Протопр. Петр Рождественский |
Родился 1 июня 1870 года в селе Саврушах Чистопольского уезда Казанской губернии в семье псаломщика (впоследствии священника) Александра Ильича Рождественского. Детство его было полно лишений.
Обучался в Чистопольском духовном училище, а затем - в Казанской духовной семинарии. 3 июня 1892 года окончил полный курс семинарии со званием студента.
Служение в Казани
С 16 января 1893 года состоял псаломщиком при кафедральном соборе города Казани.
25 января 1893 года женился на Анне Петровой. Дети: дочь Нина родилась 5 января 1894 года, Лидия родилась 27 февраля 1895 года, сын Дмитрий родился 7 мая 1901 года, дочь Елена родилась 14 мая 1905 года и дочь Ольга родилась 14 июня 1909 года.
6 мая 1893 [1] года был рукоположен во диакона архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) с оставлением на псаломщицкой должности.
7 августа 1893 года был определён на должность эконома Казанской духовной семинарии по представлению семинарского правления, резолюцией епископа Чебоксарского Анастасия (Опоцкого).
20 мая 1897 года был допущен в число студентов Казанской духовной академии указом Святейшего Синода за № 3223. 5 мая того же года, по поступлении в число студентов академии, был уволен от должности эконома определением правления Казанской духовной семинарии, утвержденным архиепископом Казанским Владимиром.
29 августа 1897 года был определён на место псаломщика к Казанской Пятницкой церкви резолюцией того же владыки.
С 14 октября 1898 по 1 сентября 1904 года состоял законоучителем образцовой школы при окружном женском училище духовного ведомства.
2 июня 1900 года был рукоположен во священника архиепископом Казанским Арсением (Брянцевым) с оставлением на вакансии псаломщика.
7 июня 1901 года окончил Казанскую духовную академию в со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии [2].
Предложением управляющего Казанским учебным округом от 20 октября того же года за № 9425 был допущен к преподаванию Закона Божия в Казанской женской III гимназии учрежденной А. И. Котовой, из платы по найму 20 октября 1901 года.
8 января 1902 года согласно прошению был определён священником в Казанский кафедральный собор владыкой Арсением. С 19 февраля по 5 июля того же года исправлял должность старосты Казанского кафедрального собора, за что был удостоен благодарности Его Высокопреосвященства.
Предложением управляющего Казанским учебным округом от 27 января 1904 года за № 1098 был допущен к преподаванию пения в Казанской женской III гимназии.
5 июля 1904 года был назначен членом правления Казанского мужского духовного училища.
С 1 сентября 1906 года состоял законоучителем в трёх классах Казанской женской III учительской школы, а предложением попечителя Казанского учебного округа от 26 октября 1906 года за № 13309 был определён законоучителем параллельных классов Казанской женской III гимназии.
С 1907 года состоял председателем Ревизионного комитета по проверке отчета Казанского епархиального свечного завода, членом и секретарём комитета Казанского общества трезвости, а также секретарём братства Пресвятой Богородицы при Казанском кафедральном соборе.
В 1908 году был в Западной Европе, где посетил Германию, Францию, Швейцарию и Австрию. Получил приглашение занять место настоятеля в церкви в Ментоне, Франция, но уклад заграничной жизни не понравился о. Петру и он отказался, предпочитая вернуться в родную Казань.
1 августа 1908 года был назначен ключарём Казанского кафедрального собора резолюцией архиепископа Казанского Никанора (Каменского).
С того же года состоял членом экзаменатором кандидатов на звание псаломщика, а со следующего года - членом Казанского церковного историко-археологического общества.
3 августа 1916 года был награждён саном протоиерея синодальным определением за № 6554 за оказанные им по обстоятельствам военного времени заслуги. Был возведён в сан 1 октября того же года епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком).
31 декабря 1916 года был утверждён в должности законоучителя в основных классах Казанской женской гимназии А. И. Котовой, с сохранением за ним преподавания тех уроков, которые ему были поручены Педагогическим советом в начале 1916-1917 учебного года.
В 1917 году был упомянут в ведомости на выдачу наград к празднику Рождества Христова служащим и преподавателям Казанской земской женской учительской школы.
19 апреля 1918 года был допущен к преподаванию истории религий и этики в Казанской женской гимназии А. И. Котовой.
В период служения в Казани также являлся гласным Казанской городской думы и Казанского губернского земства; членом правления Казанского губернского союза учителей.
На фронтах гражданской войны в России
В начале сентября (по новому стилю) 1918 года, когда части Белой армии оставляли Казань, ушёл вместе с ними в числе причта Казанского кафедрального собора [3].
Стал военным священником в Белой армии. Как он сам вспоминал:
Отступал с Белой армией. В Омске устроился на место псаломщика в Братской церкви. Служил в Высшем Церковном Управлении. В 1919 году вместе с Д. Б. Болдыревым устроил в Омске Гермогеновское братство по организации дружин "Святого Креста и Зеленого Знамени" и добровольческого движения для борьбы с большевиками. Стал председателем братства.
После падения власти адмирала Колчака подвергся притеснениям.
Служение в Китае
Пробрался в Китай, в Маньчжурию, где в 1921 году был назначен директором Бухединской общественной гимназии.
В 1922 году был принят в число духовенства города Харбина. Стал настоятелем Иверской церкви Госпитального городка. Вскоре был назначен ключарём Николаевского кафедрального собора.
В том же 1922 году принимал участие в организации епархиального управления новообразованной Харбинской епархии и был избран первым председателем епархиального совета. Совет конфликтовал с архиепископом Харбинским Мефодием (Герасимовым), и 25 октября 1923 года архиепископ Мефодий неожиданно распустил прежний состав совета [5].
В феврале 1924 года был назначен настоятелем Харбинской Алексеевской церкви в Модягоу [6]. По его почину взамен прежней церкви был заложен прекрасный каменный храм. Проходил это служение до 1933 года [7].
Стал первым председателем Харбинского епархиального попечительства о бедных, а также в течении десяти лет нёс работу по наблюдению за преподаванием Закона Божия в школах Харбинской епархии.
В 1933 году по собственному желанию и по ходатайству прихожан был назначен настоятелем Покровского храма в город Тяньцзинь [8]. На новом месте, как и в Харбине, принимал участие в общественной работе: был председателем делового комитета русских организаций, законоучителем и председателем педагогического совета прогимназии и её руководителем, а также председателем комитета "Дома Милосердия".
В 1936 году по собственному желанию был переведён в Дайрен (в то время - арендная территория Японии, ныне город Далянь в Китае), настоятелем Михаило-Архангельского храма. Также являлся штатным законоучителем Дайренской российской гимназии. Небольшой и спокойный Дайренский приход дал отцу Петру возможность поработать над своими проповедями, которые он готовил для напечатания, а также записать и опубликовать некоторые воспоминания.
18 октября 1940 года отслужил обедню, навестил прихожанина, вечером был у генерала М. В. Ханжина, лёг спать около полуночи, проведя весь день в добром расположении и здравии. Ночью отцу Петру внезапно стало очень плохо, он позвал к себе диакона Петра Опика, которому и сказал свои последние слова: "Я умираю, диакон, возьми рукописи проповедей". Протопресвитер Петр Александрович Рождественский скоропостижно скончался 19 октября 1940 года в Дайрене (ныне Далянь). Отпевание и погребение при большом стечении верующих были совершены вскорости в Дайренском Михаило-Архангельском храме [9].
Автор нескольких печатных работ, включая публикации в журнале Хлеб Небесный. По характеристике журнала Китайский благовестник за 1947 год, отец Пётр был: "маститый протопресвитер [...] исключительно блестящий проповедник, администратор, хозяин и незаурядный педагог" [8].
Награды
- набедренник (15 мая 1901)
- скуфья (5 декабря 1902)
- камилавка (6 мая 1906)
- архиерейская благодарность с внесением в формулярный список (от архиепископа Казанского Никанора (Каменского), за усердие при сборе средств на пошитие белой ризницы для духовенства Казанского кафедрального собора и за сбор на бедных к Пасхе 1909 года, 24 марта 1909)
- золотой наперсный крест (от Святейшего Синода, ко дню рождения императора Николая Александровича, 6 мая 1910)
- орден Российской империи св. Анны 3-й степени (6 мая 1914)
- митра (не позднее 1931) [10]
Литература
- Незабытые могилы, т. 6, М.: Пашков дом, 2007.
- Время (Харбин), 17 октября 1943, № 281.
Использованные материалы
- "Петр Александрович Рождественский", Законоучители средних профессиональных учебных заведений г. Казани, со ссылкой на "Формулярный список о службе законоучителя Казанской земской учительской семинарии (женской) священника Петра Алесандровича Рождественского" в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ, ф. 331, оп. 1, д. 427, л. 7-10):
- "К 70-летию протопресвитера о. П. А. Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 7, с. 52-53.
- Сумароков Е., "Памяти протопресвитера о. Петра Александровича Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 11, с. 50-52.
- Биобиблиографический справочник Религиозная деятельность русского зарубежья:
- http://zarubezhje.narod.ru/rs/R_173.htm - "Протопресвитер(?) Петр Рождественский"
- http://zarubezhje.narod.ru/texts/bibliogr_3276.htm - Попов А. В., "Библиографический указатель литературы и опубликованных источников по истории российского православного зарубежья"
- Профиль в портале Православие в Китае:
- http://www.orthodox.cn/localchurch/tianjin/peterrozhdestvensky_ru.htm (русская версия)
- http://www.orthodox.cn/localchurch/tianjin/peterrozhdestvensky_cn.htm (китайская версия)
[1] В материале указан 1899 год, однако очерёдность событий в тексте, а также упоминание скончавшегося в 1897 году архиепископа Казанского Владимира как рукополагающего, датирует хиротонию 1893 годом. См. "Петр Александрович Рождественский", Законоучители средних профессиональных учебных заведений г. Казани, со ссылкой на "Формулярный список о службе законоучителя Казанской земской учительской семинарии (женской) священника Петра Алесандровича Рождественского" в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ, ф. 331, оп. 1, д. 427, л. 7-10), http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JfSpOoG...=ru
[2] "Выпускники Казанской духовной академии 1846-1920 гг.", частный сайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html
[3] Степанов А. Ф., История Казанской епархии в 1918-1924 гг. в свидетельствах современника, портал Седмица.Ru ЦНЦ "Православная Энциклопедия", https://www.sedmitza.ru/lib/text/6416948/
[4] Русское дело (Иркутск), 18 декабря 1919, № 31, цит. по Цветков, Василий, "Каппель и каппелевцы. Послесловие", информационно-аналитическая служба Русская народная линия, 30 апреля 2008, http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/04/30/kappel_i_kappel...ie/
[5] Баконина С. Н., "Харбинская епархия в период распространения советского влияния в Китае (1923-1924 гг. )", Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви, вып II: 4 (29), с. 84-105, https://cyberleninka.ru/article/n/harbinskaya-eparhiya-v-per...-gg
[6] Головин С. А., "Харбин - центр русской православной культуры в Маньчжурии в начале XX века", Россия и Китай: История и перспективы сотрудничества. Материалы IV международной научно-практической конференции (под. ред. Д. В. Буярово и Д. В. Кузнецова), 2014, с. 72-75.
[7] Год окончания - по данным Харбинского муниципального религиозного архива. См. профиль на портале Православие в Китае, http://www.orthodox.cn/localchurch/tianjin/peterrozhdestvensky_cn.htm
[8] "История возникновения православных храмов в Тяньцзине", Китайский благовестник, август-сентябрь 1947, с. 42, http://www.orthodox.cn/localchurch/kitajskijblagovestnik/194708-09.pdf
[9] Пономарёв Аристарх, прот., "Погребение Протопресвитера о. П. Рождественского", Хлеб Небесный, 1940, № 11, с. 52-53.
[10] "Св. Алексеевская церковь в Модягоу", Православные храмы в Северной Маньчжурии, Харбин, 1931, с. 10-11, http://www.orthodox.cn/localchurch/harbin/1931/10-11_ru.htm