СТЕФАН МОСКОВСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Стефан Московский, Богоявленский
Прп. Стефан Московский, Богоявленский
Стефан Московский, Богоявленский (XIV в.), монах, преподобный

Память в Соборах Московских, Радонежских и Ростово-Ярославских святых.

Стефан был старшим из сыновей прпп. Кирилла и Марии Радонежских. Когда Стефану исполнилось семь лет, его отдали вместе с младшими братьями - Варфоломеем и Петром - обучаться грамоте. Стефан успешно осваивал преподаваемое учение.

Между 1333 и 1340 годами он женился в Радонеже на благочестивой девице, у них родилось двое детей - старший Климент и младший Иоанн. Но вскоре молодая супруга Стефана скончалась, и Стефан, решив принять монашеский постриг, удалился в Покровский Хотьков монастырь, где усердно упражнялся в посте и молитве.

После похорон родителей Варфоломей упросил Стефана отправиться вместе на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Такое место братья нашли в чаще леса на горе Маковец. Горячо помолившись и призвав благословение Божие, они устроили хижину для ночлега, келию, а рядом с ней поставили небольшую церковь. Когда пришло время освящения храма, Варфоломей спросил совета у Стефана: "Ты мой старший брат не только по крови, но и по духу. Мне надо слушаться тебя как отца. Усердно молю тебя ответить, во имя какого святого нам следует освятить церковь". Стефан сказал: "Ты сам знаешь ответ на свой вопрос. Родители много раз говорили, что Господь избрал тебя еще в материнской утробе и послал знамение до рождения твоего, когда ты трижды прокричал во время Литургии. Священники и старцы ясно истолковали это знамение, говоря: "Ребенок сей будет учеником Святой Троицы". Посему тебе подобает освятить эту церковь во имя Святой Троицы". Варфоломей, глубоко вздохнув, ответил: "Правильно ты сказал. Того же и я хотел. А спрашивал я тебя ради смирения". По благословению митр. Феогноста на гору Маковец прибыли священники, которые привезли с собой антиминс, мощи святых мучеников и все остальное, что необходимо для освящения храма. Церковь была освящена во имя Святой Троицы.

Некоторое время Стефан проживал с братом на Маковце, но постепенно суровая, исполненная лишений жизнь пустынника начала его тяготить. Оставив брата, он ушел в Москву. Как писал Епифаний Премудрый, "хотя одно чрево произвело их на свет, но имели они разные наклонности... один пожелал жить так, другой иначе; один решил подвизаться в городском монастыре, другой же пустыню сделал подобной городу".

В Москве Стефан стал монахом Богоявленского монастыря, которому покровительствовали семьи вел. князя и тысяцкого Протасия, земляка боярина Кирилла. В этой обители Стефан вел суровую, постническую жизнь, усердно трудился, преуспевал в добродетели. Здесь же около 1319 года принял постриг будущий митр. Алексий (Бяконт). Вместе они жили общей духовной жизнью. Во время богослужений, стоя рядом, Стефан, Алексий и чудный старец Геронтий пели на клиросе. Алексий стал покровителем Стефана как старший по возрасту.

Узнав о достоинствах Стефана, владимирский, московский и новгородский вел. кн. Симеон Иванович Гордый приблизил его ко двору и избрал своим духовным отцом. Вслед за князем многие бояре также стали духовными чадами преподобного. Среди них были и сыновья умершего тысяцкого Протасия – новый московский тысяцкий Василий Протасьевич и его младший брат Федор Воронец.

Положение Стефана стало тяжелым после того, как в 1353 году во время эпидемии чумы умерли его духовный сын вел. кн. Симеон и митр. Феогност. Новым правителем Москвы стал бывший звенигородский удельный кн. Иоанн II Иоаннович Красный. Он решил уменьшить влияние бояр Протасьевичей (Вельяминовых).

Стефан решил вернуться на Маковец. Трудно сказать с определенностью, по какой причине он оставил жительство в Богоявленском монастыре и переселился в Троицкую обитель. Можно лишь предположить, что им руководило стремление к более строгой монашеской жизни, нежели та, какую он вел в Москве.

Взяв с собой двенадцатилетнего сына Иоанна, он пришел в Троицкий монастырь к прп. Сергию, ставшему к этому времени настоятелем. Стефан попросил младшего брата постричь сына в иноки. Сергий выполнил просьбу брата и постриг Иоанна в монашество с именем Феодор. Позднее он стал основателем Симонова монастыря в Москве.

С прибытием Стефана в Троицкий монастырь в обители возникли нестроения. Стефан претендовал на то, чтобы его почитали больше, чем Сергия. Одним из камней преткновения стал вопрос о монастырском уставе. Старший брат придерживался древней традиции особножительства; младший, наоборот, выступал за переход к общежитию. Получив в январе-феврале 1377 года от послов Константинопольского патриарха грамоту и дары, прп. Сергий начал энергично преобразовывать обитель в общежительную. Из-за этого среди части монахов возникло недовольство.

Однажды на вечернем богослужении Стефан с гневом воскликнул: "Кто здесь игумен? Не я ли первым основал эту обитель?" Желая избежать распри, смиренный и кроткий Сергий ничего не сказал брату. После окончания службы он, никем не замеченный, тихо ушел из обители.

Спустя некоторое время братия Троицкой обители просила прп. Сергия о возвращении. Прп. Стефан удалился в один из московских монастырей. Позднее он некоторое время пребывал в Троицкой обители. "Ясно, что он раскаялся в своей минутной вспышке и примирился с своим святым братом-игуменом", – утверждает архиеп. Никон (Рождественский).

Точное время кончины прп. Стефана неизвестно. Епифаний Премудрый стал собирать сведения о преподобном Сергии (+ 1392) еще в 1393-1394 годы, и в числе старцев, которых он расспрашивал о жизни радонежского игумена, был и Стефан. Можно предполагать, что прп. Стефан преставился в середине или во второй половине 1390-х годов.

Литература

  • Троицкий патерик. СТСЛ, 2015.

Использованные материалы

Редакция текста от: 14.11.2021 09:07:57

"СТЕФАН МОСКОВСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google