Свт. Кирилл Иерусалимский |
Память 18 марта
Родился в Иерусалиме в 315 году и был воспитан в строгом христианском благочестии. Достигнув совершеннолетия, он принял монашество, а в 346 году стал пресвитером. В 350 или 351 году после смерти архиепископа Максима он стал его преемником на Иерусалимской кафедре.
Живя во время наибольших смут в церкви от ариан, он трижды был свергнут ими с епископской кафедры.
Низложенный Сардикийским Собором еретик Акакий, бывший митрополитом Кесарийским, решил изгнать святителя Кирилла, пользуясь содействием императора (интересно, что именно Акакий Кесарийский в свое время поставил свт. Кирилла во еписопы). Когда в Иерусалиме наступил сильный голод, святитель Кирилл на дела милосердия истратил все свое имущество. Так как голод не прекращался, святитель начал продавать церковные вещи, покупая на вырученные деньги пшеницу для голодающих. Враги святителя распустили слух, будто бы видели в городе женщину, плясавшую в священном облачении. Воспользовавшись этим слухом, еретики силой изгнали святителя.
Святитель нашел приют у епископа Сильвана в Тарсе. После этого в Селевкии собрался Поместный Собор, на который прибыло около 150 епископов. Среди них был и святитель Кирилл, которого митрополит Акакий Кесарийский хотел не допустить к заседаниям, но Собор не согласился. Тогда Акакий покинул Собор и перед императором и патриархом-арианином Евдоксием оклеветал и Собор и святителя Кирилла. Император подверг святителя заточению.
Когда воцарился император Юлиан Отступник (361 - 363), он, якобы из благочестия, отменил все постановления Констанция, направленные против православных. Святитель Кирилл вернулся к своей пастве. Через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отрекся от Христа. Он позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить.
После этого небесного подтверждения предсказания святителя Кирилла, его снова изгнали, а кафедру Иерусалимскую занял святой Кириак. Но вскоре святой Кириак претерпел мученическую кончину (+ 363, память 28 октября).
После гибели императора Юлиана святитель Кирилл вернулся на кафедру, но в правление императора Валента (364 - 378) в третий раз был отправлен в ссылку. Лишь при святом благоверном царе Феодосии Великом (379 - 395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности. В 381 году святитель Кирилл участвовал во II Вселенском Соборе, который осудил ересь Македония и утвердил Никео-Цареградский символ.
Скончался святитель Кирилл в 386 году.
Был ли свт. Кирилл арианином?
Иероним Стридонский и др. его самого причисляют к арианам на том основании, что посвящение в епископы он получил от арианина — Акакия (епископа кесарийского) и затем долго дружил с полуарианами. В пользу этого мнения говорит и то, что Кирилл не употреблял в своих сочинениях слова единосущный (όμοούσιος) об Иисусе Христе, как и слова ипостась, в смысле, установленном Никейским собором, и хотя принимал символ никейский, но в церковной практике предпочитал пользоваться древним местным символом церкви иерусалимской.
Однако, он присутствовал на II Вселенском Соборе как епископ православный, и в актах собора упоминается как "подвизавшийся против ариан"; Феодорит Кирский называет его "поборником учения апостольского". По образу мыслей Кирилл Иерусалимский был, по-видимому, близок к знаменитому Евсевию, епископу соседней с Иерусалимом Кесарии Палестинской, сочинениями которого он пользовался в своих поучениях. Не обладая силой и глубиной ума великих отцов Церкви IV в., Кирилл имел, однако, хорошее образование не только богословское, но и общее.
Труды
Из проповедей его (импровизаций, записанных его слушателями), огласительные (κατεκετικάι) и тайноводственные (μισταγωγικάι) поучения, в числе 24-х, имеют важное значение для истории христианских догматов, таинств и обрядов.
В основе огласительных поучений лежит подробное разъяснение Символа веры. Святитель предлагал христианину записать Символ веры "на скрижали сердца". "Члены веры, - учит святой Кирилл, - составлены не по человеческому измышлению, но из всего Писания собрано все важнейшее и таким образом составлено одно вероучение. Как горчичное семя в малом зерне заключает множество ветвей, так точно и вера в нескольких изречениях совмещает все учение благочестия Ветхого и Нового Завета".
Некоторые протестантские богословы (в особенности Риве, Риффель и Уден) старались доказать, что автором этих поучений свт. Кирилл не был, но в настоящее время принадлежность их Кириллу Иерусалимскому стоит вне всякого сомнения, хотя последние пять поучений (тайноводственные) сделались известными в литературе не ранее как два века спустя после его смерти. Кроме поучений, известны еще следующие сочинения Кирилла Иерусалимского: послание к императору Констанцию о явлении в 351 г. креста под Голгофой, беседа "О расслабленном" и отрывки из беседы "О претворении Иисусом Христом воды в вино в Кане".
Издание сочинений свт. Кирилла Иерусалимского:
- Morel (П., 1564);
- Prévot (П., 1608);
- Milles (Oxford, 1703);
- Touttée (П., 1720 и Венеция, 1763, лучшее из всех);
- Reisel et Kupp (1848);
- Migne, в "Patrologia cursus" (ser. graeca, t. XXXIII, перепечатано издание Touttée; русский перевод, Москва, 1855).
Для установления подлинного греческого текста творений Кирилла Иерусалимского весьма важны древние славянские переводы их, хранящиеся в московской синодальной библиотеке (см. описание ее, Горского и Невоструева).
Молитвословия
Кондак, глас 4
Языком твоим, мудре,/ Божественными вдохновеньми просветил еси твоя люди/ едину чести Троицу,/ Естеством нераздельну, разделяему же Лицы./ Темже, радующеся, всесвятую твою память празднуем,/ иже к Богу молитвенника тя предлагающий.
Литература
- Н. И. Барсов, "Представители догматико-полемического типа проповеди в IV в." (Харьков, 1886);
- Touttée (при его издании сочинений Кирилла Иерусалимского), "De vita et rebus gestis, de scriptis et de doctrina Cyrilli";
- Tillemont, "Mémoires..." (т. VIII);
- Oudin, "De script. eccesiast." (т. I);
- Ceiller, "Histoire générale des auteurs" (т. VI, по изданию 1860 г.);
- монографии:
- Plitt, "De Суrilli orationibus, quae exstant" (Гейдельберг, 1855);
- Marquardt, "S. Cyrillus, baptismi, chrismatis, eucharistiae interpres" (Лейпциг, 1882);
- архимандрит Порфирий, "Кирилл Иерусалимский", в "Прибавлениях к творениям св. отцов" (в русском переводе, 1855).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Страницы календаря портала Православие.Ru: