СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии

Становление общины

Обитель была основана во второй половине XVIII века преподобной инокиней Александрой (Мельгуновой), бывшей в миру богатой помещицей. Богородица Сама повелела ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле (после Иверии, Афона и Киева). Около 1760 года подвижница остановилась в селе Дивееве, где получила чудесное извещение, что это и есть избранное Пречистой место. На средства преподобной в 1767 году был заложен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Главный престол был освящён в 1772 году, левый придел во имя святителя Николая Чудотворца - через четыре года, а правый придел во имя первомученика архидиакона Стефана - в 1779 году [1]. Из Казани преподобная привезла точную копию иконы Казанской Божьей Матери, из Киева - частицы святых мощей, из Москвы - колокола, а из Саровского монастыря - старый иконостас. В 1788 году местная помещица Жданова, услышав об обители, обетованной свыше матери Александре, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила там три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить ещё трёх послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Жила община по строгому саровскому уставу. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Пища привозилась раз в сутки с саровской трапезы. Сёстры шили, вязали для саровской братии, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. Перед своей кончиной в 1789 году матушка Александра попросила молодого иеродиакона Саровской пустыни, будущего преподобного Серафима, позаботиться о её общине.

После смерти основательницы общины, молодую обитель возглавила одна из трёх оставшихся сестер - Анастасия Кирилловна, которая в продолжении семи лет собрала в общину до 52 сестер. С 1796 года, после смерти Анастасии Кирилловны, общину возглавила Ксения Михайловна Кочеулова. Она была настолько строга, что в первый год ее управления из общины выбыли 40 человек, но затем стали прибывать новые.

Преподобный Серафим Саровский хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но матушка Ксения не согласилась, говоря, что устав дан саровским строителем Пахомием. Тогда, в 1826 году, по указанию Богородицы святой Серафим устроил рядом Дивеевской Казанской общиной другую, получившую название ”Мельничной”, с более мягким уставом. Днём основания этой обители считается 22 декабря того года. В неё, по указанию Пречистой, следовало перевести восемь сестёр из Казанской общины. Велено было возвести два храма - в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы, ископать канаву и насыпать вал вокруг обители, а также построить мельницу-питательницу.

После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.

Расцвет монастыря

10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.

К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.

Закрытие и разорение

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.

В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.

Возрождение

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.

18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.

Статистика

  • 1796 - 52 сестры [4]
  • 1825 - 50 сестер [4]
  • 1833 - в Мельничной общине: 19 келий, 73 сестры [4]
  • 1917 - по списку: 270 монахинь, 1474 послушницы (при этом численность населения села Дивеева составляла 520 человек) [4]
  • ок. нач. 2000-х - более 400 насельниц [5]
  • ок. кон. 2010-х - в монастыре и на 19 его скитах и подворьях: 36 храмов с 82 престолами; ок. 500 насельниц [6]

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря

Храмы, архитектура

Храмы и часовни

  • Казанский собор (1779 г.)
  • Рождественский храм (1829 г.)
  • Богородице-Рождественский храм (1830 г.)
  • Скорбященский домовый храм (1861 г.)
  • Троицкий собор (1875 г.)
  • Трапезный Александро-Невский храм (1895 г.)
  • Марие-Магдалининский домовый храм (1902 г.)
  • Преображенский собор (1916 г.)
  • Казанский храм на источнике в с. Дивеево (1989 г.)
  • Домовый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы "Целительница" (2008 г.)
  • Князь-Владимирская часовня в палаточном городке в с. Дивеево (2010 г.)
  • Серафимовская каменная надкладезная часовня (2012 г.)
  • Серафимовская деревянная часовня (2014 г.)
  • Благовещенский собор (2015 г.)
  • Серафимовская часовня в палаточном городке в с. Дивеево

Святая Канавка в Дивеевском монастыре
Святая Канавка в Дивеевском монастыре

Святая канавка

Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.

Святая канавка в советское время
Святая канавка в советское время
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.

С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери "Умиление" состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.

Восстановление Канавки началось 23 августа 1997 года. Проект реконструкции был разработан сотрудниками Московского государственного строительного университета под руководством профессора Сергея Чернышева. Ко дню столетия прославления преподобного Серафима, 1 августа 2003 года, Канавка была выкопана; полностью работы были завершены в 2004 году. Длина Святой канавки по оси рва - 775 метров. По завету преподобного Серафима её глубина и ширина равняется трём аршинам; вал также трёхаршинный (2 м 15 см). В начале, в середине и в конце Канавки поставлены поклонные кресты. Площадь внутри Канавки - 4,43 гектара.

Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской

Музеи

Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.

В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.

Архангельский скит Дивеевского монастыря
Архангельский скит Дивеевского монастыря

Скиты и подворья

Монастыри-скиты

Скиты

  • Архангельский в урочище Ездаково (с. Шатовка)
  • Знаменский в с. Хрипуново
  • Кутузовский в п. Кутузовка
  • Ломовский в санатории "Солнечная поляна"
  • Меляевский
  • Никольский в с. Автодеево
  • Покровский в с. Канерга
  • Сергиевский в п. Выездное
  • Скит в п. Цыгановка
  • Троицкий в п. Троицкий Скит

Подворья

Начальницы, игумении

Святые и святыни

Обитель, основанная по прямому повелению Богородицы, осияна целым сонмом святых, во главе с преподобным Серафимом Саровским. 14 апреля 2008 года для их общего почитания был учреждён Собор Дивеевских святых. В то время в Собор было включено 17 подвижников благочестия - святителей, преподобных, блаженных, новомучеников, - из которых восьмеро своими мощами почивали в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря.

Важнейшие святыни

Источники

  • Прп. Александры (с. Дивеево)
  • Иверской иконы Божией Матери (с. Дивеево)
  • Казанский (с. Дивеево)
  • Пантелеимоновский (с. Дивеево)
  • Иконы Божией Матери "Умиление" (с. Дивеево)
  • Прп. Серафима (пос. Цыгановка)

Использованные материалы

  • "История Дивеевского монастыря", официальный сайт Серафимо-Дивеевского монастыря:
  • "Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь", официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Монастырский вестник:
  • "История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря", по кн. Агапов А., Саров. Дивеево, Саров, 2006:



[1]  Хронология по ст. "История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря", по кн. Агапов А., Саров. Дивеево, Саров, 2006, http://diveevo.biz/history. В ряде материалов утверждается что храм был построен либо в 1772, либо в 1779 году, что объясняется промежутком времени между освящением главного престола и правого придела.

[2]  Манатея - тонкая домотканая шерсть.

[3]  Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/Titles59.htm#19564

[4]  "История Дивеевского монастыря", официальный сайт Серафимо-Дивеевского монастыря, https://diveevo-monastyr.ru/chronicle/istorija-diveevskogo-monastyrja/

[5]  "Серафимо-Дивеевский монастырь сегодня", архивный сайт Серафимо-Дивеевского монастыря, архивная копия от 20 августа 2006, https://web.archive.org/web/20060820033851/http://www.4udel....php

[6]  "Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь", официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Монастырский вестник, https://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-troitskiy-...yr/

[7]  http://www.diveevo52.ru/index24.htm

Редакция текста от: 31.05.2020 15:05:43

"СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google