Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Московский храм Пимена Великого
Московский храм Пимена Великого
Московский храм преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве

В стиле барокко. Длина здания храма — 45 метров, ширина — около 27 метров, вмещает до 4 тысяч прихожан. Четырёхугольник с восьмигранным ярусом, одноглавая. Колокольня — трёхъярусная.

История

Первое, самое раннее поселение московских ворот­ников, привратников при городских воротах, располагалось у стен Кремля. Одно вре­мя их слобода находилась рядом с Тверской улицей, где оставила о себе память в названии переулков: Воротниковского и Старопименовского, в честь храма покровителя ворот­ников Пимена Великого.

В середине XVIII века (приблизительно в 1658 году) московские воротники были переведены в окраинное село Сущево из Земляного города, уже силь­но застроенного и многолюдного: их прежняя терри­тория освобождалась под стрелецкие и прочие дворы государевых людей и мастеров насущных профессий. Здесь же, стражники образовали другую Воротниковскую слободу и около 1672 года выстроили новую слободскую церковь во имя своего традиционного покровителя — святого Пимена, с глав­ным Троицким престолом, в точности повторявшую их старый храм. Новое поселение стражников осталось в нехитром названии местного Нововоротниковского переулка, где с тех пор стоит «Новый Пимен».

Эта церковь тоже поначалу была деревянной (что наводит на мысль об относительной бедности мос­ковских воротников) и вскоре сгорела в 1691 году. По благосло­вению патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 годах, но уже каменной и стояла в старину на берегу большого, красивого пруда.

Ныне существующая ограда построена в 1825 году.

В 1870 году был утверждён новый проект фасада и колокольни, появился новый придел во имя Владимир­ской иконы Божией Матери, устроенный по случаю чуда, явленного от этого образа. По преданию, один слепой мальчик как-то играл здесь и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это время пыль и песок попа­ли ему в лицо, он потёр глаза этой рукой — и мгновен­но прозрел. Первое, что он увидел, была маленькая иконка, вырезанная на камне, которую он и держал в руке, — это оказался образ Владимирской Богоматери. Во имя ее тогда устроили придел — учёные полагают, что это произошло в начале XIX века, а при перестрой­ке церкви в конце того же столетия придел был соору­жён заново архитектором К. М. Быковским. Эта камен­ная иконка долго хранилась в Пименовском храме.

Разумеется, что на рубеже XIX-XX веков ни о каких московских воротниках и их слободском посе­лении речи уже не было. Прихожанами «Нового Пимена» были многочисленные простые москвичи, жившие в той местности, которые стали просить вла­сти о расширении храма ввиду его тесноты. Работы велись несколько десятилетий — в начале XX века сам Федор Шехтель оригинально проектировал его внутреннее убранство с элементами и художествен­ными приёмами московского модерна. За образец был взят Владимирский собор в Киеве и его низкий, одноярусный иконостас наподобие византийского, и даже позднейшие росписи В. Васнецова, хотя само­го художника не пригласили к участию в работе над московским Пименовским храмом. Кроме того, в оформлении интерьера использовали древнехристи­анскую символику катакомб — изображение «Альфы и Омеги», виноградных лоз, пальмовых ветвей... Благоукрашенный и перестроенный Пименовский храм освятили 27 декабря 1907 года.

После революции для «Нового Пимена» насту­пили нелёгкие дни, несмотря на то что он не был закрыт. В апреле 1922 года из храма изъято 12 пудов 38 фунтов 48 золотников "церковных ценностей".

Тем не менее, 1917-1937 гг. стали для храма эпохой "золотого двадцатилетия", так как в этот период в церкви служило четверо новомучеников, а святитель Патриарх Тихон и митрополит Трифон (Туркестанов) были частыми гостями храма.

В 1927-1932 годах, регентом хора в Пименовском храме был инок Платон — будущий патриарх Пимен. Впоследствии он ежегодно совер­шал здесь службу в престольный праздник храма, празднуя и день своего тезоименитства.

С 1936 года Пименовский храм стал цитаде­лью обновленцев во главе с лжемитрополитом Алек­сандром Введенским — это был главный московский храм раскольников, в числе других городских церквей захваченный ими в смутное для России время. И толь­ко после кончины главаря раскола, последовавшей в 1946 году, Пименовский храм самым последним из них вернулся в Патриархию. 9 октября 1946 года на праздник Иоанна Богослова обновленцы провели здесь торжественную службу, и всего лишь через полчаса после её окончания храм перешёл в ведение Русской Православной Церкви.

В советские же годы сюда была перенесена хра­мовая икона из знаменитой церкви Василия Кесарийского на Тверской, бесследно уничтоженной безбож­ной властью в середине 1930-х годов.

Святыни

Храмовый образ Св. Троицы (справа от царских врат, послепетровское время), особо чтимые — Казанская икона Божией Матери (кон. XVII в.), Тихвинская икона Божией Матери (1695, царский изограф Ф.Феофанов), в иконостасе левого, сев. придела — Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и Спас Великий Архиерей (нач. XVIII в.). Храмовый образ левого придела — Владимирская икона Божией Матери (сер. XVIII в.), "Пименовский" образ Божией Матери (нач. XX в., повторяет по композиции икону «Нечаянная Радость»), свт. Николая Чудотворца (XVIII в.). В иконостасе правого, юж. придела — икона Спасителя (вторая пол. XVII — нач. XVIII в.), «Благовещение» (XVIII в.), особо чтимый образ Пимена Великого (сер. XVIII в.). Напротив (перед решёткой солеи), в выполненном под мрамор киоте — написанная на стекле Казанская икона Божией Матери.

Богослужение

Ежедневно - Литургия в 8 час., вечерня и утреня - в 17 час.; в пятницу - с акаф. перед иконами Божией Матери Владимирской и Казанской, в воскресенье - с акаф. попеременно Троице Живоначальной и прп. Пимену Великому; по воскресеньям и праздникам - Литургия в 7 и 10 час., накануне в 18 час. (зимой в 17 час.) - всенощное бдение. Действует воскресная школа для детей и взрослых. Имеется приходская библиотека.

Настоятели

Литература

  • Денисов М.Е. Церковь преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках в годы гонений (1917-1937). М., 2014.

Использованные материалы

Редакция текста от: 04.06.2021 03:20:13

"МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google