Свт. Ефрем, еп. Ростовский. Фрагмент иконы "Собор Ростовских чудотворцев" 1838 г. Храм Толгской иконы Божией Матери в Ростове. |
Память в Соборах Киевских и Ростово-Ярославских [1] святых
По свидетельству святителя Владимирского Симона, Ефрем был пострижеником Киево-Печерского монастыря. Примечательно, что Симон именует Ефрема епископом Суздальским, притом что его предшественников святителей Леонтия и Исаию он называет Ростовскими епископами. О нахождении кафедры Ростовских епископов в Суздале по крайней мере к началу 1160-х годов определенно свидетельствует Ипатьевская летопись [2]. В отразившихся в русских летописях позднейших перечнях Ростовских архиереев (списки XV-XVI вв.) Ефрем назван между святителем Исаией (+ после августа 1089) и епископом Нестором (поставлен ранее сентября 1148).
Можно предположить, что святитель Ефрем упоминается в летописных известиях, сообщающих о церковном строительстве в Суздале в 1090-х гг. Так, по одному сообщению, "блаженым епископом Ефремом" совместно с Переяславским князем Владимиром Мономахом была построена соборная Суздальская церковь Пресвятой Богородицы [3]. В те же годы, до 1096 года, архиерей по имени Ефрем даровал Киево-Печерскому монастырю подворье в Суздале с церковью великомученика Димитрия, которое снабдил земельными владениями.
Возможно, святитель Ефрем был тем не названным по имени епископом, который в декабре 1096-январе 1097 годах находился вместе с черниговским князем Олегом Святославичем в Муроме, куда князь отступил из сожженного им Суздаля. Об этих событиях упоминает Владимир Мономах в письме Олегу, предлагая прислать "сол (посла) свои или [е]пископа" с миром [4].
Святитель Ефрем скончался 4 ноября 1112 года [5].
Память и почитание
О Суздальском епископе Ефреме писал в послании иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика) в 1225-1226 годах Владимиро-Суздальский епископ Симон, считавший Ефрема Суздальского и святителя Ефрема Переяславского разными людьми. Святитель Симон ссылался на "летописец старый ростовский", где, вероятно, читались какие-то известия о деятельности святителя Ефрема Суздальского в Ростово-Суздальской земле.
В середине XVII имя "Ефрем" было включено, в ряду имён древних русских святителей, в составленный Мелетием Сиригом канон "к преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим" [6]. Хотя из текста неясно, идёт ли речь о Ефреме Переяславском или о Суздальском, это упоминание послужило основанием внесения имени святителя Ефрема Суздальского некоторыми авторами в "Собор святых в Малой России" [1].
На иконах "Собор Ростовских чудотворцев" 1838 года и конца XIX-начала XX века в Ростовской церкви Толгской иконы Божией Матери представлены некоторые местночтимые Ростовские святые, в числе которых - святитель с именем Ефрем [7]. Примечательно, что на более ранней иконе он, единственный из всех святителей, изображен с восьмиконечным крестом в деснице возле груди. Возможно, это указание на него как на одного из ранних крестителей и просветителей Ростовской земли, что отличает его от более позднего местночтимого тёзки - архиепископа Ефрема Ростовского (+ 1454).
В исторической науке не позднее начала XX века получала распространение версия о тождественности Ефрема Суздальского и Ефрема Переяславского. Согласно этому мнению, с конца XI века (очевидно, после смерти Ростовского епископа Исаии) Ростовская кафедра была временно упразднена, а её земли переданы в юрисдикцию Ефрема Переяславского [8].
Невзирая на эту версию, церковное почитание двух святителей продолжалось. При учреждении празднования Собора Киевских святых в 2011 году оба святителя Ефрема - Переяславский и Суздальский - были поимённо внесены в Собор.
Литература
- ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1-2. Стб. 238, 254 (?), 445; Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 9. С. XXII; Т. 24. С. 165; Т. 42. С. 165;
- Абрамович Д. И. Києво-Печерський патерик. К., 1930. С. 103.
- Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 677;
- Он же. Канонизация святых. С. 355.
Использованные материалы
- Карпов А. Ю., Вахрина В. И., "Ефрем, еп. Суздальский", Православная энциклопедия, т. 19, с. 56-57:
[1] Андроник (Трубачев), игум., сост., "Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX - сер. XIII в.)", в кн.: Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, т. 3 (кн. 2), М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1995, прил. (интернет-публикация на сайте православной энциклопедии Азбука веры), https://azbyka.ru/otechnik/books/original/11818-История-Русс...pdf. Статья Православной энциклопедии указывает дату кончины как "рубеж XI и XII вв.?".
[2] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 520, под 1161 г.
[3] Этому сообщению противостоят данные Киево-Печерского патерика о создании суздальского собора сыном Владимира Мономаха ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким).
[4] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 254
[5] Дата по ст. Андроник (Трубачев), игум., сост., "Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX - сер. XIII в.)", в кн.: Макарий (Булгаков), митр. Московский, История Русской Церкви, т. 3 (кн. 2), М.: Изд-во Валаамского монастыря, 1995, прил. (интернет-публикация на сайте православной энциклопедии Азбука веры), https://azbyka.ru/otechnik/books/original/11818-История-Русс...pdf. Статья Православной энциклопедии указывает дату кончины как "рубеж XI и XII вв.?".
[6] Минея-февраль, с. 762, http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb762.html
[7] Вахрина В. И. Изображения местночтимых ростовских святых в иконописи // ИКРЗ, 2002. Ростов, 2003. С. 214-223.
[8] Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 291-293 (СПб., 2003п. С. 162-163); Poppe A. Państwo i Kościół na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 182; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 47, 211; Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 85-103