БУЕВЦЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Бу́евцы, последователи еп. Алексия (Буя) - наиболее радикально настроенные иосифляне. Термин введен сотрудниками следственных органов ОГПУ в 1928-1929 годах, самоназвание движения в кон. 1920-х - 1930-х - "истинно православные", реже "алексеевцы"

Движение возникло в конце 1927 года, вскоре после публикации «Декларации» митрополита Сергия. В Воронежской епархии, которой временно управлял Козловский еп. Алексий (Буй), стали активно распространяться документы с резкой критикой «Декларации» и указа митр. Сергия от 21 октября 1927 года о богослужебном поминовении государственной власти. Тогда же начались первые аресты протестующих: 25 октября 1927 года в Воронеже был арестован прот. Петр Новосельский, 28 ноября - прот. Илия Пироженко и др.

Окончательно движение оформилось после отделения еп. Алексия от митр. Сергия 22 января 1928 года. Движение охватило ок. 40 районов Центральночернозёмной обл., в основном Воронежскую и Тамбовскую епархии, центрами его являлись мужской Алексеево-Акатов и женский Воронежский Покровский монастыри. Общее число "буевского" духовенства составляло более 400 чел. - меньше половины священнослужителей на соответствующей территории. После ареста еп. Алексия (7 марта 1929) до июня 1929 года "буевцев" окормлял Серпуховской еп. Максим (Жижиленко), с августа 1929 по январь 1931 года - Бахмутский и Донецкий еп. Иоасаф (Попов).

Движение было разгромлено в 1930-х, в основном в ходе арестов по двум делам "Церковно-монархической организации «буевцев»".

Следствие по первому делу продолжалось с февраля по июль 1930 года, были арестованы 134 чел. (не все они принадлежали к "буевцам"), 11 были приговорены к расстрелу, 10 из них были причислены к лику святых: прот. Иоанн Стеблин-Каменский, иером. Косма (Вязников), архим. Тихон (Кречков), свящ. Сергий Гортинский, свящ. Феодор Яковлев, прот. Александр Архангельский, свящ. Георгий Никитин, иером. Георгий (Пожаров), миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников.

Следствие по второму делу проходило с октября 1932 по март 1933 года. В ходе него было арестовано 202 человек, бо́льшую часть приговорили к заключению в лагерь и ссылке. В сентябре 1937 года по делу "контрреволюционной террористической подпольной организации на территории Воронежской обл." было арестовано и осуждено 102 "буевца". Алексий (Буй) был казнен 3 ноября 1937 года.

Оживление религиозной жизни в годы Великой Отечественной войны коснулось и "буевцев". Часть противников митр. Сергия в Центральном Черноземье не воссоединилась с Церковью, и в первое послевоенное десятилетие этот регион стал основной «базой» Катакомбного движения. В 1940-х основная часть "буевцев" влилась в ряды истинно православных христиан, составив в их среде особую традицию. Деятельность "буевцев" в конце 1940-х - 1980-х годах, в отличие от периода конца 1920-х - 1930-х, проходила в условиях строгой конспирации, отказа от государственной регистрации общин и духовенства, "буевцы" не принимали участия в гос. мероприятиях: выборах, праздновании революционных праздников, подписках на займы и т. п.

В 1943-1966 годах в Воронежской обл. катакомбные общины "буевцев" возглавляли архим. Никандр (Стуров), прот. Иоанн Андриевский и иером. Анувий (Капинус). После кончины последнего (+ 14 октября 1966) катакомбных священников в Воронеже не было. Отдельные тайные общины "буевцев" просуществовали до начала 1990-х, когда смогли легализовать свою деятельность. Большинство из них вошли в юрисдикцию РПЦЗ, часть - в легализовавшиеся общины катакомбников. В настоящее время деятельность "буевцев" не прослеживается.

Литература

  • Архивы: ЦДНИ ВО. Ф. 9323. Оп. 2. Д. П-24705, П-17699; Центр. гос. архив обществ. орг-ций Украины. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744. Т. 10. Л. 4, 21-37; ЦА ФСБ РФ. Д. 100256. Т. 9. Л. 12-13; ГАРФ. Ф. Р-4901сч. Оп. 2. Д. 65. Л. 305-306.
  • Польский. Ч. 2. С. 68-69, 191-193;
  • Клибанов А. И. Современное сектантство в Тамбовской обл. // ВИРА. 1960. Т. 8. С. 59-100;
  • Митрохин Л. Н. Реакционная идеология истинно-правосл. церкви на Тамбовщине // Там же. 1961. Т. 9. С. 144-161;
  • Никольская З. А. К характеристике течения истинно-правосл. христиан // Там же. С. 161-188;
  • Демьянов А. И. Истинно-правосл. христианство. Воронеж, 1977;
  • Акиньшин А. Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920-1930-е гг.: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127-145;
  • он же. Сщмч. Алексий Воронежский // Правосл. жизнь. Джорд., 1995. № 8 (548). С. 4-16;
  • Шкаровский М. В. Движение истинно-православных в Центр. Черноземье России // Правосл. Русь. Джорд., 1995. № 15. С. 6-10;
  • он же. Истинно-православные в Воронежской епархии / Публ. М. В. Шкаровского // Минувшее. СПб., 1996. Вып. 19. С. 320-356;
  • он же. Иосифлянское движение в РПЦ. СПб., 1999. С. 38-49, 192-200, 227-242, 324-333;
  • Осипова И. И. «Сквозь огонь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 105-114, 254-255;
  • Акты Свт. Тихона. С. 564, 565, 569;
  • Дамаскин. Кн. 4. С. 221-287.

Использованные материалы

Редакция текста от: 17.09.2016 17:40:48

"БУЕВЦЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google