ВЛАДИМИР (СОКОЛОВСКИЙ-АВТОНОМОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов)
Архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов)
Владимир (Соколовский-Автономов) (1852 - 1931), архиепископ б. Екатеринославский.

В миру Соколовский-Автономов Василий Григорьевич, родился 31 декабря 1852 года в семье священника Полтавской епархии, села Сенковки.

Окончил Полтавскую духовную семинарию. В 1878 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 26 июля того же года был назначен помощником смотрителя Полтавского духовного училища. 29 сентября 1878 года был пострижен в монахи с именем Владимир в честь равноапостольного князя Владимира [1], а 3 октября того же года рукоположен во иеродиакона и иеромонаха [2].

14 января 1879 года по своему прошению был назначен членом Японской духовной миссии, где служил до 1886 года. Заведывал учебной и воспитательной частью в Токийской духовной семинарии.

В 1884 году был возведен в сан игумена.

9 июня 1886 года был назначен преподавателем Холмской духовной семинарии по кафедре церковной истории и обличения раскола. 13 августа [3] 1887 года был возведен в достоинство архимандрита и назначен инспектором семинарии.

20 декабря 1887 года в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. 1 марта 1888 года прибыл в США в сопровождении 18 студентов и 5 сотрудников по Холмской семинарии. Владыка Владимир позаботился об использовании английского языка в богослужениях в Сан-Францисском соборе: благодаря знанию языков и музыкальным дарованиям он положил на музыку ряд своих английских переводов богослужебных песнопений, а также назначил сербо-американца отца Севастиана (Дабовича) англоязычным проповедником при соборе. Епископ Владимир любил торжественность и благолепие службы. Это привлекло в собор больше верующих, из-за чего встал вопрос о постройке более поместительного соборного храма.

Во время служения в Америке он несколько раз пересек континент, посещая свою паству. В эту пору многочисленные униаты из Австро-Венгрии, эмигрировав в Америку, начали возвращаться в лоно Православной Церкви. 25 марта 1891 года владыка Владимир воссоединил с Церковью святого Алексия Товта и его паству в Миннеаполисе, штат Миннесота.

Однако, из-за нестроений в Сан-Франциско епископ Владимир был отозван из Америки в том же году. Он выехал в Россию 2 октября 1891 года, будучи назначен 8 июня того же года епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии.

С 22 декабря 1896 года - епископ Оренбургский и Уральский.

С 26 ноября 1903 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

18 марта 1910 года был уволен на покой по болезни и назначен настоятелем Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

В 1921 году патриархом Всероссийским святителем Тихоном был возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру. Однако, на кафедру не поехал и проживал в Москве не у дел. Имеется свидетельство о его встрече с патриархом Тихоном на богослужении в подлежащей передаче обновленцам Московской церкви в 1922 году [4].

В 1924 году был арестован и выслaн в Москву без прaвa выездa. Был репрессировaн будучи прaвослaвным.

С января 1926 года [5] в григорианском расколе, как Днепропетровский архиепископ, но уже в июне того же года принес покaяние митрополиту Сергию (Стрaгородскому).

С июня 1926 года служил во Всехсвятской церкви села Алексеевского (ныне входит в черту города Москвы по Ленинградскому шоссе). Служил фaктически в кaчестве священникa нa приходе. Последние годы провел в полузатворе и аскезе.

Скончался 17 ноября [6] 1931 года в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий. Был погребен при алтаре Всехсвятской церкви села Алексеевского.

Владыка Владимир был высокообразованным пастырем, имел дар к языкам и был знатоком церковного пения. На местах своего служения он стремился поставить пение на должную высоту. Главной темой его публикаций было опровержение римо-католической пропоганды, особенно на примере опыта в Японии.

Труды

  • Характер латинской пропаганды в Японской империи и судьба ее с 16-17 стол. до наст. времени, Варшава, 1887.
  • О внецерковных чтениях 2-го марта 1887 г..
  • Сила папизма в лжеисидоровых декреталиях.
  • Письма.
  • Недобрые деяния иезуитов в Японской империи в 16 и 17 века и до настоящего времени, Воронеж, 1892.
  • Лжеисидоровские декреталии или подложное каноническое право латино-папской церкви, Варшава, 1887 (Церковные ведомости, 1888, № 96, 713; 1889, № 10, 262-267; Русский паломник, 1889, № 1, 15).

Документы, литература

  • ГA РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Л.77.
  • ЦВ, 1891, № 38, 308; 1896, № 38, 352; 1897, № 1, 2; 1903, № 49, 388; 1910, № 14, 77.
  • Приб. к "ЦВ", 1888, № 4, 88, 96-97; № 26, 709; 1889, № 10, 261-271; 1903, № 45, 1937; 1913, № 13, 620.
  • Рус. Палом., 1893, № 16, 252.
  • Прав. Собес., 1897, август, 218; 1899, январь, 52 отчет; 1900, март, 10, 28 отчет; 1901, март, 3; 1914, февраль, 4 отчет.
  • ЖМП, 1932, № 9-10, 9.
  • Мисс. Календарь, 1907, 130.
  • Церк. Вестн., 1891, № 39, 619.
  • Странник, 1891, май, 187.
  • Отд. Христ., 1908, VIII-IX, 58-59.
  • Браил, Церковные вопросы и России или Рус. Дух. Вед., 1896, 194.
  • Чернавский, Н., Оренбургские епископы, вып. II, Оренбург, 1901-1902, 14.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г., 344-345.
  • Анатолий, архим., Американский очерки, Одесса, 1907, 23-27.
  • Руссель, Николай, д-р., Житие Преос. Владимира еп. Алеутского и Аляскинского, ныне вик. Еп. Воронежского, Москва, 1895.
  • Заметки и дополнения Е. М., № 51.
  • Списки архиереев Иерархии Всероссийской, СПб, 1896, № 505, 76.
  • Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 125 (7).
  • Orthodox America 1794-1976, Syosset, New York, 1975, 30.
  • Гневушев, М. В., Преосвященный Владимир (Соколовский), еп. Алеутский и Аляскинский и состояние Православной Русской церкви в Америке, Киев, 1890, 125 с.
  • Библиографический указатель русских духовных писателей из монашествующих за 18-й, 19-й века и половину 20-го столетия [сост. В. Волков…], Загорск, 1961, ч. 1.
  • Мaнуил (Лемешевский), митр., Русские прaвослaвные иерaрхи периодa с 1893 по 1965 гг. (включительно), Erlangen, 1979-1989, т. 2, 250.
  • Aкты Святейшего Тихонa, Пaтриaрхa Московского и всея России, позднейшие документы и перепискa о кaноническом преемстве высшей церковной влaсти, 1917-1943: Сб. в 2-х чaстях, [cост. М. Е. Губонин], М., 1994, 426, 967.
  • Лaвринов, В., прот., Екaтеринбургскaя епaрхия. События. Люди. Хрaмы, Екaтеринбург: Изд-во Урaл. университетa, 2001, 135.

Использованные материалы



[1]  День ангела - 15 июля.

[2]  Так по статье базы данных ПСТГУ. По жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке - во иеродиакона был рукоположен 1 октября.

[3]  Так согласно базе данных ПСТГУ, жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке. По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324 - 4 декабря.

[4]  По жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке.

[5]  Так по статье базы данных ПСТГУ. По Губонину - с 9/22 декабря 1925 года. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324

[6]  Так по базе данных ПСТГУ. По жизнеописанию на официальном сайте Православной Церкви в Америке - 27 ноября. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_324 указывает основной версией 27 ноября, а также добавляет что "на могильном кресте значится, что он скончался 18(?)/31 июня 1931 года, 87 лет от роду."

Редакция текста от: 07.02.2010 22:05:42

"ВЛАДИМИР (СОКОЛОВСКИЙ-АВТОНОМОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google