Еп. Иероним (Чернов), 1930-е |
В миру Чернов Иван Иванович, родился 29 ноября 1878 года [1] в городке Судогде Владимирской губернии, в семье чиновника, служившего бухгалтером в Казначействе [2]. Еще в дошкольном возрасте со всей семьей переселился во Владимир.
Под влиянием своей религиозной матери он был отдан в духовную школу: в 1893 году окончил Владимирское духовное училище по I разряду [3], а 1899 году - Владимирскую духовную семинарию, которую закончил со званием студента [4].
С 1899 по 1902 год был псаломщиком и преподавал Закон Божий в селе Малахово.
28 апреля 1902 года был рукоположен в сан диакона, а 5 мая - в сан священника.
Овдовев на первом же году служения, он оставался на приходе еще 6 лет, но под влиянием близких и своего бывшего ректора, тогда уже экзарха Грузии, Никона - в 1909 году поступил в Московскую духовную академию.
На 3-м курсе, 23 декабря 1912 года, был пострижен в монашество ректором академии епископом Феодором (Поздеевским), с наречением имени Иероним.
В 1913 году окончил академию со степенью магистра богословия - его кандидатская работа "Пророк Исаия и его время" была удостоена денежной награды, и по представлению профессора А. И. Введенского он был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории, с правом разработать сочинение на соискание степени магистранта.
С 23 мая 1914 года - преподаватель Священного Писания в Курской духовной семинарии. Здесь он был в 1915 году единогласно избран инспектором и 9 октября назначен на эту должность, которую он сохранял до закрытия семинарии большевиками в 1919 году.
Также с 1918 года был наместником Курского Знаменского монастыря и секретарем епископа Курского Феофана (Гаврилова). Когда владыка Феофан забрал из монастыря Курскую-Коренную икону Божией Матери, чтобы не допустить ее захвата большевиками, его сопровождал архимандрит Иероним. Они покинули Курск в 1919 году, и, путешествуя через Юг России, Константинополь и Фессалоники, в марте 1920 года добрались до Югославии.
В Югославии о. Иероним служил вначале настоятелем в сербском приходе, а потом, по приглашению известного сербского епископа Мардария, наставником в монашеской школе в монастыре Раковица близ Белграда.
В 1922 году был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, сохраняя эту должность до 1925 года [5], а далее продолжая проживать при Миссии до 1933 года.
18 августа 1935 года был хиротонисан во епископа Детройтского и Кливлендского Зарубежной Церкви [6]. Хиротония в городе Нью-Йорк, в Бронксе, совершили архиеп. Нью-Йоркский Виталий (Максименко), епископ Иоасаф (Скородумов) из Канады и архиепископ Тира и Сидона и митрополит всея Иудеи Феодосий [7]. Планы для этой хиротонии встретилась с немалым противостоянием в обособившейся Американской митрополии, и митрополит Феофил (Пашковский) и другие епископы верные ему отказались принимать в ней участие. С другой стороны, Нью-Йоркский архиеп. Виталий (Максименко) сообщал, что получил поздравления по поводу хиротонии от находившихся в США карпаторосского архиепископа Адама (Филипповского), греческого архиепископа Афинагора) (Спиру, представителей Болгарской и Абиссинской Церквей. По оценке архиепископа Виталия хиротония владыки Иеронима стала важной вехой на пути к восстановлению общения между русскими юрисдикциями в Америке доказав что Зарубежная Церковь не собирается полностью подчинятся духовнеству митрополии в США, а ведет линию на равноправное примирение [8].
Еп. Детройтский Иероним (Чернов) |
11 октября 1937 года был перемещен на Детройтскую и Кливлендскую кафедру [9].
В конце 1945 года по приглашению митрополита Анастасия (Грибановского) отправился в Женеву для участия в епископских хиротониях архимандрита Нафанаила (Львова) и архимандрита Серафима (Иванова).
На Архиерейском Соборе Серверо-Американского митрополичьего округа в мае 1946 года был назначен представителем Американской митрополии в Архиерейском Синоде Зарубежной Церкви сроком на один год.
В ноябре 1946 году присутствовал на Кливлендском соборе, на котором Северо-Американский митрополичий округ снова отделился от Русской Православной Церкви Заграницей, но владыка Иероним голосовал против резолюции собора и остался верным Зарубежной Церкви и ее первоиерарху, митрополиту Анастасию (Грибановскому).
После отделения Северо-Американской митрополии от Зарубежной Церкви владыка Иероним был возведен в достоинство архиепископа и остался главой Детройтской епархии, теперь именуемой Детройтской и Флинтской, в которой после разделения остались только четыре прихода.
С 1950 года до своей кончины являлся членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.
Скончался 14 мая 1957 года, после чего его маленькая епархия была присоединена к Чикагской и Кливлендской епархии.
Награды
- алмазный крест на клобук (1953, "за верность канонам")
Литература
- 50-летие архиерейского служения Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, 1906-1956, Нью-Йорк: Свято-Троицкий Монастырь (Джорданвилль), 1956.
- A History of the Russian Church Abroad, 1917-1971, Washington: Saint Nectarios Press Seattle, 1972.
- Серафим (Иванов), архиеп., Одигитрия Русского Зарубежья Ново-Коренная пустынь, Нью-Йорк, 1963.
- Виталий (Максименко), архиеп., Мотивы моей жизни, Нью-Йорк: Свято-Троицкий Монастырь (Джорданвилль), 1955.
- Seide Georg, Fr., Geschichle der Russischen Orthodoxen Kirche im Austand von der Grundung bis in die Gegenwart, Munich: Otto Harassowitz, 1983.
- Именной список ректор. и инспектор. духовн. академ. и семинар. на 1917 год, Петроград, 1917, 80.
- Церк. Вед., 1914, № 22, 261; 1915, № 43, 494.
- ФАМ.
- Православная Русь, 1935, № 16, 1; 1952, № 11/12, 30; 1957, № 11, 5-6.
Использованные материалы
- http://ortho-rus.com/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5636
- http://www.roca.org/life_of_archbishop_ieronim.htm
- Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 210-211.
- Виталий (Максименко), архиеп., Мотивы моей жизни, Нью-Йорк: Свято-Троицкий Монастырь (Джорданвилль), 1955.
[1] В жизнеописании на сайте Чикагской епархии РПЦЗ, http://www.roca.org/life_of_archbishop_ieronim.htm, и в Юбилейном сборнике в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 210. Митрополит Мануил указывает 1873 год.
[2] Так в жизнеописании в Юбилейном сборнике в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке, ч. 2, Нью-Йорк, 1945, 210. На сайте Чикагской епархии РПЦЗ, http://www.roca.org/life_of_archbishop_ieronim.htm, говориться что он родился в семье клирика Владимирской губернии.
[3] "Выпускники Владимирского духовного училища 1893 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/vladimirdu.html
[4] "Выпускники Владимирской духовной семинарии 1899 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/vladimirsem.html
[5] Так по Юбилейному сборнику, 211. На странице сайта Чикагской епархии, http://www.roca.org/life_of_archbishop_ieronim.htm, - возглавлял Миссию с 1923 по 1924 год.
[6] В Юбилейном сбронике, 211, указывается: "с назначением заведывать русским приходом в городе Хайланд Парк, штата Мичиган."
[7] По распоряжению Антиохийского патриарха Александра III.
[8] О хиротонии владыки Иеронима см. Виталий (Максименко), архиеп., Мотивы моей жизни, Нью-Йорк: Свято-Троицкий Монастырь (Джорданвилль), 1955, http://www.russian-inok.org/books/motivy.html
[9] По данным Юбилейного сборника. http://www.roca.org/life_of_archbishop_ieronim.htm ошибочно указывает что епископ Иероним оставлся на Монреальской кафедре вплоть до 1946 года.