Католикос-патриарх всея Грузии Христофор III (Цицкишвили). Фото кон. 1920-х гг. |
Родился в 1873 году. Окончив Тифлисскую духовную семинарию в 1893 году принял сан священника и трудился на приходе. Затем был законоучителем в Тифлисской мужской гимназии.
В 1918 году посещал Историко-филологический факультет Тифлисского университета.
В 1921 году был хиротонисан во епископа без пострижения в монашество. С 18 марта 1922 года - на Урбнисской кафедре [2].
В начале 1923 года в Грузии шёл новый виток жестоких гонений на Церковь и 11 января того года католикос-патриарх исповедник Амвросий был вновь вызван на допрос и подвергнут аресту. 12 января по решению специальной комиссии Закавказской Федерации было арестовано большинство членов Совета Католикосата и для ведения дел Грузинской Православной Церкви было устроено Временное Церковное Управление под руководством владыки Христофора. Это Управление действовало до 26 февраля 1925 года, после чего католикос-патриарх Амвросий был освобождён.
В 1925 году был возведен в достоинство митрополита и переведен на Сухумскую и Абхазскую кафедру.
В 1926 году в Кутаиси состоялось инспирированное советской властью собрание грузинского духовенства и мирян, на котором "прогрессивное" духовенство задавало тон. Постановлением собрания за исповедником был оставлен титул католикоса-патриарха, но дела Церкви вновь переданы Временному управлению Грузинской Церкви. Председателем этого органа вновь стал владыка Христофор. Он же возглавлял "Группу обновления и реформ," координировавшую "прогрессивный" элемент в Церкви.
После кончины католикоса-патриарха Амвросия 29 марта 1927 года местоблюстителем Мцхетского католикосского престола был назначен митрополит Христофор. 21 июня того же года на IV Соборе Грузинской Церкви он был избран католикосом-патриархом всей Грузии.
Под его руководством духовенство "прогрессивного" направления было поставлено на руководящие посты. В 1928 году состоялся очередной Собор на котором католикос-патриарх и несколько архиереев подписали акт о введении в Грузинской Церкви характерного элемента церковного "модернизма" XX века - нового календарного стиля [3]. Церковь официально отреклась от курса конфронтации со светской властью, заявила свою лояльность, и отмежевалась от грузинской эмиграции. Патриарх также направил свои усилия на восстановление общения с поместными Православными Церквами. Для сохранения русских церковных обычаев на территории Грузии было создано Церковное управление русских православных общин Грузинского Католикосата, способствовавшее будущей нормализации отношений между Грузинской и Русской Православными Церквами. Католикос-Патриарх стал направлять рождественские и пасхальные послания предстоятелям автокефальных Православных Церквей, включая Русскую.
Начинания католикоса-патриарха не принесли скорых успехов. Календарная реформа, будучи отвергнута народом и большинством священников, полностью провалилась и через несколько месяцев была отменена [3]. Грузинское церковное зарубежье порвало связь с Грузинским Патриархатом, тогда как признание грузинской автокефалии со стороны Русской Церкви последовало лишь в новых условиях 1943 года. Жестокие гонения на Церковь со стороны светской власти не прекращались. В послании в ЦИК от 1930 года католикос-патриарх отмечал, что «все те притеснения, которые испытывает Грузинская Православная Церковь, направлены на ее скорейшую ликвидацию» [4].
10 января 1932 года католикос-патриарх Христофор III скончался.
Оценки
Многие в церковной среде считали католикоса-патриарха Христофора излишне уступчивым атеистическому правительству. Но католикос-патриарх Ефрем (Сидамонидзе), ставленник католикоса-патриарха Христофора, всегда вспоминал последнего с чувством уважения, говоря:
Использованные материалы
- "Грузинская Православная Церковь," Православная энциклопедия, т. 13:
- Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, "Глава I. Грузинская Православная Церковь":
- Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, "Из воспоминаний. Патерик":
- Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1928-1938:
[1] В конце XX века указывался как Христофор II, т.к. сведения о его одноимённых предшественниках были уточнены позднее.
[2] Дата вступления на Урбнисскую епархию - по данным изданий მიტროპოლიტი ანანია ჯაფარიძე. საქართველოს საეკლესიო კანონების კრებული. გამომცემლობა "საქართველოს მაცნე", თბილისი, 2017 и სერგო ვარდოსანიძე. საქართველოს მართლმადიდებელი სამოციქულო ეკლესიის ასწლოვანი მატიანე (1917-2017 წ.წ.), თბილისი, 2017. Скурат К. Е., История Православных Поместных Церквей, "Глава I. Грузинская Православная Церковь", http://www.sedmitza.ru/text/441201.html указывает что был хиротонисан в 1921 году во епископа Урбнисского.
[3] Борис Соколов, Диалог с дьяволом, по Вениамин (Гомартели), мон., Летопись Церковных событий, 1928-1938, http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1928-1938/
[4] ЦГАНИГ, ф. 284, оп. 1, ед. хр. 283.
[5] Рафаил (Карелин), архим., Тайна спасения. Беседы о духовной жизни, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001-2002, «Из воспоминаний. Патерик», http://lib.eparhia-saratov.ru/books/16r/rafail/secret/41.html