Свящ. Роман Тиба. Фото ок. кон. 1890-х гг., Токио. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии |
Родился в 4-м году Ансэй (т. е. 1857 или 1858 году) в Такасимидзу (ныне в составе города Курихара, префектура Мияги), Япония.
Узнав о Православии, в 1875 году принял крещение и был наречён в честь преподобного Романа Сладкопевца [2]. Летом 1876 года его брак был венчан о. Евфимием (Четыркиным). В сентябре 1877 года поступил в православное катехизаторское училище в Токио, где показал особенную расположенность к церковному пению. По окончании училища был оставлен проходить служение при штаб-квартире Японской духовной миссии. В 1881 году в качестве певчего сопровождал святителя Николая Японского во время объезда церквей региона Тохоку. Затем был направлен учителем пения в Маэбаси в 1882 году, а в 1883 году - в Асикагу.
В мае 1883 года, в связи с отбытием диакона Димитрия Крыжановского на родину, был рукоположен во диакона для главного храма миссии в Токио.
В июле 1886 года, по решению ежегодного Собора Японской Церкви, согласно прошению верующих прихода Маэбаси, был поставлен во священника к Маэбасийской церкви. Вскоре после назначения приход столкнулся с материальными трудностями из-за чего вновь поставленный иерей оказался без необходимой поддержки. Его семье пришлось перенести немало лишений, из-за которых заболела и скончалась его супруга. На попечении отца Романа остались двое детей и престарелая мать.
В 1891 году, по возведении Токийского Воскресенского собора, был вновь призван к служению в столице как один из соборных священников. После отхода от дел о. Павла Сато в начале 1900-х годов принял настоятельство над центральным приходом в квартале Канда. Одновременно окормлял общины в столичных кварталах Сиба и Кёобаси, а также в городах Иокогаме, Ёкосуке, Яманаси и Тибе. В разное время нёс ряд послушаний в центральных учреждениях Японской миссии - был духовником преподавателей и учащихся Токийских духовных школ, служил инспектором семинарии, заведовал обществом взаимопомощи духовенства. При запросах из провинции прислать священника для срочного исполнения треб, святитель Николай часто посылал именно о. Романа.
В годы русско-японской войны вёл делопроизводство Японского православного общества духовного утешения военнопленных и до февраля 1906 года окормлял русских пленников в Хамадэра (ныне в составе города Сакаи).
В 1917 году для изучения монастырской богослужебной практики провёл несколько месяцев в Шмаковском Троицком монастыре в России.
После разрушительного Великого Кантоского землетрясения, в 1924 году был назначен настоятелем потерявшего свой храм Иокогамского Покровского прихода. Под его руководством община собирала средства и силы для восстановления полноценной церкви. В то же время имел попечение о приписных общинах в Ёкосуке, Яманаси, Камакуре, Хатиодзи и Гундо (ныне в черте города Акируно).
О. Роман Тиба. Фото ок. 1930 г. Архив Осакского Покровского храма |
В 1932 году был снова призван к служению и назначен временным настоятелем Благовещенского храма города Сендая.
В середине ноября 1932 года обострилась его давняя болезнь. 19 ноября к нему в Сендай отправился протоиерей Илия Сато, причастивший и соборовавший болящего. После принятия таинств состояние страждущего несколько улучшилось, но утром 26 ноября 1932 года о. Роман скончался. 28 ноября в Сендайском Благовещенском храме последовало отпевание, на которое собрались клирики и миряне со всей округи. После оглашения десятков телеграмм с соболезнованиями, в тот же день тело о. Романа было погребено на кладбище у буддийского храма Мёосинъин в квартале Синтэра-кодзи города Сендая.
Отец Роман отличался мягким характером и общительностью, проявлял трогательную заботливость о пастве, хотя мог порой и вспылить. По словам некролога в японском Православном вестнике, "почивший был для верующих не строгим отцом, но милующей матерью" [3]. Взыскательный святитель Николай Японский не раз сетовал на слабости о. Романа, но отдавал должное накопленному им со временем опыту служения Церкви.
Награды
- набедренник (от равноап. Николая (Касаткина), 29 июня 1911) [4]
- камилавка (от игум. Шмаковского монастыря Сергия (Озерова), 1917)
- палица (от архиеп. Японского Сергия (Тихомирова), 1930)
Использованные материалы
- 「長司祭ロマン千葉師の永眠」『正教時報』22巻1号(1933.01.20)、21~22。
- 岩沢丙吉(Арсений Ивасава Хэйкити) 「逝ける千葉神父の若き頃」『正教時報』22巻1号(1933.01.20)、13~15。
- Дневники равноап. Николая Японского.
[1] Свт. Николай Японский неизменно писал фамилию о. Романа как Циба, в связи с чем это написание широко распространено в материалах о Японской Церкви. Прочтение иероглифов имени "Тюусаку" - предположительное.
[2] Дневники равноп. Николая Японского, запись от 1/14 октября 1910 г.
[3] 「長司祭ロマン千葉師の永眠」『正教時報』22巻1号(1933.01.20)、22。
[4] Дневники равноп. Николая Японского, запись от 29 июня/12 июля 1911.