Католикос-Патриарх Ефрем II Грузинский |
В миру Сидамонидзе Григорий Шиович, родился 19 октября 1896 года в Карталинии в семье сельского псаломщика. Он был племянником Леонида (Окропиридзе), впоследствии католикоса-патриарха Грузии. В восемь лет был определен в Горийское духовное училище. Закончив его в 1912 году, тогда же был принят на казенный счет в Тифлисскую духовную семинарию. Обучаясь в семинарии, вплоть до окончания ее в 1918 году, Григорий все свое свободное время посвящал посещению монастырей - Кватахебского, Шио-Мгвимского и других, - в которых читал, пел и иподиаконствовал.
В 1923 году закончил историко-филологический факультет Тбилисского университета. Еще на последнем, четвертом, курсе он принял монашеский постриг в Шио-Мгвимском монастыре с именем Ефрем. Затем молодого иеромонаха Ефрема назначили настоятелем Шио-Мгвимской обители. Но вскоре монастырь был закрыт. Большинство монахов оказалось в тюрьмах и ссылках, и Ефрем также подвергался гонениям, его лишали возможности служения.
26 марта 1927 года был хиротонисан в патриаршего викарного епископа Ниноцминдского, по другим данным, был хиротонисан во епископа Цилканского [1] католикосом-патриархом Христофором III.
2 октября 1927 назначен управляющим Сухумской епархией. Управлял Алавердской (с 19 сентября 1927 по 26 марта 1928), Бодбийской (с 26 марта по 2 октября 1928), Урбнисской (с 24 октября 1930 по 8 декабря 1937) и Цилканской епархиями [2]. На деле, так как действующих храмов становилось все меньше, будучи епископом, он с 29 января 1929 года занимал место священника в Тбилисском храме святой великомученицы Варвары. В ту пору в храме не было даже пономаря, и сам епископ разжигал кадило, а после службы убирал алтарь.
8-10 декабря 1937 епископ Ефрем по обвинению в антисоветской деятельности осужден Особой тройкой НКВД и сослан на 10 лет в ИТЛагерей на Урале и в Сибири (работал на лесопилке). В это тяжелое время доброжелатели посылали ему передачи, но затем и это было запрещено.
21 июня 1944 года [3] его выпустили из заключения досрочно, по личному ходатайству Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе), в тяжелом состоянии, почти умирающего от голода. Возвращаясь в Грузию, в одежде арестанта он пришел к Новосибирскому епископу Варфоломею (Городцову) в кафедральный собор и попросил у него благословения. Владыка вместо благословения взял его за руку, пристально посмотрел на него и сказал: "Я не благословляю архиереев". Епископ Ефрем спросил: "Откуда вы знаете, кто я?". Тот ответил: "Я вижу в вас архиерея. Куда вы едете из заключения?". - "К себе на родину, в Грузию". Тогда владыка Варфоломей сказал: "Может быть, вы не знаете меня, но слышали обо мне. Я служил в Грузии много лет. Мое имя тогда было протоиерей Сергей Городцов". - "Конечно, я вас знаю. На вас террористы сделали покушение, и вы были тяжело ранены",- отвечал епископ Ефрем. На что епископ Варфоломей сказал: "Я до сих пор вспоминаю Грузию и люблю ее". После этого владыка Варфоломей повез Ефрема в свой дом и в течении нескольких недель ухаживал за ним. Он пригласил врачей, и те сказали, что владыке Ефрему в течение долгого времени нельзя есть твердую пищу, потому что от голода стенки его желудка стали настолько тонкими, что может быть прободение со смертельным исходом. Его прежде всего искупали, сожгли его одежду, дали новую и затем понемногу начали кормить жидкой кашей. На другой день он увидел на кухне у епископа свежий хлеб и ему так захотелось съесть его, что он, несмотря на запрещение, отломил кусок и быстро, чтобы не видели, проглотил его - и тут же почувствовал сильные боли. Опять позвали врачей, и каким-то образом кусок был извлечен. После этого епископ Варфоломей сказал владыке Ефрему, что не отпустит его из своего дома в дорогу, пока не получит разрешения от врачей. При этом он предложил ему служить вместе с ним по праздникам в кафедральном соборе.
Когда епископ Ефрем приехал в Тбилиси, то прежде всего, не заходя никуда, он пришел в храм святой великомученицы Варвары. В волнении он сел прямо на ступени и, опустив голову, заплакал навзрыд. Его встретил священник и верующие, тоже со слезами и объятиями. Войдя в храм Ефрем стал громко благодарить святую Варвару за свое спасение. Еще в заключении он дал два обета: если вернется живым, то, во-первых, босиком пройти от Сионского собора до храма святой Варвары, а во-вторых, от Мцхеты пешком дойти до Шио-Мгвимского монастыря. На праздник великомученицы Варвары епископ Ефрем в сопровождении нескольких людей исполнил свой обет, пройдя босиком около пяти километров.
С 24 октября 1944 года года был епископом Кутаисско-Гаенатским и Чкондидским. 12 июля 1945 году католикосом-патриархом Каллистратом был возведен в сан митрополита. В 1953 году он был определен на Батумскую кафедру.
Много трудов владыка Ефрем положил на ремонт и украшение храмов, в частности на восстановление храма на территории Бодбийского монастыря святой Нины. Его попечением был перестроен в древнем грузинском стиле иконостас Мцхетского собора, а также перенесены мощи мучеников Давида и Константина, князей Арагветских в Моцаметский монастырь, где они покоились прежде.
В 1960 году владыка Ефрем был избран католикосом-патриархом всей Грузии, архиепископом Мцхетским и Тбилисским, и 21 февраля того же года возведен на патриарший престол. В период его патриаршества в 1963 году были открыты пастырские курсы, в 1969 году реорганизованные в духовную семинарию, издан Новый Завет на грузинском языке, полный молитвослов, иллюстрированный изображениями грузинских святых.
Патриарху Ефрему принадлежат переработка акафиста святым мученикам-князьям Давиду и Константину, монография о преподобном Максиме Исповеднике и словарь грузинских архаизмов. Также, совместно с патриархом Каллистратом, он участвовал в составлении церковного календаря, выявляя грузинских святых в древних письменных источниках, и таким образом продолжая труд своего дяди, католикоса Леонида, «Грузинские святые».
Католикос Ефрем состоял членом Республиканского и Всесоюзного Комитетов защиты мира, членом Общества солидарности стран Азии и Африки, членом президиума Грузинского комитета Общества культурных связей с соотечественниками, живущими за рубежом, членом Общества по охране памятников древности.
И в бытность митрополитом, а затем патриархом, владыка Ефрем не оставлял обыкновения посещать монастыри. Так, он часто бывал в Мцхетском Ольгинском монастыре, где беседовал с сестрами обители, рассказывал им о своей жизни, а когда видел кого-либо из них печальной или унылой, то старался ободрить шуткой. Патриарх Ефрем любил выращивать цветы.
Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе) |
Изречения и наставления
По рассказу архимандрита Парфения (Апциаури): Когда иеромонах Ефрем стал игуменом Шио-Мгвимского монастыря, он однажды он спросил у находившегося там Парфения, знает ли тот, что значит открывать и закрывать монастырские ворота? Парфений ответил, что делает это уже несколько лет, на что отец Ефрем сказал: «Ложась спать, повторяй в уме какой-нибудь стих Псалтири и засыпай с ним, этим ты закроешь от диавола свое сердце. Утром, просыпаясь, прежде всего произнеси Иисусову молитву, а затем наизусть какие-нибудь стихи из псалма, этим ты посвятишь начаток своего дня Богу. С Его именем начинай день: открывай ворота монастыря» [4].
Когда его арестовывали, при обыске, в поисках денег, разбили его цветочные горшки, но, конечно, ничего не нашли. Епископ Ефрем сказал: «У меня с цветами одна участь: их сломали и бросили на пол, а меня уводят в тюрьму» [4].
Прихожане одной церкви жаловались патриарху Ефрему на священника. Он приехал к вечерней службе, стал у дверей, а когда служба кончилась, то взошел на амвон и сказал: «Я хочу носить шелковую рубаху, но денег нет, приходится носить простую из ситца. Вы хотите безгрешного священника, а у меня такого нет. У вас в храме поют “Господи, помилуй”, а этого вполне достаточно для вашего спасения» — и вышел из храма [4].
На одной из конференций Совета Мира патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» — и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты [4].
Патриарх говорил: «Если из двоих один умный, то ссоры не будет» [4].
В Прощеное воскресенье патриарх Ефрем сказал священникам: «Целуйте епитрахиль и престол, целуйте друг друга, согревайте друг друга теплом своей любви» [4].
Перед смертью патриарх Ефрем сказал: «Пора мне идти в свой последний путь. Я снимаю все наказания с тех, кого я наказал, я прощаю всех и прошу у тех, кого я обидел, прощения; весь суд я предоставляю Богу» [4].
Награды
- Церковные:
- ордена Александрийской, Антиохийской, Русской, Грузинской, Болгарской и Чехословацкой Православных Церквей.
- Светские:
- медаль «За оборону Кавказа» (за деятельность во время Великой Отечественной войны).
Литература
- ЖМП, 1960, № 4, 65-67; 1970, № 8, 51; 1972, № 5, 4, 52-53; № 6, 57-63.
Использованные материалы
- Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, "Монастырь святой Ольги", текст и прим. 6:
- Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008, "Зарубки в пути":
- Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, "Глава I. Грузинская Православная Церковь":
- "Грузинская Православная Церковь," Православная энциклопедия, т. 13:
- Дионисий (Шишигин), архим., Былое пролетает..., "Местоблюститель", прим. 15:
- "Краткие биографические сведения о Католикосе Патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви", ЖМП, 1944, № 3, с. 20:
- http://www.jmp.ru/jmp/44/03-44/07.htm (недейств.)
- http://publ.lib.ru/ARCHIVES/J/''Jurnal_Moskovskoy_patriarhii...zip
- Н. Т.-М., "ЕФРЕМ II", Православная Энциклопедия, т. 19, с. 70-72:
- http://www.pravenc.ru/text/182141.html - материал использован частично
- Вардосанидзе С., სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი უწმიდესი და უნეტარესი ეფრემ II (1960-1972 წ.წ.), Тбилиси, 2007:
[1] Титул викария Ниноцминдского приведен по данным Вардосанидзе С., სრულიად საქართველოს ეკლესიის სინოდის შემადგენლობა 1927 წელს. Из книги სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი უწმიდესი და უნეტარესი ქრისტეფორე III (1927-1932), Тбилиси, 2009 // Библиотека портала CHURCH.GE, http://library.church.ge/index.php?option=com_content&view=a...339. В статье "Краткие биографические сведения о Католикосе Патриархе Каллистрате и об епископах Грузинской Церкви" // ЖМП, 1944, № 3, стр. 20, http://www.jmp.ru/jmp/44/03-44/07.htm (недейств.) или http://publ.lib.ru/ARCHIVES/J/''Jurnal_Moskovskoy_patriarhii...zip, сказано "хиротонисан во епископа Цилканского".
[2] Даты по статье Н. Т.-М., "ЕФРЕМ II", Православная Энциклопедия, т. 19, с. 70-72, http://www.pravenc.ru/text/182141.html. По данным изданий მიტროპოლიტი ანანია ჯაფარიძე. საქართველოს საეკლესიო კანონების კრებული. გამომცემლობა "საქართველოს მაცნე", თბილისი, 2017 и სერგო ვარდოსანიძე. საქართველოს მართლმადიდებელი სამოციქულო ეკლესიის ასწლოვანი მატიანე (1917-2017 წ.წ.), თბილისი, 2017 - занимал Урбнисскую кафедру с 6 октября 1930 по 8 марта 1933 года.
[3] Дата согласно Вардосанидзе С., სრულიად საქართველოს კათოლიკოს-პატრიარქი უწმიდესი და უნეტარესი ეფრემ II (1960-1972 წ.წ.), Тбилиси, 2007. По другим данным 27 апреля (или 6 мая) 1944. См. Н. Т.-М., "ЕФРЕМ II", Православная Энциклопедия, т. 19, с. 70-72, http://www.pravenc.ru/text/182141.html
[4] Рафаил (Карелин), архим. На пути из времени в вечность, Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008, «Зарубки в пути», http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...d=3