ЖИРОВИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru
Жировицкий Успенский монастырь, 25 сентября 2010. Фотография Алексея Друпова с сайта sobory.ru
Мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в д. Жировичи, ставропигия Белорусской Православной Церкви в черте Новогрудской епархии

Главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Жировицкой Божьей Матери.

История

Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году. После сооружения на месте обретения иконы деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход.

Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Около 1520 года случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона, после чего она была чудесно обретена второй раз.

Впоследствии в Жировичах образовался монастырь, впервые он упоминается в документах в 1587 году.

Униатский монастырь

В период борьбы за православную веру по требованию Виленского трибунала в 1609 году в Жировичах была принята уния, а с 1613 года монастырь перешёл в руки ордена базилианцев. Поскольку в монастыре оставалась чудотворная икона, почитаемая народом, он продолжал оставаться центром духовной жизни края.

На месте сгоревшей церкви в 1613 году был заложен каменный собор Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и по сегодняшний день.

В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировицкий монастырь был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, который писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали... и воевали сентября по 1-е число» [1]. Вероятно, вскоре монастырь был восстановлен, иначе созыв в нем в 1658, 1659, 1661 гг. генеральных капитулов ордена василиан был бы невозможен. Конгрегация 1661 г. выразила особую благодарность свящ. Самсону Борейше за то, что он сумел сохранить монастырь.

В начале XVIII в. в связи с Северной войной Речь Посполитая оказалась разделенной на враждующие группировки сторонников Швеции и России. Во время боевых действий базилиане вывозили ценное имущество Жировицкого монастыря вглубь Польши. Монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию.

В 1710 г. в Белоруссии и Литве отмечены вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Тогда же в Жировичах умерло несколько сот униатских монахов, по преданию, в живых остался только один иеромонах. Умерших во время эпидемии хоронили не только на кладбище, но и на территории монастыря, и на монастырских огородах.

После 1710 г. монастырь возродился, строились новый братский корпус, ограда и др. помещения.

В XVII-XVIII вв. Жировицкий монастырь был значительным книжным центром. В 1636 г. василианская конгрегация постановила ежегодно покупать для его библиотеки книги. Церковный регент Гилярион Скрозинский пожертвовал на эти цели 3500 золотых. В нач. XIX в. в монастырь поступили книги брестских иезуитов и василиан. В обители переписывались книги, существовала небольшая типография. В монастырской библиотеке хранилось большое собрание церковнославянских, старобелорусских, польских, латинских рукописных и печатных книг. В XIX в. часть библиотечного и архивного собрания Ж. м. была вывезена в Россию еп. Павлом (Доброхотовым), др. часть была передана в Виленскую публичную библиотеку. Эти фонды сохранились в собрании Российской БАН (С.-Петербург) и БАН Литвы (Вильнюс).

В 1795 году в результате 3-го раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 году в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, монастырский Успенский собор стал кафедральным.

В 1820-х гг. в обители началась подготовка к воссоединению западнорусских униатов с Православной Церковью. Указом имп. Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в мон-ре была открыта (вместо начального училища) греко-католическая духовная семинария, ректором которой стал Антоний (Зубко), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. В 1839 г. семинария была преобразована в православную Литовскую духовную семинарию с низшим духовным училищем.

Воссоединение с Православной Церковью

В 1830-х гг. началось «очищение» обряда униатов от католических наслоений, в храмах Жировицкого монастыря, как и во всей Литовской епархии, были упразднены боковые престолы, статуи, органы, устроены иконостасы по чину православной Церкви. 12 феврале 1839 г. Собор униатского духовенства в Полоцке принял акт о присоединении к Православию. Из деятелей, подготовивших воссоединение белорусско-литов. униатов, в Жировичах жили и трудились митр. Иосиф (Семашко), архиепископы Антоний (Зубко), Михаил (Голубович), епископы Павел (Доброхотов), Игнатий (Железовский), протопр. Антоний Тупальский, прот. Плакид Янковский и др. В монастыре погребены архиеп. Минский и Бобруйский Михаил (Голубович) в крипте Явленской церкви и прот. Плакид Янковский в кладбищенской Георгиевской церкви.

В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировицком монастыре находилась кафедра Литовского архиепископа.

С 1845 г. в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну в Жировичах оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище при нем.

Возглавлявший монастырь в течение 30 лет (с 1852) архим. Николай (Редутто) осуществил капитальный ремонт и перестройку монастырского комплекса. После его обращения в декабре 1865 г. к благотворителям Российской империи Жировицкий монастырь получил значительные пожертвования. К 1867 г. монастырь был перестроен, здания освятили соответственно русской правосл. традиции. Во второй половине XIX в. увеличилось количество паломников в к чудотворному Жировицкому образу и к целебному источнику под алтарем Успенского собора, на месте явления иконы.

В связи с приближением русско-германского фронта в 1915 г. Жировицкий монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, Жировицкая икона Божией Матери была перевезена в Москву. Единственный оставшийся в монастыре насельник монах Авксентий был арестован оккупантами и отправлен в заточение. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания монастыря подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление обители, чему способствовали насельницы Гродненского и Красностокского жен. монастырей, по возвращении из эвакуации временно остановившиеся в Жировичах.

Польский период

После заключения советско-польск. Рижского мирного договора с марта 1921 г. Жировицкий монастырь находился в составе Польши. Реквизированные польскими властями некоторые монастырские здания и часть земельных угодий отошли к сельскохозяйственной лесной школе.

В 1920-х гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Зап. Белоруссии, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировицкий монастырь, сорвали планы его закрытия. Римо-католиками был захвачен и переоборудован под костел только Крестовоздвиженский храм.

Немецкая оккупация

С началом второй мировой войны в 1939 г. территория Зап. Белоруссии и Зап. Украины вошла в состав СССР, но с первых дней Великой Отечественной войны Жировицкий монастырь оказался на оккупированной территории. Немецкие воинские части и комендатура заняли территорию Жировицкого монастыря, расстреляв несколько монахов, но благодаря вмешательству архиеп. Пантелеимона (Рожновского) и еп. Брестского Венедикта (Бобковского) вскоре были выведены из монастыря. Явленская церковь, использовавшаяся фашистами в качестве склада боеприпасов, также была очищена и возвращена обители.

Советский период

В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Жировицком монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию.

В 1963 г. располагавшаяся в монастыре семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу.

В 1989 году семинария была возрождена.

Современный этап

С 1992 года Жировицкий монастырь - ставропигия Белорусской Православной Церкви.

Обитель включает в себя 5 действующих церквей, 4 жилых здания, хозяйственные постройки, а также монастырский пруд, сад, огород и пасеку. В монастыре подвизаются 32 человека монашествующей братии (по состоянию на 31 декабря 2006 года), в том числе – один епископ, три архимандрита, четыре игумена, пять иеромонахов, три иеродиакона, четыре монаха, три инока и девять послушников.

Архитектура

Монастырский комплекс имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выразительный силуэт. Ядро ансамбля – Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, в первом этаже которого сделан арочный проезд на территорию монастыря. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. На юго-востоке от собора – Явленская церковь. В восточной части монастыря на самом высоком месте построена Крестовоздвиженская церковь – вертикальная доминанта ансамбля.

Святыни

Храмы

  • Богоявления Господня (1796)
  • Воздвижения Креста Господня (1769)
  • Георгия Победоносца, на территории кладбища (1703)
  • Николая Чудотворца (зимняя)
  • Успения Пресвятой Богородицы, собор (1671)
  • Водосвятная часовня
  • Часовня-звонница (1828)

Священноархимандриты

Настоятели, наместники

Использованные материалы

  • "Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь", страница официального портала Белоруской Православной церкви:
  • Страницы истории, страница сайта Минские Духовные школы:
  • Страница официального сайта Паломнического отдела Белорусской Православной Церкви:
  • Жировицкий Успенский монастырь, Фрагмент статьи из т. 19 «Православной энциклопедии». Москва, 2008 г. (использован частично)
  • Страница сайта "Народный каталог православной архитектуры":
  • Владимир Сорокин, прот. "Исповедник", Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова) / СПб: Изд - во Князь-Владимирский собор, 2005, с. 623, 687, 703.



[1]  Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi. Мiнск, 1994. Т. 2. С. 197

Редакция текста от: 27.01.2015 22:36:50

"ЖИРОВИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google