Прот. Тихон Попов |
Родился 12 июня 1876 года в селе Кленовом Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Александровка Липецкого района Липецкой области) в семье священника. Родной брат профессора Василия Попова.
В 1890 году окончил Задонское духовное училище по I разряду [1], в 1896 году - Воронежскую духовную семинарию, а в 1900 году - Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1900 года стал заведующим церковно-приходской школой в Спасском храме города Воронежа. В том же году был рукоположен во священника и состоял законоучителем Мариинской женской гимназии и приходским священником в Спасской церкви Воронежа.
С 1903 года являлся членом правления Воронежской духовной семинарии. С 1905 года - депутат от духовенства в городской думе (1905-1909 гг.), в епархиальных съездах, на пастырских епархиальных собраниях, с 1909 года был депутатом в губернском земском собрании, лектором по Закону Божьему на обще-епархиальных курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ, с 1910 года - и на земских педагогических курсах для земских учителей и учительниц в городе Валуйках Воронежской губернии.
Кандидат от Воронежской епархии (467 голосов) на должность члена Государственного Совета. Председатель епархиальных съездов духовенства в 1905–1910 годах. Был председателем комиссии богословских чтений в Воронеже, председателем Совета епархиального женского училища, законоучителем учительского института. С 1906 года член воронежского отделения "Союза русского народа".
В 1912 году был возведен в сан протоиерея и избран членом Государственной Думы. В 1912-1914 годах входил в думскую фракцию правых. Как член Государственной Думы состоял в депутации подношения всеподданнейшего адреса государю императору от думского духовенства в дни Романовских торжеств и был инициатором идеи подношения императору Николаю Александровичу наперсного креста - точного образца креста первых царей дома Романовых, каковой крест с надписью "Господи! Возглаголи в сердце его благая в Церкви Твоей Святой" и удостоился поднести государю.
В 1913 году сложил полномочия и звание члена Государственной Думы и был назначен исполняющим должность профессора богословия в Воронежском сельскохозяйственном институте императора Петра I и настоятелем домовой Крестовоздвиженской церкви. Член Правления сельскохозяйственного института. В 1918 году кафедра богословия была закрыта.
До 1920 года служил в Спасском храме Воронежа. В 1920-1922 годах - настоятель того же храма.
В 1920 году был арестован как участник крестного хода во время занятия Воронежа белыми. Согласился сотрудничать с ЧК в качестве осведомителя.
В обновленческом расколе
В 1922 году перешёл к обновленцам. С 1922 по 1931 год - член Воронежского епархиального обновленческого управления.
С 1923 по 1928 год был настоятелем Троицкого кафедрального собора города Воронежа.
Участник обновленческих Соборов 1923 и 1925 годов. Выступал за выход из подчинения патриарху Тихону.
С 1925 года - член Священного Синода обновленческой церкви. С 1922 по 1931 год был членом обновленческих Церковных управлений Воронежского епархиального и Центрально-Черноземского областного, в 1931-1932 годах - член президиума обновленческого Священного Синода. С 1931 по 1935 год - инспектор и профессор обновленческой Московской богословской академии.
18 декабря 1932 года в брачном состоянии был поставлен в обновленческого епископа Орехово-Зуевского. В 1934-1936 годах - Тульский обновленческий епископ. Временно управлял Воронежской обновленческой епархией. Был возведён в сан архиепископа. С 9 января 1936 по июнь 1938 года - обновленческий митрополит Московский.
В течении всех лет в обновленчестве, вплоть до ареста, оставался осведомителем советских органов госбезопасности.
2 июля 1938 года был арестован. Во время следствия предоставил подробную информацию о состоянии обновленчества, преподавателях и студентах обновленческой Московской богословской академии. 2 апреля 1939 года был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан (с. Байкадам Сары-Суйского района Джамбульской области), где работал в почтовом отделении, сберегательной кассе, райфинотделе.
В мае 1943 года вернулся в Москву и поселился в городе Бабушкине (ныне в черте Москвы).
Возвращение в каноническую церковь
5 января 1944 году принёс покаяние перед патриархом Московским Сергием (Страгородским) и был принят в лоно Русской Православной Церкви в сане протоиерея. Был назначен для служения в храм Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище города Москвы.
Хлопотал перед патриархом о назначении в православный богословский институт в качестве преподавателя основного богословия, представив конспект лекций. Был принят в институт, где преподавал пастырское и нравственное богословие.
С 28 августа 1944 года - ректор Московского Православного богословского института и Московские богословских пастырских курсов на территории Новодевичьего монастыря. Оставался ректором до реорганизации Института в Московские духовные академию и семинарию в 1946 году.
В 1945 году - член Поместного Собора, на котором был докладчиком о церковных школах.
В 1946 году - исполняющий должность ректора Московской духовной академии, настоятель академического Покровского храма, профессор пастырского, основного и нравственного богословия, но с 26 октября того же года из-за быстрой потери зрения оставил административные должности и настоятельство в академическом храме.
В 1947 году полностью утратил зрение, но продолжал преподавание и литературное творчество (при помощи жены). 21 января 1947 года был утверждён в звании профессора нравственного богословия. Ему помогала жена, Анна Павловна, которая писала конспекты лекций под его диктовку и провожала мужа до дверей аудитории.
В 1951 году был освобождён от преподавания по причине инвалидности.
Скончался 9 августа 1962 года. Погребён на Бабушкинском кладбище Москвы.
Сочинения
- "Прославление святителя Тихона после открытия его святых мощей", Воронежская старина, вып. 10, Воронеж, 1911, с. 126-134.
- Святитель Тихон Задонский как нравоучитель (кандидатское сочинение, пуб.: Воронежской старина, 1912, XI и XII выпп.)
- "Речь при открытии братства св. Тихона в г. Задонске в торжественном заседании братства 14 августа 1911 года", Воронежская старина, вып. 11, Воронеж, 1912, с. 231-243.
- Святитель Тихон Задонский как нравоучитель (магистрское сочинение, М. 1916, КДА 1916)
- Слова, речи и проповеди в Воронежских епархиальных ведомостях и местных газетах за 1901-1910 гг.
- "Приходской вопрос в г. Воронеже", Епархиальные ведомости.
- Письма к инспектору КДА архим. Тихону (Лященко) за 1915–1917 гг. из Воронежа.
- "Лжегуманизм Ватикана", Журнал Московской Патриархии, 1945, № 7, с. 23-24.
- "Святитель Тихон Задонский: к 90-летию его прославления (1861-1951)", Журнал Московской Патриархии, 1952, № 2, с. 48-50.
- "Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского", Журнал Московской Патриархии, 1957, № 5, с. 47-57.
- "Нравственное богословие и его современные задачи", Журнал Московской Патриархии, 1958, № 2, с. 69-76.
- Нравственное богословие. Конспект лекций в Московской духовной академии 1946–1951 гг. В 2-х тт., б. м. и г. 198 с. (машинопись).
- Пастырское богословие: конспект лекций в МДА и МДС, 1947-1951, Б. м. и г. (машинопись).
Документы, публикации
- ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 3, л. 137-139.
- Дамаскин (Орловский), игум., Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним, Тверь, 2000, кн. 4, с. 53, 457-468.
- Мануил (Лемешевский), митр., Каталог "Русских архиереев обновленцев". Материал для "Словаря русских архиереев обновленцев (1922–1943 гг.), Чебоксары, 1956 (машинопись).
- Питирим (Нечаев), архиеп., "В единении традиции и актуальности", Московская Духовная Академия 300 лет (1685-1985). Богословские труды юбилейный сборник, М.: Изд. Московской Патриархии, 1986, с. 30-31.
- Цыпин В. А., прот., История Русской Церкви, 1917-1997, т. 9, М., 1997, с. 205, 321, 324, 326, 624, 626, 627.
- Четвертая Государственная Дума. Портреты и биографии, СПб.: Изд. Н. Н. Ольшанского, 1913, с. 155.
- Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки истории русской церковной смуты. Предисл. и примеч. И. В. Соловьева: В 3 тт. (2-е изд.), М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996 (Материалы по Истории Церкви: Кн.10), с. 284, 288, 294, 522, 651, 653.
- Талин В., "Проф.-Прот. Тихон Дмитриевич Попов (Некролог)", Журнал Московской Патриархии, 1962, № 9, с. 10-13.
Использованные материалы
- Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии. 1819-1920-е гг. Т. 2: К-П, Киев, 2015:
- БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века:
- Светозарский А. К., "Участие киевлян в возрождении Московских духовных школ", доклад заведующего кафедрой Церковной истории МДА на Международной научно-практической конференции История духовных школ (КДА, 22 декабря 2010 года):
[1] "Выпускники Задонского духовного училища 1890 года", генеалогический сайт Бовкало А. А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/zadonskdu.html