Енисейские епархиальные ведомости (с 1907 по 1908 год - "Енисейский церковный вестник", в 1917 - "Официальные известия по Енисейской епархии"), журнал, официальное издание Енисейской и Красноярской епархии (недейств.)
14 октября 1883 года епископ Енисейский и Красноярский Исаакий (Положенский) направил в Святейший Синод представление о разрешении начать издание журнала с января 1884 года. Разрешение было получено 23 декабря 1883 года.
До этого материалы о жизни епархии печатались в "Иркутских епархиальных ведомостях" (1863-1879) и "Томских епархиальных ведомостях" (1880-1883).
Обязанности редактора взял на себя Константин Алексеевич Успенский, смотритель Красноярского духовного училища. Цензором стал кафедральный протоиерей В.Д. Касьянов. Редакция была размещена в здании духовного училища.
1 февраля 1884 года увидел свет первый номер журнала.
В официальном отделе размещались документы, имевшие общецерковное значение, а также распоряжения епархиального начальства, регулярно печатались извлечения из отчетов о состоянии епархии, журналы общеепархиальных съездов духовенства и епархиального училищного совета, списки священно- и церковнослужителей епархии, вакантных мест, лиц, присоединенных из иноверия, инославия или из старообрядчества, разрядные списки учащихся духовных училищ и семинарии.
В неофициальном отделе журнала печатались проповеди, поучения и речи. Большой краеведческий интерес представляют подробные описания поездок правящих архиереев по епархии, простиравшейся от границы с Китаем до Северного Ледовитого океана. Помимо текущих миссионерских отчетов публиковались описания миссионерских поездок прошлых лет. Публиковались этнографические материалы. Ряд статей посвящен истории епархии, ее монастырям, храмам, святыням, местным святым.
В отличие от большинства других епархиальных изданий официальная и неофициальная отделы "Енисейских епархиальных ведомостей" подписывались одним редактором; хотя до 1900 года они имели раздельную пагинацию, их объединяли общие тетради и даже листы (заглавие неофициального отдела часто помещалось на обороте последней страницы официального отдела), что не позволяло разделить их и переплести отдельно.
В течение первого 10-летия редакция считала своей обязанностью "освещать местную жизнь, текущую и прошедшую, и давать посильные ответы на запросы дня, какие выдвигало духовное ведомство", стараясь "избегать перепечаток". После ухода Успенского в 1894 году штат журнала сократился, стали часто появляться перепечатки из других изданий.
Реформирование журнала
Зимой 1905 года епархиальный съезд принял решение сделать журнал руководством для приходского духовенства не только по церковным вопросам, но и по политическим. Была организована новая редакционная коллегия из священников П.П. Никольского, В.Е. Захарова, И.И. Фокина и преподавателей семинарии А.П. Оносовского и А.М. Орлова. Название было изменено на "Енисейский церковный вестник" с подзаголовком "Еженедельный церковно-общественный журнал" (выходил в свет в 1907 - 1908 годах).
Возврат к прежнему изданию
Очередной епархиальный съезд в 1908 году признал, что "самая попытка сделать журнал политическим органом... была очень неудачным явлением" и "за новой вывеской часто скрывалась прежняя скудость содержания".
В августе 1908 года "Енисейские епархиальные ведомости" воскресли с новой редакцией во главе с А.С. Богдановым, под старым девизом: "Освещать по мере возможности церковные вопросы в духе строгой беспартийности и давать посильное отображение современной и прошлой жизни Енисейского края".
В журнале появились новые рубрики: "Обзор печати", "Библиография", "Отдел религиозно-нравственных чтений" (содержал перепечатки из литературных приложений к другим духовным журналам, литературно обработанные жития святых и т. п.), "Корреспонденции", "Известия из церковно-общественной жизни", "Страничка трезвости".
С № 2 1914 года на титульном листе появилось изображение свт. Иннокентия в обрамлении надписи: "Свiятый Иннокентий - 1-й епископ Иркутский".
В 1915 году появилась рубрика "Школьный листок".
В предреволюционные годы объем журнала значительно увеличился, в нем стали чаще печатать сочинения по богословию, библеистике.
После революции
В 1917 году вышло 9 номеров журнала под заглавием "Официальные известия по Енисейской епархии". Для журнала настали тяжелые времена: резко упало число подписчиков, и, соответственно, тираж; на титульном листе исчезло изображение свт. Иннокентия. Отсутствовал цензор. Обязанности редактора исполнял Х.П. Соболев.
В 1918-1919 годах значение продолжавших издаваться "Енисейских епархиальных ведомостей" вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из которых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на других территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи "Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества" И. В. Фигуровского (1919. № 1/2. С. 1-7), "Итоги Сибирского поместного Собора" (1919. № 3. С. 32-34), "По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором" (1919. № 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: "Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова" (1919. № 3), "Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого" (1919. № 7).
В 1918 году вышло 20 номеров, в 1919 году - 11 номеров.
Редакторы
- Успенский Константин Алексеевич (1884 - 1894)
- Бобылев Никанор Андреевич (1894 - 1896)
- Владимиров Николай Васильевич (1897)
- Касаткин Александр Владимирович (1897 - 1906)
- Петр Никольский (№№ 1-3 за 1907) свящ.
- Варсонофий Захаров (№№ 4-15, 26-52 за 1907, №№ 1-29 за 1908) и.д.
- Илия Фокин (№ 16-25 за 1907) и.д.
- Богданов Александр Степанович (август 1908 - 1914)
- Соболев Христофор Павлович (1914 - 1919)
Некоторые материалы неофициального отдела журнала
Исторические
- "Краткие сведения об открытии Енисейской епархии" (1884. № 1)
- Касьянов В., прот. "Кафедральный Богородице-Рождественский собор в Красноярске" (1884)
- Евтихиев Д., прот. "Енисейский Иверский девичий монастырь" (1885. № 7. С. 120-126; № 14. С. 244-249; № 15. С. 267-275; № 18. С. 319-324)
- Евтихиев Д., прот. "Кладбищенская Входо-Иерусалимская церковь в г. Енисейске" (1901. № 13. С. 293-299; № 14. С. 317-328)
- Богоявленский С., свящ. "Нечто о Василии Мангазейском" свящ. Симеона Богоявленского (1908. № 7)
- "Енисейское духовное приходское училище (1820-1828)" (1885)
- "Материалы для истории просвещения в Туруханском крае" (1891. № 16. С. 241-245; № 17. С. 251-256; № 18/19. С. 287-291; 1892. № 3. С. 36-40; № 4/5. С. 47-80)
- Захаров В., свящ. "Историческая справка по вопросу о народном образовании в Енисейской губернии" (1895. № 9-24; 1896. № 1, 3-12; 1899. № 22-23)
- Захаров В., свящ. "К вопросу о народном образовании в Енисейской губернии" (1901. № 18. С. 423-432; № 19. С. 446-453; № 23. С. 554-561).
Краеведческие
- "Поездка преосвященного Тихона [Донебина-Троицкого] в Туруханский край для обозрения церквей" (1890-1891)
- "Поездка епископа Александра для обозрения церквей" (1893)
- "Обозрение церквей епископом Александром в 1893 г." (1894)
Миссионерские
- "Путевой журнал священника-миссионера Михаила Суслова при поездке к озеру Ессей" (1884)
- "Поездка миссионера священника Суслова к устью реки Енисея" (1886. № 1)
- Владимир (Петров), архим. "Миссионерская поездка Туруханского игумена Мисаила в 1788-1789 гг." (1887. № 2. С. 17-26; перепечатана из ж. "Христианское чтение").
- Тихвинский И., свящ. "Записки енисейского епархиального противораскольнического миссионера" (1897. № 1-2)
Справочные
- "Личный состав служащих в Красноярской ДС" (1899 и 1901 гг.)
Этнографические
- цикл статей Н. Орфеева об обычаях хакасов Минусинского округа (1885-1887)
- статьи свящ. Н. Путилова "Усинский край" (1885. № 1. С. 7-12; № 5. С. 72-75; № 16. С. 289-294; № 19/20. С. 328-332) и "Урянхаи или сойоты" (1886-1887)
Приложения
- Савенков И.Т. "Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий" (1892)
- "Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище" (1893)
- Фокин И., свящ. "Общественная молитва и христианские храмы" (1905)
- Журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901)
- "Проповеднический листок" (1914. № 7-12)
Литература
- Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в "Енисейских ЕВ" за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896.
- Фигуровский И. В. 25-летие "Енисейских ЕВ" // Енисейские ЕВ. 1909. № 3. С. 12-16.
- Миханёв, А. П. Периодическая печать Красноярска второй половины XIX - начала XX веков : учеб. пособие по спецкурсу / А. П. Миханёв ; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 1999. - 136 с.
- Бердников, Л. П. Исторический обзор сибирской печати // Красноярская пресса : XX век : сборник материалов по истории СМИ Красноярского края. - Красноярск : Буква, 2002. - С. 6-55.
- Андреев. Христианская периодика. № 215, 216, 560.
- Рункевич С. Г. "Енисейские ЕВ" // ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442.
- Лихачева, Ю.Н. "Енисейские епархиальные ведомости" как источник по изучению социального облика духовенства г. Енисейска
Использованные материалы
- Троицкий Александр, прот. "Енисейские епархиальные ведомости", Православная энциклопедия, Т. 18, С. 451-453
- Болдырев Юрий, "Енисейские Епархиальные ведомости": 1884-1920 гг. // "Православное слово Сибири" №11, 2003
- Первое официальное издание Енисейской епархии отметило очередную годовщину , "Cлужба новостей проекта "Епархии"
- Персианов, Георгий, прот. "Енисейские епархиальные ведомости" // Енисейский энциклопедический словарь / Глав. ред. Н. И. Дроздов. - Красноярск : Русская энциклопедия, 1998. - С. 189.