора или императорскими декретами [3]. Переписка между императором, Гормиздом и римским сенатом продолжалась в 516 году, но не привела к каким-либо результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

11 августа 515 года Гормизд подписал "libellus", или вероисповедную формулу (formula Hormisdae), где наряду с анафематствованием Нестория, Евтихия, Диоскора, Тимофея Элура, Петра Монга, Петра Кнафея провозглашалась анафема Константинопольскому патриарху Акакию и высказывалось требование принятия томоса папы Римского Льва I Великого, а также выражалась идея необходимости пребывания в единстве с Римской кафедрой как хранительницей неповрежденного православного вероучения. Подписание формулы всеми восточными епископами являлось для Гормизда условием восстановления их общения с Римом.

Из восточных епископов "libellus" подписал и вступил в общение с Гормиздом только Никопольский архиеп. Иоанн и подчиненные ему епископы Ст. Эпира, о чем Гормизд весной 517 года сообщил имп. Анастасию [4]. Тогда же Гормизд направил увещательные послания Константинопольскому патриарху Тимофею, "всем епископам, поставленным в странах Востока", монахам и народу [5]. В ответ на недовольство Фессалоникийского архиеп. Дорофея, возмущенного тем, что находившийся в его юрисдикции Никопольский архиеп. Иоанн не уведомил его о своем поставлении, Гормизд направил послание, где указал на единство Иоанна с Римским престолом и призвал Дорофея вступить в общение с папой, обещая сохранить за Фессалоникийской митрополией данные ей прежними папами привилегии [6].

После смерти имп. Анастасия и вступления на престол имп. Юстина I (10 июля 518) поддерживаемый императорской семьей, клиром и народом Константинопольский патриарх Иоанн II Каппадокиец созвал Собор в Константинополе (20 июля 518), на котором было подтверждено почитание четырех Вселенских Соборов, восстановлены в диптихах имена папы Льва I, изгнанных за православие патриархов-исповедников Евфимия и Македония II и всех поддерживавших их епископов и провозглашена анафема монофизитскому Антиохийскому патриарху Севиру. Осознавая необходимость восстановления общения с Римом всей Восточной Церкви, православная партия настаивала на повсеместном принятии решений Константинопольского Собора. 6 августа того же года его решения были одобрены на Соборе в Иерусалиме, в сентябре - на Соборах в Тире и Сирии Второй. В сентябре 518 года имп. Юстин отправил к Гормизду письмо, приглашавшее его прибыть в Константинополь или прислать легатов для восстановления церковного единства. Одновременно с императором Константинопольский патриарх Иоанн направил Гормизду послание, в котором обещал анафематствовать патриарха Акакия, считавшегося в Риме главным виновником акакианской схизмы.

В начале 519 года с согласия короля Теодориха Великого Гормизд отправил в Константинополь послов (еп. г. Капуи Германа, еп. Иоанна, пресв. Бланда, диаконов Феликса и Диоскора), которым было поручено доставить в Константинополь "libellus" и добиться ее подписания всеми восточными епископами. Гормизд добавил в "libellus" анафематствование всех преемников Акакия, в т. ч. православных патриархов Евфимия и Македония II как не пребывавших в единстве с Римом, а также всех находившихся с ними в общении епископов, однако не уведомил об этом императора и Константинопольского патриарха. По пути легатов в Константинополь многие епископы подписали "libellus", но Фессалоникийский архиеп. Дорофей согласился принять "формулу Гормизда" только после ее утверждения в Константинополе.

25 марта 519 года легаты были торжественно встречены в Константинополе. На следующий день на приеме у императора в присутствии сената и епископов легаты зачитали "libellus" и потребовали его подписания для восстановления единства с Римской Церковью. 27 марта патриарх Иоанн II вступил в спор с легатами по вопросу анафематствования преемников патриарха Акакия, настаивая на изменении текста "формулы Гормизда", но под давлением императора и сената патриарху было позволено только составить краткую преамбулу к папскому документу, не меняющую его смысла. 28 марта, в Великий четверг, в имп. дворце в присутствии императора, сената и клира патриарх подписал "libellus" и позволил легатам вычеркнуть из диптихов имена Акакия и его преемников, а также имена императоров Зинона и Анастасия.

Требование Гормизда анафематствовать всех епископов, находившихся в общении с Акакием и его преемниками, вызвало недовольство в ряде провинций. Наиболее сильные волнения имели место в Фессалонике, где архиеп. Дорофей проповедовал о грядущих гонениях на веру со стороны императора и Рима. Прибывший в Фессалонику осенью 519 года легат еп. Иоанн был встречен народными волнениями, во время которых он был тяжело ранен. Однако на просьбу Гормизда о низложении Дорофея и об отправке его в Рим имп. Юстин ответил отказом. В начале 520 года на суде в Ираклии архиеп. Дорофей был оправдан и возвращен на свою кафедру.

Легаты оставались в Константинополе до 10 июля 520 года, наблюдая за подписанием "формулы Гормизда" всеми епископами империи. В этот период в Константинополе возникло дело монахов Максенция и Леонтия из пров. Малая Скифия (совр. Добруджа), предложивших для примирения сторонников Халкидонского Собора и монофизитов христологическую формулу "един от Святой Троицы пострадал во плоти" (лат. unus ex Trinitate passus est carne; греч. ἕνα τῆς Τριάδος πεπονθέναι σαρκί). Формула была объявлена еретической монахами константинопольского монастыря акимитов, а легатами признана излишней по причине ее отсутствия в определениях Халкидонского Собора. Не добившись ее принятия в Константинополе, скифские монахи направились в Рим. В послании Гормизду племянник имп. Юстина Юстиниан (впосл. император) предупредил папу об их отбытии и признал, что изложенная монахами формула может быть полезной для примирения противоборствующих партий. В Риме скифские монахи проповедовали свое учение перед народом и сенатом, но Гормизд отказался сформулировать свое отношение к их формуле. В августе 520 года скифские монахи отбыли в Константинополь, не дожидаясь возвращения в Рим легатов.

После смерти патриарха Иоанна 25 феврале 520 года в К-поле был рукоположен его преемник Епифаний, направивший 9 июля того же года Гормизду послание, заверявшее его единство с Римской Церковью. В ответ Гормизд выразил недоумение, что патриарх известил его о своем вступлении на престол лишь через четыре с половиной месяца. Одновременно с патриаршим посланием Гормизду были переданы письма императора, императрицы, Юстиниана и др. Император и Юстиниан поставили папу в известность об отказе многих епископов Понта, Азии и Востока анафематствовать преемников Акакия и бывших с ними в общении епископов и просили Гормизда изменить "libellus", ограничившись анафематствованием одного Акакия. В ответе Гормизда, данном в марте 521 года после повторного напоминания со стороны Юстиниана, подчеркивалось, что папа не допустит отклонения от позиции Римского престола.

Папа Римский Гормизд скончался 6 августа 523 года в Риме. Погребен в соборе св. Петра. Его сын, папа Сильверий, написал эпитафию [7], в которой Гормизду приписывается восстановление православной иерархии в Африке после смерти арианского вандальского кор. Трасамунда (523).

Папа Гормизд канонизирован Западной Церковью, память 6 августа.

Сочинения

  • PL. 63. Col. 367-534; 67. Col. 1285-1287;
  • CPL, N 1683-1684.

Литература

  • Collectio Avellana / Ed. O. Günther. Pragae, 1895-1898. Vol. 35. Pt. 1-2. (CSEL; 35);
  • ACO. Vol. 3. P. 62-92; LP. Vol. 1. P. 269-274;
  • Marcellinus Comes. Chronicon / Ed. Th. Mommsen // MGH. AA. Bd. 9. P. 98;
  • PLRE. Vol. 2. P. 1173;
  • Michel le Syrien. Chronique. Brux., 1963. Vol. 2. P. 169;
  • Theoph. Chron. P. 160-165.
  • Болотов. Лекции. Т. 3. С. 302-305; Т. 4. 359-373;
  • Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 1-65;
  • Caspar E. L. E. Geschichte d. Papsttums von d. Anfängen bis zur Höhe d. Weltherrschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 164-169;
  • Charanis P. Church and State in the Late Roman Empire: The Religious Policy of Anastasius the First, 491-518. Madison, 1939. P. 56-66;
  • Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2;
  • Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 132-212;
  • Capizzi C. L'imperatore Anastasio I (492-518): Studio sulla sua vita, la sua opera e la sua personalità. R., 1969. P. 100-137;
  • Magi L. La sede romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bizantini (VI-VII sec.). Louvain, 1972. P. 29-101;
  • Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen (5. bis 7. Jh.). B., 1980. S. 99-101;
  • Speigl J. Die Synode von Heraclea 515. Lib. I // Annuarium Historiae Conciliorum. Paderborn, 1980. Vol. 12. P. 47-61;
  • idem. Die Synode von 536 in Konstantinopel // OS. 1994. Bd. 43. S. 105-153;
  • Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg, 1986. Bd. 2/1: Das Konzil von Chalkedon (451): Rezeption und Widerspruch (451-518). S. 359-375;
  • Schwartz Ed. De monachis scythicis // ACO. Vol. 4. Pt. 2. P. V-XII;
  • Uthemann K. H. Kaiser Justinian als Kirchenpolitiker und Theologe // Augustinianum. R., 1999. Vol. 39. P. 7-8.

Использованные материалы



[1]  Collectio Avellana. 2. N 105-243

[2]  Collectio Avellana. 2. N 109

[3]  Collectio Avellana. 2. N 125

[4]  Collectio Avellana. 2. N 127

[5]  Collectio Avellana. 2. N 128-130, 132

[6]  Collectio Avellana. 2. N 133-135

[7]  Poetae latini aevi Carolini / Ed. E. Dümmler. B., 1881. Vol. 1. P. 114

Редакция текста от: 08.02.2020 09:29:35

"ГОРМИЗД РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google