Гамалиил (+ ок. 50), еврейский законоучитель, фарисей, праведный
Память 13 мая (Греч. [1]), 2 августа - обретение и перенесение мощей из Гамлы в Иерусалим ок. 415 года
Гамалиил является единственным христианским святым, упомянутым в Новом Завете (Деян. 5, 34), который также обладает авторитетом в иудаизме.
Согласно раввинистическому преданию [2], Гамалиил был сыном Симона и внуком фарисейского учителя Гиллеля, а также их преемником в сане «наси» (букв. князь). Кроме сына по имени Авив, наследовавшего сан Гамалиила и бывшего одним из вождей восстания против Рима, упоминается также дочь Гамалиила, которую он выдал замуж за священника Симона бен Натаниеля [3].
Во второй трети I в. до н.э. Гамалиил, будучи членом (затем председателем) Великого иерусалимского синедриона, получил звание «газакен» (евр. старец). Гамалиил первым из евр. учителей удостоился титула «раббан» (арам. наш учитель), который в то время носили только представители высшего религиозного совета. Имя Гамалиила редко упоминается в Галахе, поскольку школа Гиллеля, главой которой после смерти деда стал Гамалиил, представляла умеренное направление раввинистического богословия и обычно выступала в диспутах с более радикальной школой Шаммая как замкнутая коллегия [4]. Еврейская традиция, вероятно, содержит немало изречений Гиллеля, ошибочно приписываемых его внуку.
Гамалиил был автором многих законодательных положений в Талмуде о «благоустройстве мира» [5]. Как глава синедриона, он написал три послания, [6]: два посвящены вопросу о десятине, в третьем, адресованном евреям диаспоры, сообщалось о необходимости сделать год високосным путем прибавления 13-го месяца. Гамалиил разрешил женщинам повторно выходить замуж, если у них имеется одно свидетельство о смерти мужа [7], он приказал уничтожить Таргум к Книге Иова [8], потому что, согласно учению раввинов, таргум в отличие от Торы и Мишны должно проповедовать только устно [9]. Из рассказов Талмуда [10] известно, что к нему обращались с вопросами ритуального характера «царь и царица», т. е. Ирод Агриппа I и его жена Кипра.
Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Гамалиила следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание» [11].
Апостол Павел также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян. 22, 3). В Новом Завете образ Гамалиила согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия [12]. В книге Деяний св. апостолов Гамалиил именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (Деян. 5, 34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, которым угрожала смерть (Деян. 5, 33-40). В его речи содержится исторический анахронизм: Гамалиил упоминает восстание Февды (Деян 5, 36-37), которое произошло ок. 45 г. н.э., т.е. спустя 10 лет после суда над апостолами [13]. Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф. 26, 57; Мк. 14, 53; Лк. 22, 66; Ин. 18, 13-14; Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 23; Antiq. XIV 5. 4) свидетельствуют о невозможности участия Гамалиила в суде над Иисусом Христом.
Согласно церковному преданию, в конце жизни Гамалиил принял крещение вместе с сыном Авивом [14].
Около 415 года Гамалиил явился во сне пресвитеру Лукиану и повелел откопать останки первомч., ап. и архидиак. Стефана, которого он похоронил на своём семейном участке в селении Гамла (Карфагамала) вместе с останками прав. Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу (Ин. 3, 1-21), и своего сына Авива. Вскоре в указанном Гамалиилом месте были обретены и перенесены из Гамлы в Иерусалим мощи первомученика Стефана, Никодима, Авива и самого Гамалиила, погребённого рядом с ними [15]. По этой причине память Гамалиила отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе эта память отмечена под 3 августа.
Лукиан описывает Гамалиила как "мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами" [16].
Литература
- Sadowsky S. Rabban Gamaliel Ben Simeon. N. Y., 1941;
- Spadafora F. Gamaliele // BiblSS. Vol. 6. Col. 22-23;
- Trumbower J. A. The Historical Jesus and the Speech of Gamaliel (Acts 5. 35-9) // NTS. 1993. Vol. 39. P. 500-517;
- Chilton B. Gamaliel // ABD. Vol. 2. P. 904-906;
- Лимор О. Христ. святость и евр. авторитет // Вестн. Еврейского ун-та. 1999. № 2. С. 181-215.
Использованные материалы
- Пятецкий Л. М. "Гамалиил I" // Православная энциклопедия, т. 10, с. 380-381:
[1] "Отдельную память учителя св. Павла (см. Деян 5, 34 и 22, 3) можно найти только в Парижском лекционарии BN gr. 282 (IX в.). В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена" (Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. - Т. III. - С. 185, сноска 4.
[2] Шаббат. 15 а
[3] Авода Зара. 3. 10
[4] ср.: Авот. 1. 2
[5] евр. тиккун га-олам - Гиттин. 4. 1-3; ср.: Иевамот. 16. 7; Рош Ха Шана. 2. 3
[6] Санхедрин. 18d; Маасрот. 56с
[7] Иевамот 16. 7
[8] Шаббат. 115а
[9] Мегилла. 4. 4
[10] Песахим. 88b
[11] Сота. 9. 17
[12] Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9; De bell. II 8. 14
[13] Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1-2
[14] Schürer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135): [Transl. from Germ.] Edinb., 1979. P. 368
[15] BHG, N 1648-1653; BHL, N 7848-7856; Epistula Luciani ad omnem ecclesiam // PL. 41. Col. 807-818; ЖСв. Авг. С. 29-38
[16] Epistula Luciani // PL. 41. Col. 809