![]() |
Аркадий (Остальский), епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии |
Память 16 декабря, в Соборе новомучеников и исповедников Российских, Соборе Бутовских новомучеников, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе Санкт-Петербургских святых
В миру Остальский Аркадий Иосифович, родился 25 апреля 1889 года в селе Скаковка Житомирского уезда Волынской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Был окрещён 16 мая того же года в Иоанно-Богословской церкви с. Скаковки, где его отец был священником. Таинство крещения совершил священник села Янковец Павел Стефанович (родной дед по матери). Восприемниками были: приходской священник м. Кодня Елеферий Иванович Яроцкий и дочь священника с. Янковец Вера Павловна Стефанович, девица (сестра матери Аркадия).
Обучался в Волынской Духовной Семинарии. По её окончании в 1910 году был учителем церковно-приходской школы с. Великая Цвиля Новоград-Волынского уезда. В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне (1893 г. р.), хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу.
Священник
14 сентября 1911 года, по ходатайству епархиального миссионера архимандрита Митрофана (Абрамова), был рукоположен в священный сан к собору г. Староконстантинова с назначением помощником уездного миссионера. Был священником на диаконском штате. На этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчётах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в "Епархиальных Ведомостях". Душа о. Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирождённым миссионером. Проповедовал просто и ясно, так, что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.В 1912 году был награждён набедренником "За примерное исполнение пастырских обязанностей".
С началом Первой мировой войны о. Аркадий стал военным священником и служил в 408-м Кузнецком пехотном полку.
![]() |
Священник Аркадий Остальский |
Первое учредительное собрание братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918 г. Члены братства оказывали помощь нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. О. Аркадий поимённо помнил всех опекаемых им больных. Деятельное участие в делах братства приняли княгиня Наталья Ивановна Оржевская, её племянница Наталья Сергеевна Шаховская, Ольга Мезенцева, Константин Роше, Антон Дробязко и многие другие.
О. Аркадий показывал пример жертвенности и крайнего нестяжания. Всё свои имущество раздавал нуждающимся. Близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу, которую он отдал бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, но, встретив на пути какого-то бедняка, поменялся с ним на лапти и уже в них пришел в Киев. В другой раз он отдал бедняку свои брюки, а чтобы это было незаметно, зашил полы подрясника, чтобы они не распахивались. Порой его чрезвычайной добротой пытались воспользоваться нечестные люди. Так, один пьющий человек, прикинувшись нищим, выпросил у него новый подрясник, но через некоторое время был замечен прихожанами на базаре продающим именно этот подрясник, который пришлось выкупить и вернуть о. Аркадию. В его комнате практически не было никаких личных вещей.
Воспитывая членов братства в духе ревностного христианского служения, о. Аркадий вместе с ними предпринимал долгие пешие паломничества к православным святыням, в частности в Киев. Дорогой они пели акафисты и церковные песнопения. Это были крестные ходы, которые проходили более двухсот километров, когда паломники останавливались помолиться у святынь, встречавшихся им на пути. Это были паломничества в кругу и среди верующего народа, которые укрепляли волю и веру, в чем многие тогда, оказавшись среди испытаний и государственной разрухи, особенно нуждались. В конце концов Свято-Николаевское братство получило такую известность, что в Житомир стали приезжать люди из других городов.
Арест
Начавшиеся гонения на Церковь только умножили ревность о. Аркадия, и со всем пылом молодой, глубоко религиозной натуры он устремился на защиту православной веры. Его проповеди помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это страшное время. О. Аркадий часто служил и исповедовал. На исповеди никого не торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда исповедь затягивалась до двух часов ночи. С каждым днем в его храме становилось все больше и больше прихожан и членов братства.
В период Гражданской войны, во время пребывания на Украине Петлюры часть духовенства Житомира вошла в состав автокефальной Украинской церкви. Эта группа поддерживала петлюровское движение. С возникновением раскола в Православной Церкви о. Аркадий поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея и непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко отрицательно относился к раскольнической "автокефальной Украинской Церкви".
В 1920 году в Житомире утвердились большевики. Весной 1922 года началось изъятие церковных ценностей из храмов советской России. В Житомире было получено послание Святейшего Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей, в котором предлагалось отдавать только те церковные вещи, которые не имели непосредственного употребления в богослужении. По распоряжению Волынского епископа Аверкия о. Аркадий огласил послание в церкви. Это явилось достаточным поводом для ареста.
6 мая священник Аркадий и его отец, священник Иосиф Остальский, были арестованы и заключены в тюрьму, где о. Иосиф вскоре и умер.
О. Аркадий после Литургии при выходе из храма был арестован за "агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих". Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе с о. Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом. Но православные прижавшись друг к другу, затаив дыхание от страха, все же остались на месте. Наиболее активная часть протестовавших была арестована и помещена в подвалы ГПУ.
Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который продолжался несколько дней - с 7 по 10 июня 1922 г. Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и благотворителя о. Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям. Множество свидетелей говорили об о. Аркадии как о замечательном, прекрасном человеке, бессеребреннике, священнике, сумевшем всю свою жизнь отдать на служение Богу и людям, приводилась масса примеров его исключительной доброты и самоотверженности. Но прокурор, доходчиво объяснил собравшимся, что все блестящие характеристики, не только не оправдывают, но, более того, усугубляют вину священника. И что идеи, проповеданные и проводимые в жизнь священником, не только не нужны молодому советскому государству, но и крайне вредны. О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о. Юлиана Красицкого: "После окончания следствия отец видел на спине Остальского следы пыток". (Сам исповедник никому об этом не говорил). Во время чтения приговора о. Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. "Ну что ж, - сказал о.Аркадий, - благодарю Бога за все. Для меня смерть - приобретение". После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен на пять лет заключения.
Находясь в заключении, о. Аркадий вместе с владыкой Аверкием трудились на лесоповале в Корабельной Роще. Во время заключения о. Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства. Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике, о. Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924 г.
Иеромонах
В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж, потребовав развода. Детей у них не было, о. Аркадий отдавал церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз. Выйдя из заключения, о. Аркадий поехал в Дивеевский монастырь и Саров помолиться. Там блаженная Мария Ивановна сказала ему: «Будешь епископом, но из тюрьмы не выйдешь». Там же, в Саровской Успенской пустыни, он был пострижен в мантию с тем же именем.
После принятия монашества о. Аркадий с еще большей ревностью погрузился в молитву и аскетические труды, а все свободное время отдавал братству. Смысл и цель христианской жизни в этот период раскрылись перед ним как никогда ясно и определенно, исчерпывающе выраженные преподобным Серафимом Саровским. Стремление к святости, стяжание Святого Духа отныне стало его единственной и вожделенной целью. Чем больше и неотвратимее разрушался внешний мир под ногами у миллионов русских людей, тем крепче о. Аркадий держался за единственно несомненную твердыню церкви — опору и упование православных христиан. Желающим спасаться он говорил, что борьба с грехом не может быть прекращена до смерти. Кроме того, он боролся с обновленчеством, отстаивая Православную Церковь.
Епископ Лубненский
В начале 1926 года иеромонах Аркадий был возведен в сан архимандрита, а 15 сентября того же года в Москве был хиротонисан митрополитом Сергием (Страгородским) в сослужении с другими архиереями во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.
Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом возвращаться в свою епархию.
Ссылка
Из ссылки бежал. Тайно вернулся в город Лубны, провёл пасхальное богослужение, под угрозой нового ареста скрылся. Жил в Новом Афоне на Кавказе среди монахов. Понимая, что он находится в розыске и в любой момент может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию, чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи. Даже в таких обстоятельствах поддерживал переписку с духовенством Полтавской епархии.
В конце 1927 г. после опубликования Декларации митрополита Сергия (Страгородского) один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом, в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту Сергию из-за декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию. В ответном письме, владыка высказал свою точку зрения на настоящие события. Владыка попытался убедить священника в ошибочности его взглядов. Это письмо, без разрешения владыки, было в несколько переделанном виде выпущено как послание еп. Аркадия к Лубненской пастве, получив широкое распространение на Украине, и было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ".
В 1928 тяжело заболел и переехал в Киев, где жил на нелегальном положении. Великий Пост исповедник провел тайно в С.-Петербурге. Но Пасху 1928 г. он решил встретить открыто. Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы предварительно владыка запросил разрешение власти. Тогда еп. Аркадий принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. В Москве еп. Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы прояснить свое положение.
Арест
![]() |
Епископ Аркадий (Остальский). Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год |
15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа. Ему вменили в вину его "Послание к Лубненской пастве". Содержался в Бутырской тюрьме.
23 июля 1928 года приговорён Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР к пяти годам заключения.
27 июля он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий концлагерь. Везли в товарных вагонах. Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути. На остановках конвой открывал двери и вытаскивал из вагонов трупы.
12 августа преосвященный Аркадий прибыл на Соловки и был определен в 11-ю роту на самую тяжелую работу.
10 сентября епископа перевели в 12-ю роту и назначили сторожем, 16 сентября перевели в 6-ю роту. Сторожем епископ прослужил до 9 мая 1929 года, когда его снова отправили на общие работы - рытье дренажных колодцев.
В июне 1929 года епископа Аркадия отправили на общие работы на Троицкую командировку на остров Анзер.
В октябре 1930 года епископа Аркадия перевели во 2-ю роту поселка Савватиево, где он получил место сторожа.
В марте 1931 года его снова перевели на общие работы на участок Овсянка, а затем на том же участке он работал сторожем.
В лагере его помещали то в барак, где большей частью были уголовники, то туда, где было заключено лишь духовенство, но и на преступников, и на служителей Христовых владыка оказывал благотворное влияние. Лагерному начальству это не нравилось, и потому оно часто переводило епископа с места на место. Находясь в лагере, владыка не только раздавал все, что получал сам от своих духовных детей, но старался; чтобы и духовенство помогало друг другу, дабы никто не оказался в крайних обстоятельствах, лишенным поддержки. По мере возможности владыка совершал богослужения, иногда с оставшимися на воле соловецкими монахами, которые не пожелали оставить Соловецкую обитель.
В одной из его лагерных характеристик было сказано: «Лагерному распорядку не подчиняется… группировал вокруг себя служителей культа, ведя среди них агитацию против обновленческого направления… Среди служителей культа имеет большое влияние... Требует строгой изоляции и неуклонного наблюдения». В заключении проводил богослужения, в тяжелейших условиях продолжал проповедовать. Говорил, что «нужно благодарить Бога, что Он у нас не отнял еще возможность совершать моление здесь, как ранее в катакомбах».
В лагере владыка пользовался большим авторитетом у заключенных священнослужителей, конечно же, православных. Но украинские "автокефалы и обновленцы, невзирая на жестокость лагерных условий, уравнивающих всех перед неотвратимыми страданиями, и здесь оставались непримиримыми к православному архиерею. Некий Степан Андреевич Орлик, автокефальный священник, еще в Житомире вступал с епископом Аркадием в ожесточенные публичные споры, обвиняя его в ереси. И вот, спустя столько лет, «оппоненты» встретились на Соловках. Неприязнь Орлика к православному епископу была столь велика, что и здесь, где, казалось бы, верующий в Бога заключенный священник должен забыть о своих пристрастиях, он донес на епископа Аркадия администрации.
Действительно, владыка не вписывался в лагерный порядок: организовав вокруг себя православных священников, он внимательно следил за их дисциплиной, благочестием и за тем, чтобы никто не утратил бодрости духа и молитвенного настроя. Для священнослужителей, не имевших никакой поддержки от близких и родственников, он организовал кассу взаимопомощи. Невзирая на опасность, владыке иногда удавалось совершать у вольных монахов службу архиерейским чином. В 1930 году, на Введение Божией Матери во храм, он сказал проникновенную проповедь о значении церкви в жизни верующих, о том, что, «только лишившись возможности посещать храм, мы по-настоящему оцениваем, что потеряли». На одной из таких служб епископ Аркадий возложил палицу на священника Михаила Савченко, которой он был награжден митрополитом Михаилом (Ермаковым), о чем пришло известие с Украины. Это был ревностный, во всем единомысленный с владыкой священник из Полтавы, который помогал организовывать молитвенные собрания, а также распределять средства для поддержания в лагере «необеспеченного» духовенства.
Владыка принимал участие в работе Соловецком Музее общества краеведения, копировал древние грамоты. Им было скопировано 28 документов 1625 – 1797 гг. Большинство из них сегодня хранится в Государственном историческом музее.
![]() |
Епископ Аркадий (Остальский). Следственный изолятор поселка Кремль в Соловках. 1931 год |
14 июля 1931 года Тройка при ПП ОГПУ СССР по ст. 58-10 УК РСФСР Владыке добавили к сроку еще 5 лет заключения в лагере.
После приговора его в качестве наказания перевели на некоторое время на Секирную Гору — аналог внутренней тюрьмы с самым суровым режимом.
В лагере ему предлагали остаться на службе в качестве кассира и обещали прекратить его преследование, если он откажется от священнослужения. Но он отверг предложение.
Освободили его только в 1937 г. Из лагеря вышел совершенно седой человек.
Епископ Бежецкий
В феврале 1937 года отбыв срок сполна, средств к существованию практически не было. Вот свидетельство самого владыки: «Жил я на деньги, вырученные от продажи художественной литературы, — русских классиков, за которую я выручил около 2000 рублей. Более четырех месяцев я жил в Касимове (у священника Николая Правдолюбова и его матушки Пелагеи Ивановны. Сам о. Николай и его брат Сергий были на Соловках, где и подружились с владыкой).
Несколько месяцев он жил в селе Селищи Рязанской области у протоиерея Михаила Дмитрова, он очень интересовался своими племянниками, находящимися на Соловках.. В мае 1937 года епископ Аркадий ездил в Патриархию к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и хлопотал о награждениии протоиерея Михаила митрой. Митрополит Сергий удовлетворил просьбу епископа, и владыка сам привез в Селищи митру и возложил ее на о. Михаила.
Две недели жил в Калуге, три раза за это время жил в Москве по три—четыре дня, иногда у двоюродной сестры Натальи Константиновны Асетницкой — одинокой вдовы, работающей машинисткой. Заходил, но очень редко, к Надежде Алексеевне Гринвальд, а также бывал у Веры Алексеевны Костомаровой. Все они были близкими знакомыми по церкви, еще с 1926 года.
Еще до последнего ареста и высылки на Соловки владыка бывал и служил в Пименовской церкви и поддерживал добрые отношения с ее настоятелем о. Николаем Баженовым. Побывав у о. Николая Баженова в 1937 году, епископ Аркадий рассказал о своих злостраданиях. Отец Николай спросил, чем он собирается заниматься. Владыка ответил: «Я много выстрадал за время пребывания в лагере, но я снова горю желанием работать над укреплением Православной Церкви и разъяснять верующим смысл происходящих событий в жизни русского народа, укреплять веру в народе, хотя бы мне и снова пришлось пострадать за это. Я готов на все».
В начале 1937 г. он последний раз посетил Житомир, чтобы помолиться на могиле матери, и встречался с бывшими членами Свято-Николаевского братства и с собратьями по служению о.Илией Николаевым и о.Иоанном Серовым.
В 1937 г. был назначен епископом Бежецким, викарием Калининской епархии, но власти не разрешили ему выехать к месту назначения. Владыка продолжал добровольное странничество. Проживал в городах Московской обл. (по адм. делению 1930-х годов). Поддерживал дружеские отношения с калужским архиереем Августином и на момент ареста проживал в Калуге.
Арест
21 сентября в 9 ч. вечера НКВД арестовало архиепископа Августина, о чем тут же узнал еп. Аркадий. На следующий день, около полуночи, преосвященный Аркадий отправился на вокзал. Ему удалось сесть в поезд, но сотрудники Калужского РО УНКВД уже искали его. Состав был задержан, в вагон зашли сотрудники НКВД вместе с человеком, который знал епископа в лицо, и владыка был арестован [1].
Содержался в Калужском тюрьме, затем в Бутырской тюрьме в Москве.
17 октября 1937 года был допрошен:
На допросе Владыка Аркадий сказал, что говорил: "Церковь расшатывается вследствие нашего нравственного падения. Следовательно, для того, чтобы укрепить Церковь, необходимо в основу положить наше нравственное усовершенствование. Последнее является средством борьбы с неверием и его наступлением на Церковь. Нравственное усовершенствование является единственным средством укрепления Церкви, и наивысшим средством мы не можем располагать. К этому убеждению я пришел в 1935 году, Когда в Соловки прибыл епископ Петр (Руднев), который много рассказывал мне о нравственных проступках епископата и духовенства и полной разрозненности среди последнего. Уже в это время я пришел к выводу, что после освобождения я буду стремиться не к тому, чтобы управлять епархией, а чтобы иметь возможность совершать богослужение в храме. Если это не удастся, то быть хотя бы сторожем любого храма, скрыв от верующих свое епископское звание, с тем, чтобы своим высоким нравственным совершенствованием дать образец того, что и наши люди могут украсить Церковь в современных условиях. О борьбе с советской властью какими-то физическими или иными средствами я давно перестал и думать, вследствие того переворота, который я лично пережил, и сама Церковь в современном состоянии не способна к какой-либо подобной борьбе. Только нравственное усовершенствование служителей Церкви и верующих свяжет их между собой и сделает Церковь гибкой для сопротивления против наступающего неверия".
7 декабря Тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 ч.1 УК РСФСР приговорила епископа к расстрелу за "контрреволюционную фашистскую агитацию".
29 декабря 1937 года был расстрелян на полигоне НКВД недалеко от поселка Бутово под Москвой.
Причислен к лику святых Новомучеников Российских Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Известен как замечательный проповедник. Автор многих оригинальных богословских сочинений (в рукописях). Особенно хорошо написана его работа о церковном красноречии. Имеются сведения, что он составил практическое руководство проповедника. Большая часть его сочинений погибла при разъездах и переездах.
Труды
- Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.963.
- Волынские епархиальные ведомости. 1910. № 46. С. 825.
- Волынские епархиальные ведомости. — 1911. № 39. С. 744, 757—758.
- Волынские епархиальные ведомости. — 1913. № 4. С. 64—65.
- http://vedomosti.meparh.ru/2004_4_5/10.htm#bgn - Проповедь. Беседа на Троицкую Родительскую субботу
- http://vedomosti.meparh.ru/2004_6_8/13.htm - Проповедь. Слово о Кресте.
- http://www.pravoslavie.ru/put/051230125155 - Проповедь. Подведем итоги прошедшему году.
Использованные материалы
- http://193.233.223.18/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html?/ans - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
- http://www.fond.ru/book/book3/3-73.htm
- http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_13.htm
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_3968
- http://www.zaistinu.ru/old/ukraine/church/arkadiy.shtml
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4761.htm
- http://www.russia-hc.ru/rus/religion/legend/arkost.cfm
- http://www.rusk.ru/st.php?idar=401072
- http://www.tvspas.ru/www/aluk/2006/06.htm - см. У микрофона игумен Дамаскин (Орловский). Первая часть жития священномученика святителя Аркадия Остальского (MP3).
- http://www.tvspas.ru/www/aluk/2006/07.htm - см. У микрофона игумен Дамаскин (Орловский). Заключительная часть жития священномученика епископа Аркадия Остальского (MP3).
[1] По официальным данным Аркадий (Остальский) арестован 22 сентября.