Максим III (+ ок. 348-350), епископ Иерусалимский, святитель
Память 9 мая (Греч.), 26 августа (Груз.)
Епископ Максим известен под именем Максимон (греч. Μαξιμόνας) в "Панарионе" свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.) [1] и в трактате Александра Монаха "Об обретении Животворящего Креста" (VI-VII вв. [2]), а также как Максимиан у хронистов Евтихия Александрийского (X в.) [3] и Михаила Сирийца (XII в.) [4].
Вероятно, Максим был уроженцем Палестины. В период гонений имп. Максимина II Дайи (305-313) на Востоке Максиму за исповедание христианства выкололи правый глаз, подрезали или обожгли левую ногу и между 308 и 311 годами отправили его на работы в рудники [5].
После прекращения гонений в 313 году Максим вошел в состав клира. Однако затем о нем нет сведений до начала 330-х годов, когда еп. Макарий Иерусалимский пытался возвести его на кафедру г. Лидды (Диосполя). Максим был в то время пресвитером в Иерусалиме, народ весьма уважал его и заставил еп. Макария определить своим помощником и преемником на Иерусалимской кафедре. Историк Созомен (V в.) сообщил, что еп. Макарий принял такое решение, чтобы воспрепятствовать арианам завладеть Иерусалимской кафедрой после его смерти [6]. Вероятно, можно считать, что такое объяснение Созомена появилось под влиянием событий во время арианской смуты. В истории неудавшегося возведения Максима на кафедру Лидды не ясно, было ли избрание Максима согласовано еп. Макарием с еп. Евсевием Кесарийским, который официально являлся митрополитом всей Палестины. Возможно, что избрание Максима не было утверждено еп. Евсевием, и по этой причине свт. Макарий отказался от него, но Максим был избран преемником еп. Макария с согласия еп. Евсевия.
Об обстоятельствах перехода Иерусалимской кафедры к еп. Максиму после смерти еп. Макария сведения источников также противоречивы. Созомен упоминает о том, что Максим, уже будучи епископом, присутствовал на Тирском Соборе в июле-сентябре 335 года. Византийский хронист Феофан Сигрианский (IX в.) указывает начало епископства Максима дважды - в 326/7 и 334/5 годах. [7]. Согласно хронике Евтихия Александрийского, Максим стал епископом в 29-й год правления имп. Константина, т. е. между июлем 334 и июлем 335 года.
На Тирском Соборе епископ Максим примкнул к партии обвинителей свт. Афанасия Великого, одним из лидеров которой был еп. Евсевий Кесарийский, и поддержал низложение святителя [8]. В "Церковной истории" Руфина (нач. V в.) приводится рассказ об исп. Пафнутии, который во время гонений получил те же увечья, что и еп. Максим. Пафнутий, взяв еп. Максима за руку, подвел его к месту, где сидели единомышленники свт. Афанасия, и сказал, что не должно человеку, пострадавшему за веру, принимать сторону нечестивых ([9]). Этот рассказ едва ли достоверен и представляет собой скорее всего апологию поведения еп. Максима на Соборе. После завершения Тирского Собора почти все его участники переехали в Иерусалим, где 13-20 сентября 335 года состоялся еще один Собор и освящение новой базилики Воскресения Христова. Еп. Максим несомненно здесь присутствовал. Иерусалимский Собор, видимо, принял неофициальное решение о возвращении Ария в лоно Церкви, с чем Максим III также должен был согласиться [10].
Позиция еп. Максима изменилась с началом правления имп. Констанция II (337-361). Так, в 338 году он не участвовал в Антиохийском Соборе, повторно объявившем о низложении свт. Афанасия Великого. Также он не присутствовал на Соборе 341 года, который освятил Великую базилику ("Золотой храм") в Антиохии. Это отсутствие еп. Максима на торжественных церковных мероприятиях древние историки Церкви объясняли как свидетельство перемены его взглядов [11]. Арианский историк Филосторгий (нач. V в.) прямо указывал, что еп. Максим в это время склонился к мнению свт. Афанасия [12]. Вероятно, на решения еп. Максима повлияла также смерть еп. Евсевия Кесарийского (339/40). Ни о каких конфликтах еп. Максима с еп. Евсевием не известно. Возможно, на Тирском Соборе Максим просто принял сторону своего митрополита, не вникая в суть дела. Однако в 340 году кафедру Кесарии занял умеренный арианин Акакий, к арианству также склонялся и имп. Констанций II.
Подпись еп. Максима присутствует в актах Сардикийского Собора 343 года [13]. Однако он не присутствовал на нем, а подпись, означавшая согласие со спорными постановлениями, была поставлена позже, в 346 году, когда свт. Афанасию было позволено вернутся из ссылки в Александрию. Во время путешествия свт. Афанасия из Антиохии в Египет еп. Максим принимал его в Иерусалиме, где состоялся Собор Церкви Палестины, который объявил о поддержке оправдания свт. Афанасия. Большинство палестинских епископов вступили в общение с ним. В "Апологии против ариан" свт. Афанасий привел окружное послание этого Собора, адресованное народу и клиру Египта, Ливии и Александрии [14]. Сократ Схоластик, довольно критично настроенный к еп. Максиму, указывает, что многие противники епископа видели в этом решении не более чем соглашательство Максима, который торжественно примирился со свт. Афанасием именно тогда, когда Афанасий был уже реабилитирован имп. властью [15].
Время и обстоятельства завершения епископата Максима весьма сложны для реконструкции. Согласно сведениям Сократа Схоластика и Созомена, Максим был низложен арианствующими епископами Акакием Кесарийским и Патрофилом Скифопольским и заменен пресв. Кириллом, которого ариане на тот момент считали своим сторонником [16]. Дата событий в этих источниках не определена; ориентировочно ок. 350 года. Эта точка зрения преобладает в трудах позднейших византийских историков, в т. ч. у Феофана Исповедника (IX в.) [17]. Никита Хониат (XIII в.), анализируя данные ранних историков, соотносил низложение Максима со смертью имп. Константа (350), покровителя свт. Афанасия Великого. После его смерти имп. Констанций II вновь получил свободу в принятии решений в пользу арианской партии [18]. В "Древнем синодике" (после 886) низложение еп. Максима было показано как следствие решений, принятых на Соборе 346 года. Согласно этой версии, еп. Акакий Кесарийский, пользуясь своим правом митрополита, созвал в Иерусалиме новый Собор и на нем низложил Максима.
Видимо, более достоверную версию событий изложили блж. Иероним Стридонский (кон. IV в.) и Проспер Аквитанский (ок. 433), которые указывали, что еп. Максим умер в 348 году, оставаясь на кафедре [19]. Захват Иерусалимской Церкви арианами у Проспера представлен как следствие кончины еп. Максима: "Максим, 40-й епископ Иерусалима, после Макария умирает; после него Церковь захватывают ариане". Повествование блж. Иеронима противоречиво, но оно позволяет прояснить, каким образом уже в V веке сложилась легенда о низложении Максима. По Иерониму, незадолго до смерти еп. Максим назначил своим преемником Ираклия. Как и свт. Макарий в 330-х годах, Максим действовал, опасаясь, что после его смерти Церковь будет захвачена арианами. Тайным противником Максима в Иерусалиме стал Кирилл, которого Максим ранее рукоположил во пресвитера и обязал наставлять оглашенных. При этом, согласно блж. Иерониму, в угоду Акакию, обещавшему ему кафедру, Кирилл отказался от своего пресвитерского сана, признав свое рукоположение незаконным и согласившись вновь стать диаконом, чтобы потом пройти пресвитерское рукоположение вторично. Эта интрига позволяла арианам в Палестине признать незаконными все рукоположения, совершенные Максимом. Однако такая сложная процедура едва ли могла быть реализована одним еп. Акакием Кесарийским по сговору с Кириллом. Вероятно, в это время состоялся Собор, о котором упоминается в "Древнем синодике". Однако Собор был направлен не против Максима, который к тому моменту уже скончался, а против законности совершенных им рукоположений, чтобы не допустить на кафедру ставленника Максима Ираклия. Вероятно, из этой версии событий позднее появилось представление о низложении Максима. Дата этих событий, приведенная блж. Иеронимом и Проспером, является единственно надежной.
Византийские и ближневосточные авторы непоследовательны в изложении истории еп. Максима. Хронисты Феофан Сигрианский и патриарх Никифор I Константинопольский (IX в.) считали, что епископство Максима III продолжалось только семь лет. Феофан датировал низложение Максима 355/6 годом, хотя уже ранее, под 340/41 годом, указывал начало епископства свт. Кирилла [20].
Еп. Максим впервые упоминается как святой в Житии свт. Афанасия из корпуса Симеона Метафраста (X в.) [21]. Однако его литургическое почитание нигде за пределами Иерусалима не зафиксировано. Его имени нет в византийских Синаксарях и западных Мартирологах. Он упоминается в некоторых средневековых дополнениях (XIV-XVI вв.) к Мартирологу Узуарда под 30 апреля, что является следствием смешения с одноименным Максимом, мч. Асийским, пострадавшим в гонение имп. Декия.
Память еп. Максима под 5 мая в Римском Мартирологе была, видимо, произвольно выбрана кард. Ц. Баронием в XVI веке. Под 26 августа имя Максима значится только в грузинских палестинских календарях X века [22].
Литература
- ActaSS. Mart. T. 2. P. 628-631;
- Maii. T. 2. P. 7-9;
- Socr. Schol. Hist. eccl. II 8;
- Sozom. Hist. eccl. I 10; II 20, 25; III 6;
- Theodoret. Hist. eccl. II 26; V 40;
- Rufin. Hist. eccl. X 18;
- Cassiod. Hist. eccl. tripart. I 10; IV 9 // CSEL. 71. P. 30, 165;
- Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 46; IX 5, 26 // PG. 146. Col. 181, 232, 325;
- The Synodicon Vetus / Ed. J. Duffy, J. Parker. Wash., 1979;
- Ps.-Dionys. Chron. [Vol. 3]. P. 130;
- MartRom. Comment. P. 172;
- Mansi. T. 3. P. 17;
- Papebrochius D. Tractatus praeliminaris de episcopis et patriarchis Sanctae Hierosolymitanae Ecclesiae // ActaSS. Maii. T. 3. P. XVII-XVIII;
- Pauly, Wissowa. Suppl. Bd. 5. Col. 676;
- Stiernon D. Massimo // BiblSS. Vol. 9. Col. 48-57;
- Le Quien. OC. T. 3. P. 155-157;
- Honigmann E. Juvenal of Jerusalem // DOP. 1950. Vol. 5. P. 215;
- Fedalto. Hierarchia. P. 1000, 1026;
- Nuffelen P., van. The Career of Cyril of Jerusalem // JThSt. 2007. Vol. 58. P. 134-146.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев. "Максим III" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 35-37
- Житие на сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) (греч.)
[1] Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 73, 83 // PG. 42. Col. 197, 448
[2] Alexander Monachus. De inventione Sanctae Crucis // PG. 87. Col. 4064
[3] Eutych. Annales // PG. 111. Col. 1009-1010
[4] Mich. Syr. Chron. T. 1. P. 262; T. 4. P. 133
[5] Euseb. De mart. Palaest. 8.1; Philost. Hist. eccl. III 12
[6] Sozom. Hist. еccl. II 20
[7] Theoph. Chron. P. 27, 30
[8] Socr. Schol. Hist. eccl. II 8
[9] Rufin. Hist. eccl. X 17
[10] Euseb. Vita Const. IV 41-48; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 7-19, 71-87; Rufin. Hist. eccl. X 11, 16-17; Philost. Hist. eccl. II 11; Socr. Schol. Hist. eccl. I 28-36; Sozom. Hist. eccl. II 25-28; III 7; Theodoret. Hist. eccl. I 28-31; Chron. Pasch. P. 531
[11] Socr. Schol. Hist. eccl. II 8; Sozom. Hist. eccl. III 6, 8
[12] Philost. Hist. eccl. III 12
[13] Mansi. Т. 3. Col. 69
[14] Atahanas. Alex. Apol. contr. ar. 57
[15] Socr. Schol. Hist. eccl. II 24
[16] Socr. Schol. Hist. eccl. II 38; Sozom. Hist. eccl. IV 20
[17] Theoph. Chron. P. 41-42
[18] Nicet. Chon. Thesaur. V 15 // PG. 139. Col. 1374
[19] Hieron. Chron. AD 348 // PL. 27. Col. 684; Prosper. Chron. // PL. 51. Col. 578
[20] Theoph. Chron. P. 36, 41
[21] Vita S. Athanasii // PG. 25. P. CCXXXVIII
[22] Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 312-313