Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Павел (Голышев)
Архиеп. Павел (Голышев)
Павел (Голышев) (1914 - 1979), архиепископ (Константинопольская Православная Церковь)

В миру Евгений Павлович Голышев, родился 6 (9) сентября 1914 года в городе Екатеринославе (ныне Днепр, Украина) в семье местного помещика - инженера Павла Кирилловича Голышева.

В конце 1918 года семья Голышевых эмигрировала за границу: сначала в Турцию, затем во Францию и окончательно поселилась в Бельгии.

В 1935 году Евгений окончил среднюю школу в городе Брюсселе.

7 ноября 1936 года пострижен в рясофор, а 16 марта 1937 года - в мантию. 19 марта того же года рукоположен во иеродиакона.

2 июня 1938 года рукоположен во иеромонаха, определен настоятелем церкви г. Антверпена (Бельгия).

В 1939 году окончил Православный богословский институт в Париже со степенью кандидата богословия.

Вспоминая о времени своей учебы в институте, владыка Павел всегда тепло и с любовью отзывался о митрополите Евлогии (Георгиевском), основателе и попечителе этого учебного заведения. Митрополит также полюбил Евгения и часто приглашал его в свои покои для непринужденных бесед.

Первые шаги своего пастырского служения иеромонах Павел сделал в Парижском Александро-Невском соборе, а затем по поручению митрополита Евлогия в разных приходах французских городов: в Туре, Тулузе, Нанси, Тулоне и др. Владыка вспоминал:

"Бывало, пригласит меня к себе митрополит Евлогий, и скажет: вот там-то проштрафился священник, и приход опустел, поезжай, мой милый, туда, устрой там все, как следует, и я, конечно, ехал. Такой разговор с митрополитом Евлогием повторялся, и я опять отправлялся туда, где нужно было кого-то заменить, что-то наладить и устроить. Можно сказать, я был на положении посла, и от этой обязанности никогда не устранялся".

С 1941 года - духовник церковно-социальной организации "Православное дело" в Париже. В том же году был возведен в сан игумена.

Во время второй мировой войны, когда Франция была оккупирована фашистами, о. Павел служил в церкви города Тулона. Он часто посещал размещавшийся здесь лагерь военнопленных, где очень много было пленных из России. Он беседовал с ними, причащал больных запасными дарами. Такая его связь с лагерем показалась вредной местным властям, и о. Павел был арестован и доставлен в Париж. Через два дня он был освобожден.

В 1946 году скончался митрополит Евлогий (Георгиевский).

В том же году скончался его отец:

"Мы остались втроем - три брата; двое обзавелись семьями - им было не до меня - одинокого монаха. Мысль, что я должен вернуться на родину и послужить русскому православному народу, владела мною давно, и вот теперь, когда многие из эмигрантов потянулись в родные края, я понял, что наступила и моя очередь увидеть свою Родину, жить и трудиться для верующего народа, и я поехал".

В ноябре 1947 года о. Павел вернулся в Россию и был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, определен проповедником и казначеем и одновременно назначен переводчиком с французского при иностранном Отделе Московской Патриархии.

С сентября 1950 года - преподаватель Одесской духовной семинарии и казначей Успенского мужского монастыря в Одессе.

С сентября 1952 года - приходской священник в г. Пскове.

С октября 1953 года - преподаватель Ленинградской духовной семинарии и академии и исполняющий обязанности секретаря Учебного Комитета.

С ноября 1954 года - настоятель в разных церквах Ставропольской епархии, а затем настоятель церкви в г. Кисловодске.

Епископ Павел (Голышев). Из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань
Епископ Павел (Голышев). Из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань
7 июля 1957 года хиротонисан во епископа Молотовского (Пермского) и Соликамского. Хиротонию в московском Петропавловском храме, что у Преображенской заставы совершали митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич), архиепископ Финляндский Павел (Ольмари) и епископ Чкаловский Михаил (Воскресенский).

15 сентября 1960 года он был переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру.

Астраханцы любили его истовые и частые богослужения, во время которых храм всегда был переполнен молящимися. Астраханцы любили его проповеди, которые он говорил за каждой своей службой, в которых он неизменно призывал к миру между людьми и любви к ближнему.

Он был всегда бледен, что во многом объяснялось его болезненностью, его постоянно мучили и приводили в бессилие ужасные головные боли. Иной раз к нему по ночам по 2-3 раза вызывали "скорую помощь". Врачи утоляли боль сильно действующими лекарствами и уезжали, чтобы вскоре опять вернуться. Утром владыка появлялся в храме на службе измученный, но удивительно собранный.

Владыка Павел претерпел очень много различных невзгод от местных астраханских властей. Через местную прессу владыку поливали грязью, приписывали ему лицемерие, ханжество и прочие низменные качества, обвиняли его в присвоении церковных денег. Власти этим ничего не достигли: верующие еще теснее стремились к архиерею. Сам же владыка сильно переживал эту клевету. Когда в местной газете появилась статья, приписывавшая епископу Павлу присвоение 10 000 рублей церковных денег, владыка не выдержал и поехал к редактору газеты. Он пытался добиться напечатания в газете опровержения этой клеветы, но безуспешно. Редактор так и не принял владыку - "был занят". На вопрос, когда он сможет принять, секретарь ответила: "Никогда" и торопливо захлопнула дверь. Епископ Павел пытался обращаться за защитой в центральные газеты, в комитет по делам религий, в Патриархию, но ничего не добился.

Начало 1960-х годов было отмечено особым натиском на Церковь. Власти запрещали крестные ходы, колокольный звон на праздники. Особенно местные органы раздражал праздник, посвященный священномученику Иосифу, митрополиту Астраханскому, проводившийся в Астрахани торжественно и при большом стечении народа. Власти требовали от владыки Павла запретить проведение этого праздника, но архиерей мужественно защищал память астраханского угодника. Вместе с владыкой стали заставлять и церковный совет Покровского собора отменить торжества. Вызывали к уполномоченному старосту собора Павла Рябых и требовали от него отменить праздничный колокольный звон. Члена церковного совета Ольгу Михайловну Чекалину заставляли вынести из храма икону священномученика Иосифа, но она твердо отвечала: "Делайте со мной, что хотите, а икону я из храма выносить не буду". Так что, несмотря на все усилия властей, праздник состоялся - был и колокольный перезвон, и торжественное архиерейское богослужение, и праздничный крестный ход вокруг Покровского собора.

За это церковную двадцатку собора разогнали. На место Павла Рябых поставили старостой совершенно неверующего человека и в двадцатку набрали по большей части подобных ему людей. На самого владыку также завели уголовное дело о даче взятки должностному лицу, воспользовавшись вот каким случаем. После приезда епископа Павла в Астрахань вышло постановление, чтобы все кружки для сбора пожертвований в храмах вскрывались особой комиссией, состоящей из представителей церковной двадцатки и одного представителя от райисполкома. С этим человеком у владыки Павла были хорошие отношения - они давно знали друг друга, и архиерей очень его уважал. Однажды, в день рождения этого человека владыка решил сделать ему подарок. Взял коробку шоколадных конфет и вложил туда 200 рублей не для каких-либо корыстных целей, а чтобы сделать ему приятное. На дне рождения собралось много высокопоставленных людей и некоторые из них видели, как хозяин открыл подаренные владыкою конфеты и вложенные в них деньги. По этому случаю и завели дело.

Архиеп. Павел (Голышев)
Архиеп. Павел (Голышев)
На праздник святых апостолов Петра и Павла владыка служил в Петропавловском храме пос. Свободного. В конце службы он вышел на амвон говорить проповедь. Владыка чувствовал себя плохо, поэтому, стоял опершись на аналой, а рядом стояли иподьяконы. Вдруг, неожиданно из толпы выскочили несколько человек (видимо, подосланных) и кинулись на архиерея. Они стали кричать на него и с бранью срывать с него облачение. Люди в храме ужаснулись. Вместо того, чтобы броситься на помощь владыке, они в панике устремились из храма на улицу. В то же время иподьяконы Георгий и Владислав, вместе с протодьяконом Виктором стали стеной вокруг архиерея, которому стало совсем плохо, и он еле стоял на ногах, судорожно цепляясь руками за аналой. Еле-еле отбились от яростных нападок безбожников. Сразу же после службы владыку Павла увезли из храма на "скорой помощи".

Много всяческих невзгод пережил епископ Павел и от нового церковного совета Покровского собора, члены которого не столько управляли приходом, сколько дискредитировали приходскую жизнь постоянными ссорами, враждой, драками. Владыка не мог спокойно смотреть на такие бесчинства и пытался принимать меры к усмирению "разбушевавшейся" двадцатки. Но ее члены всякий раз, пользуясь покровительством местных властей, не давали архиерею ничего сделать.

Владыку Павла постоянно окружала молодежь. Ее влекли к архиерею его незабываемые духовные качества, его доброта и простота, искренняя вера и желание помочь ближнему. Сам владыка очень любил молодежь, он организовал при архиерейском доме нечто вроде воскресных чтений и лично занимался с ребятами. По своей доброте владыка Павел всегда помогал неимущим, нищим, обитавшим у церковных ограды. Помогал он всем - независимо от того, действительно ли человек нуждается, или он прикрывается нуждой для обмана. Рассказывали о таком случае. Однажды владыку остановил один такой «нищий», который не просто просил милостыню, а требовал ее с какой-то дерзкой настойчивостью. Владыка, не обращая на это внимание, подал ему, а на вопрос: "Зачем такому подавать?", отвечал с незатейливой простотой: "Раз просит, значит надо подать". Действительно, простота владыки подчас поражала окружавших его людей, как и то, что в жизни он был совершенно непрактичен и наивен, как ребенок. Но вся эта непрактичность и наивность в делах духовных покрывалась пламенной молитвой и удивительным упованием на помощь Божию, отчего все у владыки спорилось и получалось успешно.

25 февраля 1964 года епископ Павел был возведен в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке.

23 июня 1964 года был переведен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру.

Это известие опечалило и самого владыку, и его паству. В соборе составили петицию на имя патриарха об отмене указа, и некоторые прихожане вызвались лично поехать в Москву с ходатайством об оставлении владыки в Астрахани. И сам владыка послал об этом прошение патриарху. Вслед за прошением, архиепископ Павел вылетел на самолете в Москву и там имел аудиенцию у патриарха Алексия I. Но патриарх не отменил своего решения.

В 1971 году во время работы предсоборной Комиссии архиепископ Павел обратился к председателю комиссии митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (Извекову) с "Предложением" за № 21 от 28/I-1971г., в котором высказал пожелание пересмотреть на предстоящем Соборе Русской Православной Церкви решения Собора 1961 года, в частности раздел "О приходах". Его предложения были выражены в трех основных пунктах:

  1. Считать обязательным участие лиц из духовенства в делах церковного прихода и в связи с этим не препятствовать избранию священнослужителей в состав церковных советов (двадцатки), исполнительных органов и ревизионных комиссий.
  2. Предоставить епархиальным архиереям право утверждать или не утверждать любого из избранных членов церковно-приходских советов (двадцатки), исходя из требований христианской нравственности каждого лица.
  3. Привести в соответствие с гражданским законодательством права церковных общин.

2 февраля 1972 года назначен архиепископом Вологодским и Великоустюжским.

11 октября 1972 года решением Синода был отправлен на покой с формулировкой "за нарушение канонических норм, недостойное поведение и неспособность управлять церковной жизнью".

Проживал в Кисловодске, неоднократно устно и письменно обращался к патриарху Пимену с просьбой назначить его вновь на кафедру, но его прошения остались без ответа.

25 октября 1975 года выехал во Францию к своему брату.

Во Франции он был принят под юрисдикцию Константинопольского патриарха и назначен управляющим православными приходами в Бельгии, Голландии, ФРГ.

Скончался 21 января 1979 года от лейкемии. Отпевание состоялось 23 января 1979 года в Брюсселе. Погребен во Франции, под Парижем (кладбище Bois-Colombes, г. Asnieres).

Сочинения

  • "За границей и на Родине". ЖМП. 1948, № 11.
  • "Три великих сестры". ЖМП. 1949, № 12.
  • "Освящение семинарского храма". ЖМП. 1951, № 5.
  • "Пять лет на Родине". ЖМП. 1953, № 2.
  • Речь при наречении во епископа Молотовского (Пермского). ЖМП. 1957, № 7, с. 19-20.

Литература

  • Журнал засед. Св. Синода № 6 от 21/II-1958г.
  • ЖМП. 1957, № 7, с. 18-21; № 8, с. 5, 29; № 10, с. 3; № 12, с. 9.
  • -"-, 1958, № 6, с. 10; № 10, с. 8.
  • -"-, 1959, № 10, с. 18-21.
  • -"-, 1960, № 8, с. 6,7; № 10, с. 4.
  • -"-, 1961, № 8, с. 32.
  • -"-, 1963, № 6, с. 10.
  • -"-, 1964, № 1, с. 20; № 4, с. 1; № 8, с. 1.
  • -"-, 1966, № 3, с. 27.
  • -"-, 1967, № 5, с. 34; № 9, с. 7.
  • -"-, 1968, № 1, с. 26; № 3,с. 14; № 11, с. 11.
  • -"-, 1969, № 9, с. 5.
  • -"-, 1970, № 2, с. 50; № 3, с. 26; № 6, с. 22.
  • -"-, 1971, № 6, с. 2; № 11, с. 13.
  • -"-, 1972, № 3, с. 22; № 11, с. 2.

Использованные материалы

Редакция текста от: 23.08.2017 21:52:12

"ПАВЕЛ (ГОЛЫШЕВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google