Собор Бодбийского монастыря |
- Епархиальное управление: Грузия, Кахетинский край, г. Сигнахи
- Каноническая территория: Сигнахский мун.
- Кафедральные соборы: Георгиевско-Нининский в Бодбийском монастыре, Стефановский в г. Сигнахи и Стефановский в с. Тибаани
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Согласно грузинской летописи "Обращение Картли" VII века, епархия была основана в IV веке первым грузинским царем-христианином благоверным Мирианом, воздвигшим церковь на месте погребения святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, согласно ее завещанию, и и устроившим здесь кафедру новообразованной епископии. Шатбердская версия Жития святой Нино VII века описывает чудесное указание предшествовавшие этому: однажды ночью святому Мириану видел над храмом Свети-Цховели спустившийся с неба огненный крест из которого на рассвете вышли две звезды ставшие над горой Тхоти (где царь уверовал во Христа) и над селением Бодбе. Тогда, по указанию святой Нины, один крест был воздвигнут на Тхотской горе, а другой в городе Уджарма. Согласно житию, водружение креста и основание христианской кафедры в Бодбе было отложено до времени когда Нина лично не посетит это место.
Епархия стала одной из крупнейших епархий Кахети (Восточной Грузии), в пределы которой входила территория Кизики (древний Камбечовани, юго-восток Грузии до села Кондоли, современный Сигнахский и Дедопли-Цкаройский районы). Основание епархии в Бодбе, постройка над склепом могилы святой Нины церкви, а затем знаменитого Бодбийского монастыря, ставшего величайшим христианским центром Грузинского государства, сыграли важную роль в слиянии местных эретских (албанских) племён с кахскими и картскими. По мнению грузинских историков XIX века (П. Иосселиани, Д. Бакрадзе), кафедра Бодбийской епархии вначале находилась в монастыре в 5 верстах на юг от монастыря святой Нины, разрушенном турками в XVII веке, но это не находит подтверждения в сохранившихся до настоящих дней источниках.
Впервые епископ Бодбийский, Лазарь, упоминается в 3-м послании армянского католикоса Авраама грузинскому католикосу Кириону в числе 24 участников Двинского Собора 506 года.
"Распорядок царского двора" XIII века ставит Бодбийского епископа на седьмое место среди архиереев Грузинской Православной Церкви, после Мцхетского католикоса, Чкондидского епископа, митрополита Великого Сомхити, Картлийского архиепископа, Ацкурского и Алавердского епископов [1], которое он сохранял вплоть до упразднения присоединения Грузинской Церкви к Русской [2]. В период с 30-х годов XIII века по XV век из-за частых вторжений монгол на её земли значительных сведений о епархии не сохранилось.
В процессе распада единого Грузинского государства в XV веке выделилось самостоятельное Кахетинское царство, включившее в себя территорию епархии. С этого времени в Бодбийском соборе стало совершаться помазание на царство кахетинских царей ввиду особого уважения к месту погребения святой Нины. В Бодбе приняли помазание на царство кахетинские цари Александр I (1476-1511), Леван (1520-1574), Александр II (1574-1605), Теймураз I (1606-1616, 1634-1648). Здесь же происходило и венчание и миропомазание царственных особ. На Бодбийских архиереях также лежала почетная обязанность погребения венценосцев.
В этот период на Бодбийкую кафедру восходили представители влиятельных княжеских родов Кахети: Авалишвили, Диасамидзе, Джандиери, Вачнадзе, Джорджадзе, Андроникашвили, Макашвили. Многие отличились на поприще просвещения: епископ Захария был одним из инициаторов перевода с персидского на грузинский язык популярнейшего на Востоке дидактического произведения "Килила и Дамана", при архиепископе Василии открылась школа при Бодбийском монастыре, Онуфрий (Андроникашвили) (XVIII в.) проявлял особую заботу о библиотеке Бодбийского монастыря, а Давид (Вачнадзе) и Иоанн (Макашвили) известны попечением о переписывании рукописей в монастыре. В военной организации Кахети епископы стояли во главе четырёх «садрошо» (военных округов) страны, им вверялось собирать войско для битвы, и в юрисдикции Бодбийского епископа был авангардный «садрошо» в который кроме Кизики, входили также территории в Алазанской долине до деревни Кондоли (около Телави) и в Иорском ущелье до деревни Манави (около Сагареджо).
В XVI веке Захария и Максим вместе другими епископами Кахети предпринимали сепаратистские действия по отношению к Мцхетскому престолу, что вынудило Мцхетского католикоса учредить специальные «клятвенные книги верности», где «провинившиеся» архиереи клялись ему в верности, обещая быть «верными и покорными сынами Церкви» [3]. XVII век принёс опустошительные вторжения персов, а затем лезгин, когда была утеряна большая часть церковных документов. Жертвами лезгин подчас становились и сами архипастыри - так митрополит Бодбийский Кирилл (Джорджадзе) трагически погиб от рук лезгин 28 июля 1792 года.
При этом в XVIII веке Бодбийская епархия расла за счёт упразднённых соседних епархий: в Канонах церковного собора 1748 года епископ Бодбийский Онуфрий упоминается также как епископ Хорнабуджский и всей Кизики [4], в 1751-1764 епископ Бодбийский был также настоятелем Давидо-Гареджийского монастыря [5], в 1757 году в состав епархии вошла часть Черемской епархии с деревнями Веджини, Пховели, Зиари, Кодало, Мелаани [6], в 1777 году - вся Черемская епархия, а в 1792 году – Сигнахская митрополия, с переименованием кафедры в Бодбийско-Сигнахскую.
Последним архипастырем на Бодбийской кафедре до вхождения Грузинской Церкви в Русскую был Иоанн (Макашвили/рус.: Бодбель-Макаев) который прославился как крупный политический деятель своего времени. 14 июля 1811 года, в связи с учреждением Грузинского Экзархата Святейшего Синода Бодбийская кафедра была упразднена и наряду с другими епархиями Грузинской Церкви вошла в состав Алавердско-Кахетинской епархии, предстоятелем которой был назначен Бодбийско-Сигнахский архиепископ Иоанн. 30 августа 1814 года по проекту первого экзарха Грузии Варлаама (Эристави) была восстановлена Сигнахско-Кизикская епархия, включившая в себя территорию Бодбийско-Сигнахской епархии, кафедру которой в сане митрополита вновь занял владыка Иоанн сохранявший этот титул пожизненно, хотя фактически епархия была упразднена в 1818 году.
В 1886 году было учреждено Алавердское викариатство Грузинского Экзархата, территория которого охватывала всю юго-восточную часть Грузии, в том числе и историческую территорию Бодбийской епархии.
Бодбийская епархия была возобновлена в 1925 году после восстановления автокефалии Грузинской Церкви. В начале XXI века территория Бодбийской епархии охватывала Сигнахский и Дедоплисцкаройский районы Грузии, но последний в 2009 году вошел в состав новооснованной Дедоплисцкаройской епархии.
Архипастыри
[7]- Лазарь (упом. 506)
- Захария (ок. 1556 - 1560)
- Максим (ок. 1562 - 1588)
- Василий (1604 - 1620)
- Арсений (Авалишвили) (1631 - 1650)
- Евдемон (упом. 1662)
- Матфей (упом. 1669)
- Николай (Цицишвили) (1673 - 1679)
- Евдемон (Диасамидзе) (1696 - 1699)
- Захария (Андроникашвили) (1702 - 1716)
- Онуфрий (Андроникашвили) (1736 - 1748)
- Иоанн (Джорджадзе) (1746 - 1760)
- Давид (Вачнадзе) (1761 - 1780)
- Савва (упом. 1776)
- Даниил (упом. 1782)
- Иоанн (1787 - 1811)
- Кирилл (Джорджадзе) (1791 - 28 июля 1792)
- Онуфрий (упом. 1795)
- Иоанн (Макашвили, Бобдель-Макаев) (1792 (?)/1799 - 14 июля 1811)
- 1811-1814 - в составе Алавердско-Кахетинской епархии
- 1814-1818/1837 - составе Сигнахско-Кизикской епархии
- 1818/1837-1925 - в составе Карталинской и Кахетинской епархии
- 1886-1925 - в составе Алавердского викариатства
- Стефан (Карбелашвили) (1925 - 1928)
- Иоанн (Маргишвили) (20 октября 1928 - 13 ноября 1929) [8]
- Иерофей (Айвазашвили) (1929)
- Гавриил (Чачанидзе) (1951 - 1953)
- Димитрий (Иашвили) (1958 - 1961)
- Роман (Петриашвили) (1967 - 1971)
- Давид (Девдариани) (1973 - 1976) католикос-патриарх всея Грузии
- Иларион (Самхарадзе) (1976 - 1978)
- Афанасий (Чахвашвили) (25 декабря 1978 - 1992)
- Даниил (Датуашвили) (22 мая - 17 октября 1992)
- Давид (Махарадзе) (17 октября 1992 - 1 сентября 1993)
- Даниил (Датуашвили), 2-й раз (1993) архиеп. Сухумский
- Афанасий (Чахвашвили), 2-й раз (1993 - 1996)
- Феодор (Чуадзе) (1996 - 1998)
- Николай (Пачуашвили) (1998 - 2001)
- Давид (Тикарадзе) (12 октября 2001 - 23 апреля 2013)
- Иаков (Якобашвили) (с 23 апреля 2013)
Статистика
- нач. XIX в. - более 100 приходских церквей [9]
- 2002 - 1 архимандрит, 5 священнослужителей, действуют 3 собора и 4 храма [9]
Состав
Монастыри
Действующие
- Монастырь Первомученика Стефана, Хирса в с. Тибаани (мужской)
- Монастырь во имя Пресвятой Троицы в с. Нижний (Квемо) Мачхаани (женский)
Исторически входившие в епархию
Храмы
Действующие
- Георгия Победоносца и Нины равноапостольной, кафедральный собор в Бодбийском монастыре
- Илии Праведного в Цнори
- Иоанна Крестителя в Вакири
- Стефана Первомученика, кафедральный собор в г. Сигнахи
- Стефана Первомученика, кафедральный собор в с. Тибаани
Благотворительные организации
- благотворительный союз "Бодбе"
Использованные материалы
- Качарава Э., "Бодбийская епархия", портал Православие.Ru:
- http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc (недейств.)
- http://ricolor.org/europe/gruziya/mp/8/ (копия статьи в портале Россия в красках)
- Страница проекта Иерархия Церквей:
- Хевсуриани, Л., "Епархии и современные действующие монастыри Грузинской Православной Церкви", ст. "Грузинская Православная Церковь", Православная энциклопедия, т. 13:
- ღვთისთვის ერთი ადამიანის სული უფრო ძვირფასია, ვიდრე მთელი ხილული სამყარო თავისი მატერიალური ფასეულობებით // Православный Журнал "კარიბჭე", 18 ноября 2005:
[1] ПГП, т. 2, 48.
[2] Он также значится седьмым в грамоте 1749 года царя Ираклия II и католикоса Антона I о распорядке епископов при царском дворе. ПГП, т. 2, 399.
[3] ПГП, т. 3, 269, 343.
[4] ПГП, т. 3, 804.
[5] ПГП, т. 3, 835.
[6] ПГП, т. 2, 407.
[7] Приблизительный список на основании данных грузинских историков А. Пурцеладзе и П. Иосселиани. См. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc (Не действ. Копия статьи на сайте портала Россия в красках: http://ricolor.org/europe/gruziya/mp/8/). Список дополнен на основании ღვთისთვის ერთი ადამიანის სული უფრო ძვირფასია, ვიდრე მთელი ხილული სამყარო თავისი მატერიალური ფასეულობებით // Православный Журнал "კარიბჭე", 18 ноября 2005: http://karibche.ambebi.ge/eklesia/mghvdelmthavarni/620-ghvth...tml.
[8] Вардосанидзе С., მიტროპოლიტი იოანე (მარღიშვილი). Из книги ქართველი მღვდელმთავრები (XX-XXI საუკუნეები), Тбилиси, 2010 // Библиотека портала CHURCH.GE: http://library.church.ge/index.php?option=com_content&view=a...337
[9] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc.