Бюст Максимина Дазы. Красный порфир. Начало IV в. Каир |
Родился 20 ноября 270 года в сельской местности в Иллирике, близ римской колонии Феликс Ромулиана (ныне Гамзиград, Восточная Сербия), племянник (сын сестры) Максимиана Галерия. Был пастухом, затем Галерий усыновил его, и Максимин сделал военную карьеру. К 305 году Максимин был военным трибуном. 1 мая 305 года в Никомидии (ныне Измит, Турция) Галерий был провозглашен августом, а Максимин стал его соправителем, получив титул цезаря и управление диоцезами Востока и Египта; его основной резиденцией стала Антиохия.
Максимин продолжал жестокие гонения на христиан, начатые в 303 году имп. Диоклетианом и поддержанные имп. Галерием. Уже действовавшие антихристианские эдикты в 306 году Максимин дополнил требованием от наместников провинций добиваться от граждан принесения жертв языческим богам [1]. Максимин неоднократно лично вел судебные процессы против христиан и присутствовал при казнях. 20 ноября 306 года Максимин был на праздновании своего дня рождения в Кесарии Приморской, и в этот же день на арене был растерзан зверями мч. Агапий [2].
Отношения между Максимином и Галерием постепенно становились все более натянутыми, однако причины их начавшейся вражды неизвестны. В ноябре 308 года на имп. совещании в Карнунте Галерий отказался даровать Максимину титул августа и сделал своим новым соправителем Лициния, вероятно в противовес Максимину. В начале 309 года Галерий ввел новый титул - "сыновья августов", которыми провозгласил Константина и Максенция, вновь обойдя Максимина [3]. С этого времени между Максимином и Галерием началась открытая вражда.
В мае 309 года Максимин при содействии своих войск на Востоке провозгласил себя августом [4]. Галерий не признал это и объявил, что в империи есть только четыре августа: он сам, Лициний, Константин и Максенций. Войны между Максимином и Галерием не произошло, вероятно из-за смерти последнего в мае 311 года. Узнав о кончине Галерия, Максимин двинул войска из Сирии на запад, быстро поставил под свой контроль Малую Азию и заключил соглашение с Лицинием, который управлял Балканами [5]. Резиденцией Максимина стала Никомидия, и тем самым он мог претендовать на роль основного наследника Галерия. Летом 311 года сын Максимина Максим и Кандидиан, сын Галерия, были провозглашены цезарями. Состоялась также помолвка Кандидиана с дочерью Максимина [6].
Двухлетнее единоличное правление Максимина на Востоке (311-313) отмечено продолжением борьбы против христиан. Максимин среди всех тетрархов рубежа III и IV веков оказался наиболее последовательным гонителем христиан. Эдикт Галерия о веротерпимости 311 года в диоцезах Максимина, видимо, не успел вступить в силу. Осенью 311 года эдикт был официально отменен; репрессии были усилены [7]. К прежним ограничениям в отношении христиан Максимин добавил запрет собраний не только в городах, но и на кладбищах вне городов под страхом казней с увечьями [8]. Максимин организовывал и некую идеологическую борьбу против христиан: с его одобрения на Востоке распространялось апокрифическое сочинение "Акты Пилата". 25 ноября 311 года были казнены архиеп. Петр I Александрийский и несколько его приближенных клириков, пострадал свт. Мефодий Патарский.
Пытаясь укрепить положение римского традиционного жречества, Максимин попытался провести амбициозную реформу. Летом 311 года в адрес Максимина были организованы массовые петиции от жителей различных городов с просьбами "восстановить древнюю религию". Как бы в ответ на них Максимин объявил об учреждении во всех городах поста "великого жреца" (греч. ἱερεὺς τῶν ξοάνων, ἀρχιερεύς; лат. sacerdos maximus), которые должны были объединить под своей властью все традиционные религиозные корпорации и следить за правильным исполнением ритуалов и почтением к богам [9]. Краткий срок правления Максимина не позволил воплотить в полной мере эти преобразования.
В 312 году положение Максимина осложнилось. В ходе противостояния между императорами он заключил союз с Максенцием в Италии, но поражение Максенция от Константина оставило Максимина один на один с коалицией Константина и Лициния, которые контролировали всю Европу и Карфагенскую Африку. В этот же период есть сведения о голоде и об эпидемии на Востоке империи. Эти перемены, а также давление Константина побудили Максимина изменить политику. Константин отправлял послания к Максимину, требуя от него прекратить преследование христиан [10]. Вероятно, в конце 312 года Максимин издал собственный эдикт о веротерпимости, и гонения были прекращены [11].
Однако, даже отказавшись от преследований, Максимин приобрел репутацию гонителя в глазах большинства жителей империи, и его противники Лициний и Константин в 313 году активно использовали это, объявив войну против Максимина религиозной борьбой за освобождение и христиан и всех римлян от тирании. В начале 313 года, после встречи Константина и Лициния в Медиолане (ныне Милан, Италия), их союз против Максимина окончательно сложился. Получив помощь от Константина, Лициний начал готовить наступление на Максимина. Однако тот напал первым и в конце зимы 313 года овладел Византием и Ираклией Фракийской. После прихода во Фракию главных сил Лициния 30 апреля 313 года произошло большое сражение между Лицинием и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в котором Максимин был разбит и бежал в Малую Азию. Он начал собирать новую армию в Каппадокии, но вынужден был продолжать отступление в Киликию и Сирию.
Вероятно, в августе 313 года [12] Максимин умер в Тарсе (Киликия, ныне Тарсус, Юго-Восточная Турция), неожиданно для современников и, видимо, случайно [13]. Описания его смерти в источниках различны. Лактанций рассказал о том, что Максимин решил покончить с собой, принял яд и несколько дней умирал в страшных мучениях [14]. По мнению Евсевия Памфила, Максимин умер от внезапной тяжелой болезни, которую он называет бичом Божиим, или божественным огнем [15]. Максимин был похоронен в Тарсе. С его смертью Восток империи отошел полностью под власть Лициния.
Литература
- Seeck O. Daia // Pauly, Wissowa. Т. 4. Sp. 1986-1990;
- PLRE. Vol. 1. P. 579;
- Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Camb. (Mass.), 1981;
- idem. New Empire of Diocletian and Constantine. Camb. (Mass.), 1982;
- Grant R. M. The Religion of Maximin Daia // Idem. Christian Beginings: Apocalypse to History: [Pt.] 9. L., 1983. P. 151-164;
- Фёдорова Е. В. Императорский Рим в лицах. Смоленск, 19952;
- Тюленев В. М. Лактанций: Христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000;
- DiMaio M. Maximinus Daia // www.roman-emperors.org/daia.htm;
Использованные материалы
- И. Н. Попов. "Максимин II Дайя" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 137-138
[1] Euseb. De mart. Palaest. IV 8
[2] Euseb. De mart. Palaest. VI 1
[3] Lact. De mort. persecut. 32. 5
[4] Lact. De mort. persecut. 32. 5; Euseb. Hist. eccl. VIII 13
[5] Lact. De mort. persecut. 36. 2
[6] Lact. De mort. persecut. 50. 7; Euseb. Hist. eccl. IX 11. 7
[7] Euseb. Hist. eccl. IX 7
[8] Euseb. Hist. eccl. IX 2, 7
[9] Lact. De mort. persecut. 36. 3-7; Euseb. Hist. eccl. VIII 14; IX 2-5, 7, 9; Idem. De mart. Palaest. 9 2; Idem. Praep. Evang. IV 2. 6; CTh. XIII 10. 2; Grant. 1983
[10] Lact. De mort. persecut. 37. 1
[11] Euseb. Hist. eccl. IX 10
[12] см.: Grant. 1983. P. 164
[13] Eutrop. Breviar. X 4. 4; Zosim. Hist. II 17. 3; Aur. Vict. Epitom. 40. 8
[14] Lact. De mort. persecut. 49. 3-7
[15] Euseb. Hist. eccl. IX 10. 13-15; Idem. Vita Const. I 58-59