Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

БОГОЛЮБОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

прот. Димитрий Иванович Боголюбов. Фото с сайта Московской духовной академии.
прот. Димитрий Иванович Боголюбов. Фото с сайта Московской духовной академии.
Дмитрий Иванович Боголюбов (1869 - 1953), протоиерей, профессор Московской духовной академии

Родился 17 февраля 1869 года в селе Барабановке Бузулукского уезда Самарской губернии в семье псаломщика.

В 1884 году окончил Бугурусланское духовное училище по I разряду [1], в 1890 году - Самарскую духовную семинарию, в 1894 году - Московскую духовную академию шестым магистрантом.

В 1894-1898 годах служил по должности Тамбовского епархиального противосектантского миссионера.

В 1897 году участвовал во Всероссийском миссионерском съезде в Казани.

В 1898 году Харьковским епархиальным миссионером.

Вступил с брак с Евдокией Трофимовной.

С 1903 года - Санкт-Петербургский епархиальный миссионер.

Выступал против полицейских мер по отношению к сектантам и старообрядцам, с воодушевлением воспринял императорский манифест о веротерпимости от 17 апреля 1905 года (статьи Б. в «Церковном голосе» в 1906). Призывал к «народно-органической миссии Церкви», в которой наряду с духовенством должен участвовать православный народ. В своих работах уделял основное внимание разбору вероучения сектантов; опираясь на личный опыт, давал методические советы начинающим миссионерам. В конце 1911-1912 годов раз в 2 недели выпускал брошюры для народного чтения «Дело веры».

13 сентября 1913 года стал инспектором Ставропольской духовной семинарии.

12 августа 1914 года перемещён на ту же должность в Воронежскую духовную семинарию, где и служил до самого её закрытия.

Чрезвычайным съездом воронежского духовенства делегирован на Всероссийский съезд духовенства и мирян в Москву. Съездом был командирован в Петроград в качестве члена Предсоборного Присутствия.

Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918.

После революции проповедовал в деревнях Воронежской губернии и в Краснодаре.

С 1918 года служил в государственных учреждениях Харькова. В 1921 году арестован и осуждён трибуналом ВЧК. Приговорён к 1 году ссылки в Архангельскую губернию. По амнистии срок был сокращен наполовину.

В 1922 году переехал в Москву и сразу рукоположен во священника.

После освобождения патриарха Тихона из-под ареста в 1923 году стал одним из его помощников по управлению Московской епархией и был назначен благочинным Пречистенского «сорока». В это время он выступил непримиримым противником обновленчества в частности против идеи примирения патриарха Тихона со свящ. В. Д. Красницким. Активно участвовал в диспутах на религиозные темы, в которых отстаивал религиозное мировоззрение. Святителем Тихоном возведён в сан протоиерея.

5 сентября 1924 года был арестован по обвинению в "активной реакционной деятельности в тихоновской церкви" вместе с о. Александром Хотовицким, по списку, составленному Е.А.Тучковым, начальником 6-го отдела СООГПУ, и заключён в Бутырский изолятор. Проходил по групповому делу "Дело протоиерея Александра Хотовицкого и других. Москва, 1924г." Справки о реабилитации в деле 1924 году нет.

19 сентября 1924 года осуждён как "социально вредный элемент" и приговорён к трем годам ссылки в Туркестанский край. В ссылку за ним последовали жена Евдокия Трофимовна и дочь Наталия Дмитриевна. По постановлению Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 27 марта 1925 года после пересмотра дела был освобожден от ссылки и ему было разрешено свободное проживание на территории СССР, и он вернулся в Москву с семьей в апреле 1925 года.

В 1926 году был осужден по административному приговору и сослан на три года в Томскую область. В 1929 году был освобожден.

В 1930 году вновь арестован, приговорен к 10 годам заключения в лагерях.

В 1944 году написал письмо патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Страгородскому) с просьбой дать ему работу в духовном учебном заведении. Патриарх Сергий хотел назначить его ректором вновь открывавшегося Богословского института, но председатель Совета по делам религии Г. Г. Карпов воспротивился, сославшись на его антисоветские выступления на Соборе 1917-1918 гг.

Был включён в корпорацию преподавателей православного богословского института. Назначен заведующим кафедрой истории обличения раскола и сектантства. 7 июня 1944 года ученым собранием богословского института на заседании утверждён в ученом звании доцента.

31 января - 2 февраля 1945 года - участник Поместного собора Русской Православной Церкви от Московской епархии [2].

В 1946 году написал две статьи для «Журнала Московской Патриархии», в которых доказывал, что между православными и старообрядцами, приемлющими священство, не существует догматических расхождений. При этом он указал на антиканоничность и безблагодатность Белокриницкой иерархии и призвал членов белокриницкого согласия «позабыть прежние взаимные обиды» и вернуться в лоно Церкви. В то время существовали надежды, что раскол старообрядчества удастся ликвидировать в ближайшее время, как был ликвидирован незадолго до этого обновленческий раскол. Однако этот призыв не был услышан старообрядцами.

24 января 1947 года на заседании совета Московской духовной академии присвоена степень магистра и звания профессора, с 1950 года - заслуженный профессор. По воспоминаниям Волоколамского и Юрьевского митр. Питирима (Нечаева), его уроки в академии во многом основывались на собственном опыте противосектантской деятельности.

4 сентября 1951 года освобождён от преподавательской работы в академии и семинарии по состоянию здоровья.

15 сентября 1951 года был назначен духовником академии.

3 февраля 1953 года освобожден от должности духовника из-за слабого здоровья.

Скончался 22 июня 1953 года от воспаления лёгких, на 85-м году жизни. Похоронен на новом Загорском кладбище.

Воспоминания

Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии:

"Самым интересным по методике был, пожалуй, о. Дмитрий Боголюбов. Во-первых, конечно, все его уроки представляли собой воспоминания о его противосектантской деятельности, и только иногда он возвращался к самому предмету - раскол сведению и сектантству. О расколе мы черпали знания из литературы, а о сектантах имели самое смутное представление, потому что писать о них в светской печати было тогда не принято. О. Дмитрий вспоминал, какие у него были встречи и диспуты с живыми сектантами. Он работал больше в деревне, в Тамбовском крае, охваченном молоканами и штундистами. Но главное не это. Он вносил в настроение своих занятий очень большое душевное тепло. Поделившись своими воспоминаниями, спросив кого-то - чаще всего бессистемно, о чем-нибудь, - он говорил: «Ну, а теперь давайте споем! Только тихо-тихо-тихо!» - давал тон и мы потихоньку мурлыкали «Под Твою милость» или какие-то другие песнопения. Поэтому воспоминания остались самые теплые, самые душевные. И когда он по немощи уже не мог преподавать, то все равно приходил в семинарию (жил он в Загорске). То за ним посылали машину, то студенты его провожали. Зайдет он, бывало, в учительскую, посмотрит журнал, перелистает студенческое сочинение, - и чувствовалось, что весь он в атмосфере этой новой духовной жизни, от которой был оторван долгие годы" [3].

Сочинения

  • Беседа с штундо-баптистами об источниках христ. вероучения - Свящ. Писании и Свящ. апостольском Предании // ВиР. 1901. № 24;
  • Беседа с штундо-баптистами о св. мощах угодников Божиих // Там же. 1902. № 2;
  • Миссионерские беседы с штундо-баптистами. Х., 1902. СПб., 19115;
  • Православный противосектантский катехизис. СПб., 1903, 191415;
  • Беседы с молоканами о водном крещении // МОб. 1904. № 1. С. 101-110;
  • Из зап. миссионера // Отдых христианина. 1904. № 1. С. 39-48;
  • Беседы со штундистами о Христовом священстве // Миссионерский сб. 1904. № 1. С. 8-14;
  • За Церковь родную и веру православную. СПб., 1905;
  • О «вероисповедной свободе» в России // Церк. голос. 1906. № 11;
  • О двух настроениях // Там же. 1906. № 26;
  • Церковь и совр. жизнь // Там же. 1906. № 36, 37;
  • Скорбные думы о голоде // Там же. 1906. № 44;
  • Божия заповедь и человеческое лицемерие // Там же. 1906. № 49;
  • Голос жизни // Там же. 1906. № 50; К пасхальной заутрени // Там же. 1906 № 13, 14;
  • Совопросник Сергий: (Очерк с натуры) // Там же. 1906. № 15;
  • Об одном напрасном озлоблении в новой газете // Там же. 1906. № 22; В ответ на профессорскую критику // Там же. 1906. № 31;
  • Из Нижнего Новгорода: Старообрядцы не дремлют // Там же. 1906. № 35; Христианство и социал-демократия. СПб., 1907;
  • О так называемых «иоаннитах» в русском народе. СПб., 1909;
  • Религиозно-общественные течения в современной русской жизни и наша православно-христианская миссия. СПб., 1909;
  • Кто это пашковцы, баптисты и адвентисты? СПб., 1912;
  • Противосектантские уроки ревнителям православной веры. СПб., 1913;
  • О вожделенном церковном мире: (Братское обращение к старообрядцам, приемлющим священство) // ЖМП. 1946. № 3. С. 22-25;
  • Братский ответ старообрядцам, вопрошающим о Белокриницкой иерархии // Там же. 1946. № 7. С. 31-34;
  • Крещение Господне // Там же. 1953. № 1. С. 39-40; Сретение Богомладенца Христа старцем Симеоном // Там же. № 2. С. 35-36.

Литература

  • ЦА ФСБ РФ. Д.Р-31341
  • Православное противосектантское руководство: По соч. Д. И. Боголюбова / Под ред. архиеп. Виталия (Устинова). Джорданвилль, 1936
  • Д. И. Боголюбов [Некролог] // ЖМП. 1953. № 7. С. 6
  • Федорович Я. Анализ противосектантских трудов И. Г. Айвазова, прот. Д. Боголюбова и И. К. Перетрухина: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1980. Ркп.
  • Андроник (Трубачёв), иеродиак. Епископ Антоний (Флоренсов) - духовник священника Павла Флоренского // ЖМП. 1981. № 9. С. 72, 76.
  • Голубцов С., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922гг. М., 1999. С.144.
  • Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.52.
  • Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814–1914гг.). Сергиев Посад, 1914. С.101.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.62.
  • Православная энциклопедия/ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.5: Бессонов-Бонвеч. М.: "Православная энциклопедия", 2002. С.457–458.

Награды

Использованные материалы



[1]  "Выпускники Бугурусланского духовного училища 1884 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/bugurdu.html

[2]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.124, https://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

[3]  Митрополит Питирим. Воспоминания. Богословский институт. - http://www.pravoslavie.ru/put/051205120343.htm

[4]  за книги "Миссионерские беседы со штундистами" и "Православный противосектантский катехизис". http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/ans/nm/?TYZCF2JMTdG6Xbu-...tk*

Редакция текста от: 05.12.2020 17:28:50

"БОГОЛЮБОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google