Обсуждение статьи "ЕФРЕМ СУЗДАЛЬСКИЙ"

д. Александр Васильев
пользователь
православный, УПЦ МП

Сообщений: 3762
Дата регистрации: 08.11.2014
Re: Собор Малороссийских святых?
03.05.2019 16:45:58 в ответ на "Re: Собор Малороссийских святых?" (Харин, Илья Николаевич)

> о. диакон добавил память свт. Ефрема Суздальского в "Соборе Малороссийских святых" с пометкой (Малоросс.) и ссылкой на список о. Андроника (Трубачева) где, действительно, немало русских святых отнесены к поименованному Собору. Чтобы отредактировать эту правку, придётся решить - что делать со всеми этими памятями. Можно - А) игнорировать, Б) вносить в персональные статьи именно как "Собор Малороссийских святых", В) вносить в персональные статьи, но как "Собор Киево-Печерских преподобных". Сам я сейчас склоняюсь к варианту В). А статью "Собор Малороссийских святых" сделать - пока не появится определённых свидетельств противоположного - перенаправителем на статью "Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских".

Вариант В - самый, как кажется, очевидный, но и самый неправильный! Потому что наличие упоминания кого-либо из "малоросс." святых в текстах Мелетия-Трубачёва вовсе не означает наличия его в Службе всем прпп. Печерским!

> Действительно, это прошло полностью мимо меня. Есть ли какие-то сведения о ней до 2000-х? Кто написал, когда?
Выясняю, написал человеку знающему это изнутри. жду ответа. Но пока что:
> несколько дополнил основную статью.
- это дополнение вводит в заблуждение.

>> Но это не снимает практического вопроса: будем ли мы в энциклопедии вписывать отдельные празднования в "Соборе Малороссийских святых" или нет?
> Я думаю, если возникает такой вопрос, то не стоит. Когда увидим явную необходимость такого добавления, тогда и добавим.

Впервые пометка "(Малоросс.)" была введена Ильёй Николаевичем после того, как с моей подачи возникло несколько святых, упомянутых именно в списке "Святая Русь" Трубачёва с отсылкой именно к "малорсс." собору, существующему только в виде "стихир и канона" Мелетия Сирига, но никак не в виде памяти РПЦ!

Поэтому я бы. пожалуй, посоветовал вот что: если святой попал в "Древо" непосредственн из списка Трубаёва, оставить персонально ему (как ВРЕМЕННАЯ мера!) пометку "Малоросс", в других случаях игнорировать. Но, повторяю, такого Собора в каледаре РПЦ нет и не было.

Пока писал, получил ответ от уставщика Ионинского монастыря архим. Спиридона (Письменного):

Официальное празднование Собору Печерских было установлено, когда была построен храм Всех Преподобных Печерских. В каком году - даже не знаю. Освящали его на 2 Неделе Постов, потому и празднование установили. Однако, службы как таковой не было. Брали просто соединение (на ходу) служб Соборам Дальних и Ближних Пещер. Практически каждый год получалось несколько по-разному. И уже в наше время я составил такую службу из этих двух и Октоиха, взяв наиблее общие или значимые тексты. Но пользовались ею только мы [Киевский Св.-Троицкий Ионинский монастырь. - д. А. В.]. Практически одновременно со мной о. Поликарп [(Линенко), уставщик Киево-Печерской Лавры. - д. А. В.] составил такую же службу, по таким же принципам, но без песнопений Октоиха. Её-то и поместили в новое издание Печерской Минеи. Она расходится с моей буквально в паре мест".

Итак, практика соединения "на ходу" двух соборных служб - Ближних и Дальних пещер - достаточно древняя (насколько я могу судить по архитектуре, храм Всех Прпп. Печерских - это никак не позже XVIII века - я бы сказал, сочетание классицизма, псевдорусского стиля и украинского барокко) - как и установление Собора. Письменная фиксация службы относится к концу XX в., опубликована служба в 2007 году.

Эта информация вполне согласуется с моими рекомендациями. (Разумеется, я не претендую на стопроцентную правоту и не собираюсь здесь диктовать что-либо. Я только поделился информацией, поскольку именно я когда-то вытащил на свет Божий список о. Андроника (Трубачёва) с его "малоросс.".

Решать модераторам.

Ответить