ВЫСОКИЕ ДЕЧАНЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Монастырь Высокие Дечаны. Вид сверху.
Монастырь Высокие Дечаны. Вид сверху.
Царская лавра Высокие Дечаны в честь Вознесения Господня (серб.: Високи Дечани), мужской монастырь Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

Расположен в живописной долине реки Быстрицы в окружении высоких гор и густых лесов, в нескольких километрах к западу от посёлка Дечаны, в 17 км южнее города Печ.

Монастырь был построен в 1327-1335 годах святым королем Стефаном Дечанским, названным так в честь основанной им обители, и его сыном царем Стефаном Душаном. Работу осуществляли строители под началом францисканского монаха Вита из приморского Котора [1]. Грамота об основании датирована 1330 годом. В 1331 году король святой Стефан Дечанский преставился и был похоронен в стенах монастыря, который с того времени превратился в место паломничества. Монастырь был посвящен Вознесению Господню и стал самым величественным в средневековой Сербии - большие размеры и характерный стиль монастырского храма выделяли его среди всех прочих. Высота монастырской церкви дала обители название "Высоких" Дечан. Строительство продолжалось до 1335 года, после чего была выполнена роспись стен. Роспись велась силами многочисленной артели, собранной для этого со всей страны, и была завершена только к 1350 году. В средневековье в Дечанах было создано много выдающихся произведений церковного искусства: фрески и иконы, рукописные книги и церковные стихи.

Эпоха реставрации Печской Патриархии, во второй половине XVI века, стала самым благоприятным периодом истории монастыря. В это время и на протяжении XVII века монастырская ризница, библиотека и другие монастырские здания пополнились драгоценными реликвиями. Особенно важной в этот период была работа монастырских книжников, переписывавших богослужебные и богословские книги.

Во время Великого переселения сербов и патриаршества Арсения (Черноевича) в конце XVII века монастырь был разграблен турками. Наступили тяжелые времена, когда монастырь едва сохранял численность своей монашеской братии.

В 1836 году князь Милош Обренович построил вспомогательное здание монастыря, а в 1849 году князь Александр Карагеоргиевич подарил монастырю мощи святого короля Стефана Дечанского. На протяжении XIX века были обновлены все монастырские здания. В начале XX века со Святой Горы Афон в Дечаны был приглашен иеросхимонах Кирилл (Абрамов) с русской братией для возрождения пришедшей в запустение обители. Через некоторое время монастырь вновь начал процветать. Позднее обитель возглавил другой русский подвижник, владыка Митрофан (Абрамов). В предвоенный период в монастыря действовала монашеская школа.

В марте 1992 года в обитель перешла группа монахов из Чернорецкого монастыря. Тогда же в Дечанах возродилось общежитие и монастырь скоро вырос в самую многочисленную мужскую обитель Сербской Церкви. День здесь начинался очень рано с утреннего богослужения по древнему Афонскому правилу. После завтрака все расходились на послушания в сад, огород, виноградник, пасеку, коровник и многочисленные мастерские. В горячую летнюю пору в сельскохозяйственных работах принимали участие все монахи, независимо от сана. Помимо хозяйственных обязанностей и работы на кухне, поочередно исполняемой всеми монахами, у каждого было особое послушание в иконописной, дуборезной, швейной мастерской. Отцы монастыря занимались издательской и миссионерской деятельностью.

Бомбардировки НАТО 1999 года и последующие события не смогли изгнать монахов из обители, хотя монастырь оказался в положении постоянной осады. Большую самоотверженность проявили охраняющие монастырь итальянские военные, которые блокировали любую попытку штурма со стороны албанцев. При этом во время войны монахи спасли жизни многим местным албанцам, нашедшим защиту в стенах монастыря. В 2004 году монастырь был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На начало 2000-х годов Дечанская обитель была православным сербским анклавом, со всех сторон окруженным агрессивно настроенным албанским населением. Братия годами испытывала на себе проявления ненависти - угрозы, провокации, негативные выпады в прессе. 30 марта 2007 года косовский албанец Етон Муляи с несколькими подельниками обстрелял строения монастыря из гранатомета, причем монастырь понёс значительный ущерб, хотя обошлось без человеческих жертв. При этом жизнь монастыря продолжалась по возможности в прежнем русле, причём дечанские иеромонахи приняли на себя также окормление некоторых окрестных приходов, оставшихся без постоянного священника.

Статистика

  • ок. 2008 [2] - 30 насельников, самый многочисленный мужской монастырь Сербии

Спасский храм Дечанского монастыря
Спасский храм Дечанского монастыря
В храме Пантократора.
В храме Пантократора.
Лоза Неманичей.  Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг.
Лоза Неманичей. Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг.

Спасский храм

Соборный храм в честь Вознесения Господня, во имя Спаса Вседержителя, 1327-1335 годов постройки, отличается сложной архитектурой, в которой прослеживается западное влияние - как готическое так и романское. Церковь отличается стройными, гармоничными пропорциями, богатством декоративного убранства. Храм представляет собой пятинефную базилику с трёхнефным притвором и куполом, облицованную квадрами тёсаного пурпурного, светло-жёлтого и чёрного мрамора. В архитектурном оформлении фасадов использованы романские и готические детали: лизены с аркатурным фризом на консолях, каменная пластика на порталах и капителях. Внутри поверхность выложена ониксом. Внешние скульптурные барельефы навеяны апокалиптическими образами.

Фресочная роспись, выполненная в 1335-1350 годах, состоит из более чем тысячи изображений и на начало XXI века является самым большим сохранившимся памятником средневековой монументальной живописи в Сербии. Живописный ансамбль носит энциклопедический характер и включает 20 отдельных циклов изображений. В их составе как традиционные сюжеты - Двунадесятые праздники, Страсти, Чудеса и Притчи Христовы, Богородичный цикл, Вселенские Соборы, Месяцеслов, Страшный Суд, жития святителя Николая, пророка Иоанна Предтечи, святых воинов Георгия и Димитрия, евхаристические и ветхозаветные композиции, так и более редкие: иллюстрации Книги Бытия, Деяний Апостолов, Притч Соломоновых, Акафиста, Книги пророка Даниила, Древо Иессеево и Лоза Неманичей. Особое внимание уделяется изображениям правителей Сербии, которые предстают в ктиторских композициях и в сцене, иллюстрирующей завершающую строфу Акафиста. Другим ярким нововведением стало изображение Чина проскомидии в жертвеннике, совершаемого первоиерархами Сербской Церкви святителями Саввой и Арсением. Стиль росписей академизирует художественные традиции эпохи Милутина. Сухость и бесстрастность этого искусства сочетается с яркой декоративностью ансамбля, изобилующего повествовательными деталями.

В монастырской ризнице сохранились произведения сербского ювелирного искусства, около 60 икон XIV-XVII веков - богатейшая коллекция икон в Сербии. Имеются деревянный иконостас XIV века, трон игумена и резная гробница святого короля Стефана Дечанского.

Настоятели

Святыни

Использованные материалы

  • "Монастырь Високи Дечани," информационный проект Српска.ру, 26 апреля 2008:
  • "Монастырь Високи Дечани вчера и сегодня," страница сайта инвестиций в недвижимость srbija.ucoz.ru по данным официального сайта Рашско-Призренской епархии:
  • DVD-ROM «Византийские фрески Сербии, Македонии, Черногории». Автор-составитель – М. Н. Бутырский



[1]  Имя фра Витта написано на южном портале Спасского монастырского храма.

[2]  Датировка по дате статьи. См. "Монастырь Високи Дечани," информационный проект Српска.ру, 26 апреля 2008, http://www.srpska.ru/article.php?nid=8079

Редакция текста от: 03.06.2016 14:27:35

"ВЫСОКИЕ ДЕЧАНЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google