АЛЕКСИЙ (БУЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Епископ Алексий (Буй)
Епископ Алексий (Буй)
Алексий (Буй) (1892 - 1937), епископ б. Козловский, священномученик (канонизирован РПЦЗ)

Память 21 октября (РПЦЗ)

В миру Буй Семен Васильевич, родился в 1892 году в. пос. Ксениевский Новокусковского уезда Томской губернии [1] в крестьянской семье.

29 сентября 1915 г. пострижен в монашество, 11 октября 1915 г. рукоположен во иеродиакона.

В 1917 г. окончил Томскую духовную семинарию и с апреля 1917 г. в сане иеромонаха служил при томском архиерейском доме. По некоторым данным был келейником архиепископа Томского и Иркутского Анатолия (Каменского) (+ 1925).

В 1920 г. переехал в Иркутск, где в 1922 г. был арестован по обвинению в "контрреволюционной деятельности", но после трехмесячного заключения освобожден.

В 1922-1923 гг. служил настоятелем Александро-Невского монастыря Бугульминского уезда Самарской губ.

По некоторым данным 1 января 1924 года был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. По другим данным 19 декабря 1923 года был рукоположен во епископа Велижского, викария Полоцкой епархии в Уфе епископом Иоанном (Поярковым) и другими. Хотя ни разу не побывал в Велиже, в течение нескольних месяцев 1926 года проживал в Витебске, в связи с чем предполагается что в 1923-1926 годах с перерывами формально состоял Велижским архиереем [2].

С 13 марта 1924 г. - епископ Петропавловский, викарий Омской епархии.

С 1925 г. - епископ Семипалатинский, викарий Омской епархии.

12 апреля 1925 г. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Петру (Полянскому).

С февраля 1926 г. - епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии.

С 1927 г. - епископ Уразовский, викарий Воронежской епархии.

В начале 1927 г. архиеп. Угличским Серафимом (Самойловичем), временно исполнявшим обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в период пребывания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в заключении, назначен кандидатом на должность временно исполняющего обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

28 февраля 1927 архиеп. Серафимом (Самойловичем) назначен управляющим Воронежской епархией с оставлением епископом Козловским. По сведениям же митрополита Мануила (Лемешевского), Алексий управлял Воронежской епархией с декабря 1926 года с резиденцией попеременно в Воронеже и Ельце.

Едва появившись в Воронеже, епископ Алексий сразу же привлек внимание чекистов, на него стали собирать компрометирующие материалы. Известно, что для ОГПУ наблюдение за епископом и его приверженцами проходило как “агентурная разработка под названием “Стадо”.

Не принял Декларацию митрополита Сергия.

В начале января 1928 года, поддержанный ссыльными священниками С.Д. Гортинским, П.Новосельцевым, И.Пироженко, Н.А. Пискановским, В.П. Чиликиным и другими, объявил митрополита Сергия “еретиком” и стал ориентироваться вначале на митрополита Иосифа (Петровых), а затем на архиепископа Димитрия (Любимова).

22 января 1928 года обратился с посланием клиру и мирянам своей епархии:

“Будучи волею Божией <…> облечен высокими полномочиями быть стражем Воронежской Церкви, <…> вполне разделяя мнения и настроения верных православных иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митрополита Сергия, его неканонического Синода и деяний их”.

27 января 1928 г. митр. Сергием “за раздорническую деятельность” освобожден от управления епархией. Одновременно один из воронежских викариев, епископ Богучарский Владимир (Горьковский), объявил пастве об “отпадении” Алексия от церкви и заявил о своих притязаниях на управление епархией; епископ Алексий, в свою очередь, “не благословил” общение с епископом Владимиром.

27 марта 1928 года был запрещен в священнослужении и освобожден от управления епархией. Указом митрополита Сергия в апреле 1928 года Воронежская епархия передана была во временное подчинение архиепископу Макарию (Звездову). Однако значительная часть приходов в Воронеже и за пределами города не признала его власти, а осталась верна епископу Алексию.

Управлял частью «буевских» (наиболее радикальных среди иосифлян) приходов юга России, с мая 1928 г. исполнял обязанности экзарха Украины у иосифлян.

Будучи выслан из Воронежа, с 20 мая 1928 г. проживал в Ельце, где 7 марта 1929 г. был арестован (по другим данным, был арестован в тот день в Москве).

17 мая 1929 г. комиссией ОГПУ приговорен к 3 годам лагерей. С 9 июня 1929 г. находился в заключении на Соловках, участвовал в тайных богослужениях. Одновременно с ним было сослано еще 14 епископов, не признавших над собою верховенства митрополита Сергия.

Но влияние еп. Алексия в Воронеже сохранялось. Воронежские чекисты оформляют на епископа Алексия дело по обвинению во враждебной советской власти деятельности. Епископ был представлен главой контрреволюционной церковно-монархической организации, насчитывавшей 492 человека, 22 из которых чекисты включили в ее “руководящий центр”. В феврале 1930 года были задержаны 134 человека, на Соловках вторично арестованы епископ Алексий, Н.Н. Дулов и И.Г. Стеблин-Каменский и этапированы в Воронеж. Несколько допросов епископа следователем А.В. Казанским успеха не принесли. На последнем протоколе Алексий собственноручно начертал: “Виновным себя ни в чем не признаю”.

Коллегия ОГПУ вынесла внесудебный приговор 28 июля 1930 года: 12 человек (в их числе епископ Алексий) приговорены к расстрелу, остальные – к разным срокам лагерей, от трех до десяти лет. В ночь на 2 августа 1930 года в воронежской тюрьме были расстреляны священники И.Г. Стеблин-Каменский, С.Д. Гортинский, Ф.М. Яковлев, А.Н. Архангельский, Г.Н. Никитин, М.П. Тымчишин, настоятель Алексеевского Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Кузьма (Вязников), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников. Все расстрелянные канонизированы в августе 2000 года как священномученики, кроме М.П. Тымчишина.

Но еп. Алексий не был расстрелян, его привлекли по новому делу «Всесоюзного центра «Истинное Православие»» (см. Истинно-православная Церковь), переведен в московскую тюрьму.

3 сентября 1931 г. высшая мера наказания была заменена на 10 лет лагерей. Заключение отбывал в Свирьлаге и в СЛОН.

4 января 1932 г. написал письмо И. В. Сталину о сочувствии рабоче-крестьянской власти и с просьбой об освобождении.

Арестован в лагере 19 декабря 1932 г., этапирован в Воронеж для следствия по второму делу "буевцев". Теперь численность церковно-монархической организации усилиями чекистов выросла до тысячи человек, она якобы имела девять опорных пунктов и сорок ячеек. Организация носила теперь “повстанческий характер” и “готовила вооруженное выступление для свержения Советской власти”.

Длительное заключение сломило волю Алексия, и уже 25 декабря 1932 года он собственноручно написал "покаяние":

“Благодаря своему воспитанию и окружавшей меня среде, я за время существования революции был враждебно к ней настроен и, естественно, проявил в своей деятельности таковую же враждебность и непримиримость к Советской власти, в чем я перед ней раскаиваюсь. Жизнь в исправительно-трудовых лагерях и постоянные размышления о взятой мною неправильной позиции привели меня к тому, что у меня изменились отношения к Советской власти и что я теперь, с нынешнего часа, решительно отметаю от себя всякую контрреволюционность и отмежевываюсь от всякой контрреволюции. Обещаюсь в будущем не проявлять никакой контрреволюционной деятельности”.

Подписав угодные следствию протоколы о работе церковно-монархической организации и ее составе, епископ Алексий избежал нового лагерного срока. Дело в отношении него 2 апреля 1933 года было прекращено. Остальным обвиняемым коллегия ОГПУ вынесла заочный приговор 28 марта 1933 года: 22 человека приговорены к заключению в лагерь на десять лет, 46 человек – к меньшим срокам или к ссылке в Казахстан. Иеромонахи Вассиан (Молодцкой), Варсонофий (Фурсов), Серафим (Протопопов), священники Александр Дубинин и Дмитрий Загуменный, мирянин Федор Лузганов были приговорены к расстрелу, замененному после длительного ожидания смерти десятью годами лагерей.

Он был вновь отправлен на Соловки, работал в деревополировочном цехе, в 1937 году переведен на тюремный режим.

9 октября 1937 года тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорен к смертной казни.

Расстрелян 3 ноября 1937 года в урочище Сандормох близ г. Медвежьегорск, Карелия.

В 1981 году был канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей с указанием даты кончины: 1930 год [3] - без учёта обстоятельств более позднего времени, т. к. исходили из ошибочного предположения, что он был расстрелян по приговору от 28 июля 1930 года.

Литература и документы

  • ГАВО. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 1.
  • ЦДНИ ВО. Ф. 9353. Оп. 2. Д. 16967. Т. 12; Д. 17699. Т. 1–5; 24705. Т. 1–7.
  • Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. С. 746–748.
  • Акиньшин А. “Виновным себя ни в чем не признаю” // Встреча: Культурно-просветительная работа. 1992. № 10–12. С. 34–37.
  • Он же. Крест: Судьба епископа Алексия Буя // Воронежский курьер. 1992. 10, 13 янв.
  • Он же. Священномученик Алексий Воронежский // Православная жизнь (Джорданвилль). 1995. № 8. С. 4–16.
  • Он же. Церковь и власть в Воронеже в 1920–1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127–145.
  • Алексий (Буй) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 822.
  • За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную церковь. 1917–1956. Биографический справочник. М., 1997. Кн. 1. С. 58.
  • Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 1. С. 105.
  • Маргарита (Чеботарева). Катакомбные исповедники // Возвращение. 1993. № 2. С. 26–28.
  • Мемориальное кладбище Сандармох. 1937. 27 октября – 4 ноября: (Соловецкий этап). СПб., 1997. С. 91.
  • Перов И.Н. С крестом и обрезом // Воронежские чекисты рассказывают. Воронеж, 1976. С. 86–96.
  • Польский М. Новые мученики Российские. Второе собрание материалов. Ч. 2. Джорданвилль, 1957. Репринтное издание: М., 1993. С. 16, 57, 68, 69.
  • Регельсон Л. Трагедия русской церкви / Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. Париж, 1977. С. 448, 449, 464, 468, 477, 532, 542, 547, 549, 595.
  • Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 106–107.
  • Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж: 1986. С. 10.
  • Сапелкин Н. Воронежские святители в ХХ веке // Воронеж православный. 1997. № 6.
  • Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной церкви. СПб., 1999. С. 38–49, 235–241, 274–275, 328–332.

Использованные материалы



[1]  По ortho-rus.ru - в п. Киншевском Томской губернии

[2]  "ВЕЛИЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО," Православная энциклопедия, т. 7, 379-380, http://www.pravenc.ru/text/150053.html

[3]  Страница календаря на сайте Свято-Троицкой Русской Православной Церкви (приход Московской Патриархии в г. Балтиморе, США), http://www.holytrinityorthodox.com/calendar/index.php?year=2...=-4; страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2116/sxsaintinfo.aspx.

Редакция текста от: 29.03.2016 19:48:33

"АЛЕКСИЙ (БУЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google