Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Перенаправлено со статьи "ТАВРИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Симферопольский Петропавловский собор
Симферопольский Петропавловский собор
Симферопольская и Крымская епархия Крымской митрополии Русской Православной Церкви

Первохристианский период и расцвет Византии

Для русских земель Крым является колыбелью Православия – здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, здесь принял святое крещение равноапостольный великий князь Владимир. После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века, православные иерархи пребывают на полуострове почти без перерывов.

Уже в 96 году в Крым, который был тогда местом ссылки на окраинах Римской империи, был сослан для тяжких работ святитель Климент Римский, и, по сказанию летописцев, нашел здесь христиан более 2000 человек. Ко времени его мученической кончины в 104 году в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим можно считать Инкерманский, куда был сослан святой Климент. В Крыму пострадали в те времена многочисленные мученики. В горных пещерах появились обители иноков уже в IV-V веках.

Вскоре в Крыму был образован ряд епархий – ко времени I Вселенского собора в 325 году существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена епархия Фульская; около VI века Готфийская (Готская) кафедра переместилась в Крым; а не позднее начала VIII века появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. Таким образом, в эпоху расцвета Византии на полуострове располагались пять епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готфии – земле переселившихся сюда готов, затем по большей части вытесненных гуннами. Епархии находились в ведении Константинопольского патриарха.

Волны завоеваний

В политическом отношении, при том что Восточная Римская империя вплоть до падения Константинополя в 1453 году удерживала хотя бы часть морского побержья, она постоянно соседствовала с разными, зачастую враждебными и иноверными, народами. В массе принявшие арианство готы долго сохраняли государственность в княжестве Феодоро. Затем пришли гунны, в VIII-IX веках, полуостров завоевали иудаисты-хазары, а после разгрома Хазарского каганата сюда бежали общины караимов. Волны нашествий тюркских племен (обров-аваров, тюрков-торков, кипчаков-половцев) шли непрерывно в течение трехсот лет и завершились завоеваниями монгольских орд в XIII веке. Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. К XII веку здесь существовало три епархии: Судгейско-Фульская, Херсонесская и Готфейская, в ведении Константинопольских патриархов. В 1394 году Херсонесская епархия была присоединена к Готфийской.

В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошел в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. В 1485 году была образована новая Кафская епархия, в то время как, по некоторым данным, Сурожская была присоединена к Готфийской [1]. К концу XVII Кафская епархия также была присоединена к Готфийской и в Крыму осталась лишь одна кафедра. Иерархи Готфийские управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода большей части православных в 1778 году, во главе с митрополитом Готфийским Игнатием (Гозадини), в пределы Российской империи.

В составе русского государства

В апреле 1784 года земли аннексированного Россией в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской епархии. К этому времени большинство церквей и все монастыри были заброшены и разграблены, т.к. православное население в массе своей ушло в Россию несколькими годами раньше. Готфийская епархия продолжала существовать в составе Славянской вплоть до 1786 года, после чего до 1799 года ей приемствовала полусамостоятельное Феодосийское викариатство.

Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года – Херсонскими владыками. Поначалу, из-за влияния секулярного "просвещения," Россия делала очень мало для христианизации края. В первые семьдесят лет русской колонизации не было сделано ничего для возрождения христианских святынь эпохи владычества православной Восточной Римской империи, хотя повсюду сохранялись развалины древних церквей и монастырей. При этом правительство способствовало заселению края разнородными иностранцами, в большом количестве сектантами и раскольниками, а около пятидесяти лет после аннексии господствующей религией там оставалось мусульманство.

Положение изменилось лишь в середине XIX века, когда Святейший Синод получил возможность восстанавливать здесь старые монастыри и основывать новые. Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Крыма, на территории полуострова была учреждена самостоятельная Таврическая епархия, будучи выделена из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала быстро шириться - менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При святителе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал "Таврические епархиальные ведомости".

После начала революционной смуты в 1917 году для Православия всей бывшей Российской империи настали времена испытаний. В 1920–30-е годы Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям: закрывались монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы.

С 1922 по 1933 год также существовала Симферопольская обновленческая епархия.

В пределах Украинской Православной Церкви

Православие в Крыму стало возрождаться лишь в конце 1980-х годов. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостоятельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года.

20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.

В Русской Православной Церкви

7 июня 2022 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви епархия перешла в непосредственное каноническое и административное подчинение патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду и была включена в состав новообразованной Крымской митрополии.

Исторические названия

  • Таврическая и Симферопольская (16 ноября 1859 - ? 1920-е)
  • Симферопольская и Таврическая ?
  • Симферопольская и Крымская (c 1944)

Статистика

  • 1 января 1958 [2] - 48 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 2000 - 350 приходов, 8 монастырей [3].
  • ок. 2004 - 483 прихода; 281 священнослужитель [4].
  • 1 января 2008 - 532 прихода, 9 зарегистрированных монастырей и 7 в стадии регистрации; 70 храмов и 462 молитвенных дома; 19 благочиний [5].

Архипастыри

Викарные епархии

География благочиний

Монастыри

Также на территории епархии - ставропигиальный Севастопольский Паисиевский монастырь

Епархиальные отделы

  • миссионерский
  • религиозного образования
  • социального служения
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами
  • издательский
  • паломнический
  • православной культуры
  • юридический
  • пресс-служба

Учебные заведения

Средства массовой информации

  • газета Таврида православная
  • газета Вестник Евпаторийского благочиния
  • газета Живоносный источник, г. Алушта
  • газета Покровский листок, г. Севастополь
  • радио- и телепередачи

Церковно-общественные организации

  • центр помощи жертвам тоталитарных сект
  • Объединение православной молодежи Крыма
  • Благотворительный центр социальной помощи

Литература

  • Родионов М., Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии: Общий и частный обзор, Симферополь, 1872.
  • Гермоген (Добронравов), Таврическая епархия, Псков, 1887, [2], 524 с., 1 л. табл.
  • Церковные Ведомости, Прибавление, 1895, № 40, 1385-1386.
  • Дурново, Иерархия..., т. 1, 118 (прим. 1), 220; т. 2, 213.
  • Покровский Л. П., Адрес-календарь по Таврическому епархиальному ведомству на 1912 г., Симферополь, 1912, 363 с. разд. паг.
  • Тур В., Православные монастыри Крыма в XIX - начале ХХ вв., Киев: Стилос, 2006.

Использованные материалы



[1]  По другим данным - Сурожская была присоединена к Кафской в 1616 году.

[2]  Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

[3]  Звезда Рождества, № 50, http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/50.html

[4]  По статье Справочника РПЦ 2000-2004, http://ezh.sedmitza.ru/index.html?did=122

[5]  Страница официального сайта Симферопольской епархии, http://www.crimea.orthodoxy.su/History/index.html

[6]  По другим данным - до 20 июня 1992. См. Василий (Златолинский).

[7]  Состоялось заседание епархиального совета // официальный сайт Симферопольской епархии, https://crimea-eparhia.ru/197-events/word-of-the-ruling-bish...hii

Редакция текста от: 17.12.2023 09:59:09

"СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google