Прп. Епифаний Премудрый |
Память 12 мая [1] и в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых
Сведения о Епифании Премудром заимствуются из его сочинений. Поскольку в них содержится критика политики вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты в Ростове, можно предположить немосковское происхождение книжника. Вероятно, Епифаний принял постриг в ростовском монастыре во имя свт. Григория Богослова - Затворе,- имевшем во второй половине XIV века богатую библиотеку. Епифаний Премудрый писал о своей дружбе в 1370-х годах со св. Стефаном (впосл. ставшим епископом Великопермским) в Затворе, книжники часто спорили о толковании текстов. По наблюдениям В. О. Ключевского, Епифаний хорошо знал Новый и Ветхий Заветы, Псалтирь, святоотеческую и житийную литературу [2]. По-видимому, в Ростове вместе со св. Стефаном он изучал греческий язык. Полученные знания Епифаний Премудрый использовал в своих путешествиях в Константинополь, на Афон и в Иерусалим, о которых известно из его сочинений (ряд исследователей отождествляют Епифания Премудрого с иноком Епифанием, автором "Сказания о пути к Иерусалиму" [3]), путешествия Епифаний мог совершить в 1380-х годах - начале XV века.
Из ростовской обители Епифаний Премудрый перешел в Троице-Сергиев монастырь (это могло произойти вскоре после 1379, когда св. Стефан оставил Затвор, намереваясь отправиться с миссионерской проповедью к зырянам). По предположению Б. М. Клосса, Епифаний принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре 12 мая 1375 года, однако данная точка зрения не принята другими исследователями.
Прп. Епифаний Премудрый |
В декабре 1408 года, во время похода ордынского эмира Едигея на Северо-Восточную Русь, Епифаний бежал из Москвы в Тверь и нашел прибежище у архим. Корнилия (в схиме Кирилла), настоятеля тверского Спасо-Афанасиевского монастыря. По-видимому, архим. Кириллу адресовано послание Епифанию 1415 года (известно в одном списке XVII-XVIII веков [6], где оно озаглавлено "Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу"). Отождествление адресата послания Епифания Премудрого с архим. тверского монастыря Кириллом признается не всеми [7]. Послание Епифания было ответом на несохранившееся письмо Кирилла, в котором последний вспоминал о виденных им в Евангелии, принадлежавшем Епифанию, четырёх миниатюрах с изображением константинопольского собора Св. Софии. В ответном письме Епифаний, называющий себя "изографом", рассказал, что эти рисунки он копировал с рисунков Феофана Грека, с которым, живя в Москве, был знаком и который "великую к моей худости любовь имеяше". В послании Епифания содержатся уникальные сведения о великом художнике: он сообщает, что Феофан Грек расписал более 40 каменных церквей и несколько светских построек в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Москве; книжник описывает творческую манеру Феофана.
Из письма Епифания Премудрого также следует, что к 1415 году он уже не жил в Москве, возможно, он вернулся из Твери в Троице-Сергиев монастырь. В Троицком монастыре в 1418 году Епифаний приступил к составлению Жития прп. Сергия на основе записей, сделанных книжником в продолжение более 20 лет. Житие прп. Сергия Епифаний писал как на основе собственных воспоминаний, так и опираясь на известия, которые он получил от других современников преподобного. В отличие от редакций Жития, созданных позднее Пахомием Логофетом, Житие прп. Сергия, написанное Епифанием, насыщено биографическими деталями, содержит много информации об окружении прп. Сергия (текст впосл. сокращен). Житие прп. Сергия в редакции Епифания Премудрого известно в составе Пространной редакции Жития прп. Сергия в списках не ранее XVI века. Созданный Епифанием текст начинается с предисловия и заканчивается главой "О худости порт Сергиевых и о некоем поселянине", последующее изложение событий принадлежит Пахомию Логофету. Можно предположить, что Епифаний не успел закончить свой труд и просил Пахомия, прибывшего в Троице-Сергиев монастырь около 1443 года [8], его продолжить. Пахомий Логофет в послесловии к Житию прп. Сергия так пишет о беседах с Епифанием:
К этому же периоду пребывания Епифания Премудрого в Троице-Сергиевом монастыре относится составление книжником Похвального слова прп. Сергию. По мнению В. А. Кучкина, Похвальное слово, в котором говорится о нетленности мощей прп. Сергия, было написано после обретения и переложения мощей святого в раку, что произошло 5 июля 1422 года [10]. Клосс полагает, что Слово было создано 25 сентября 1412 года в связи с освящением восстановленного Троицкого храма [11]. По-видимому, в этот период Епифаний являлся братским духовником, об этом сообщается в одном из вариантов Жития прп. Сергия, написанном Пахомием Логофетом: "Беше и духовник в велицеи лавре всему братству". Возможно, данные слова являются позднейшей вставкой, поскольку в авторском варианте этой фразы нет [12].
Епифаний Премудрый был литературно одарен. Свой стиль, сформировавшийся под влиянием последователей тырновской книжной школы, в частности Григория Цамб)))), сочинения которого были известны на Руси уже в первой трети XV века, Епифаний определял как "плетение словес". Для литературной манеры Епифания характерны ритмизированность текста за счет использования однокоренных и созвучных слов, умножение метафор, эпитетов и сравнений, эмоциональность, широкое привлечение библейских образов. Несмотря на орнаментальность стиля, его сочинения богаты фактическим содержанием, изложенным точно и обстоятельно, что делает их ценным историческим источником.
Многие исследователи отождествляют Епифания Премудрого с писцом части Троицкого Стихираря [13] Епифаном, оставившим на полях книги несколько записей, в т. ч. исторического содержания. Кодекс был создан, возможно, в 1380, или в 1403, или в 1413 году [14]. Клосс атрибутировал писцу Епифану еще две рукописи: пергаменный Пролог [15] и пергаменный сборник [16]. Исследователь датировал рукописи соответственно 1380-90-ми годами и началом XV века [17]. Не подвергая сомнению тождество почерков, А. Л. Лифшиц предложил отнести обе рукописи к началу XV века. Против отождествления Епифания Премудрого с писцом Епифаном выступил Кучкин, указавший на тот факт, что известны три монаха с именем Епифаний, жившие в Троицком монастыре в конце XIV - первой половине XV века [8].
Без достаточных оснований высказывались предположения о том, что Епифаний Премудрый является автором нескольких памятников древнерусской литературы: "Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русскаго" [18], предисловия к рассказу о смерти Тверского вел. кн. св. Михаила Александровича, плачей о митр. Киприане и Тверском еп. св. Арсении [19]. Неверным является мнение Клосса об участии Епифания Премудрого в создании летописных памятников: Троицкой летописи и свода 1418 года Киевского митр. Фотия [20]. Недоказанным представляется предположение о Епифании Премудром как об авторе Повести о нашествии ордынского эмира Едигея на Русь в 1408 году [21]. Епифанию Премудрому приписывают составление окружного послания митр. св. Фотия 1415-1416 годах [22], участие в написании Поучения митр. Фотия Московскому вел. кн. Василию I Димитриевичу и авторство послесловия к переводу ханских ярлыков Русским митрополитам [23].
Кончину Епифания Премудрого следует отнести ко времени после 1443 года, поскольку около этого года он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с Пахомием Логофетом. Другие датировки (наиболее распространенная - не позже 1422 [24]) не могут считаться обоснованными.
Иконография
Прп. Епифаний Премудрый. Фрагмент иконы "Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице". Кон. XVII в. (СПГИАХМЗ) |
В тексте иконописного подлинника конца XVIII века в перечне учеников прп. Сергия Радонежского о внешнем облике Епифания Премудрого сказано (без указания дня памяти): "Сед, брада пошире и короче Власиевы, власы с ушей, риза преподобническая" [28]. Подобное описание содержится и в рукописи 1820-х годов под 2 марта [29].
Образ Епифания Премудрого с нимбом вводился в состав композиции "Собор Радонежских святых". На иконе "Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице" конца XVII века, написанной в мастерской Троице-Сергиева монастыря, Епифаний изображен в среднем ряду крайним справа, вполоборота влево, за прп. Никифором Боровским [30]. Он одет в красноватую рясу, коричневую мантию и зеленый параман, куколь на плечах, руки сложены в молении, волосы волнистые, борода длинная, узкая на конце, с проседью; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: "Прп(д)бны Епифании дияконь".
В монументальном искусстве образ Епифания Премудрого, исполненный в живописной манере, встречается в храмах Троице-Сергиевой лавры тоже в ряду изображений Радонежских чудотворцев, где подчеркивается его роль как биографа прп. Сергия. В частности, в росписи церкви Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842?, поновления - 1871, 1947) его полуфигура помещена вполоборота влево в рясе и мантии, с десницей на груди и развернутым свитком в левой руке, с седой бородой средней величины и длинными прядями волос на прямой пробор. На оконном откосе северной стены трапезной части церкви прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.) Епифаний Премудрый представлен вместе с прп. Авраамием Чухломским (Галичским) в рост, с небольшой седой бородой, в коричневой мантии и черном клобуке, с книгой и четками в руках (согласно надписи, "списатель жития прп. Сергия").
1970-х годах мон. Иулианией (Соколовой) был выполнен иконописный образ Епифания Премудрого, как и других учеников прп. Сергия, для столбиков сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный написан почти прямолично, в рост, в клобуке, с окладистой, раздвоенной на конце бородой, в руках свиток с текстом: "Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои". Живописный поясной образ Епифания, читающего книгу, на левой руке четки, имеется в одном из картушей старой братской трапезной лавры (1955, мон. Иулиания). В стенописи 1970-х годов в кельях Варваринского корпуса Епифаний Премудрый показан с раскрытой книгой Жития прп. Сергия в руках (страницы с текстом и миниатюрами), на фоне кельи с иконой Божией Матери и книжными полками. К современным образцам иконографии Епифания Премудрого принадлежит резной прямоличный образ в медальоне на деревянных вратах (2005-2008, резчик диак. Олег Гладких по проекту А. Солдатова), изготовленных для Серапионовой палатки Троицкого собора (в куколе, в руках перо и свиток с надписью: "Слава Б[о]гу").
Сочинения
- Житие и подвизи преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Сергиа чюдотворца и малоисповедание от Божественых чюдес его // ВМЧ. Сент. Дни 25-30. СПб., 1883. Стб. 1463-1563;
- Слово похвально преподобному отцю нашему Сергию // Там же. Стб. 1563-1578;
- Житие и подвизи...; Слово похвально... // Тихонравов Н. С. Древние Жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892 [19162];
- Житие св. Стефана, епископа Пермского / Изд. Археогр. комис., под ред. В. Г. Дружинина. СПб., 1897;
- Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа // ВМЧ. Апр. Дни 22-30. М., 1915. Стб. 988-1109;
- Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшаго к некоему другу своему Кириллу / Подгот. текста, пер. на совр. рус. яз. и коммент.: О. А. Белоброва // ПЛДР. XIV - сер. XV в. М., 1981. С. 444-447, 581-582;
- Святитель Стефан Пермский: К 600-летию со дня преставления / Ст., текст, пер. с древнерус., коммент., ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 1995;
- Похвальное слово Сергию Радонежскому;
- Житие Сергия Радонежского // Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 271-341.
Литература
- Ключевский. Древнерусские жития. С. 88-132, 247, 351;
- Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб: К вопросу о редакциях Жития Сергия Радонежского // ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 145-158;
- Воронин Н. Н. Литературные источники в творчестве древнерус. зодчих // Там же. 1957. Т. 13. С. 364-374;
- Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого: (Кон. XIV - нач. XV в.). М.; Л., 1962;
- Дмитриев Л. А. Нерешенные вопросы происхождения и истории экспрессивно-эмоционального стиля XV в. // ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 72-89;
- он же. Сюжетное повествование в житийных памятниках кон. XIII-XV вв. // Истоки рус. беллетристики. Л., 1970. С. 208-262;
- Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100;
- Mansоn J. P. Studies in Russian Hagiography During the Period of the Second South Slavic Influence: Diss. / Harvard Univ. Camb. (Mass.), 1968;
- Викзелл Ф. Цитаты из книг Свящ. Писания в сочинениях Епифания Премудрого // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 232-243;
- Голейзовский Н. К. Епифаний Премудрый о фресках Феофана Грека в Москве // ВВ. 1973. Т. 35(60). С. 221-225;
- Грихин В. А. Проблемы стиля древнерус. агиографии XIV-XV вв. М., 1974;
- Коновалова О. Ф. Изобразительные и эмоциональные функции эпитета в Житии Стефана Пермского // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 325-334;
- она же. Конструктивное и стилистическое применение цитат в Житии Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым // ZfS. 1979. Bd. 24. H. 4. S. 500-509;
- Кitсh F. M. The Literary Style of Epifanij Premudryj «Pletenije sloves». Münch., 1976;
- Байчева М. Канонът и природата в агиографията през XIV-XV в.: (Григорий Цамблак и Епифаний Премъдри) // Търновска книжовна школа. София, 1984. Т. 3: Григорий Цамблак: Живот и творчество. С. 151-160;
- Bercoff G. B. Sulla poetica nel Medio Evo Slavo Ortodosso: Il «Poslanie» di Epifanij a Kirill di Tver // Europa Orientalis. Salerno, 1985. Vol. 4. P. 7-28;
- Прохоров Г. М. Епифаний Премудрый // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 211-220 [Библиогр.];
- Кириллин В. М. Епифаний Премудрый как агиограф Сергия Радонежского: проблема авторства // ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 2. С. 264-275;
- Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1; 2001. Т. 2 (по указ.);
- Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерус. книжника (XI - сер. XV в.). М., 2000. С. 151-154, 160-164;
- она же. Очерки по истории тверской лит-ры. М., 2007 (по указ.);
- Кучкин В. А. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского // Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в средние века. С. 96-107;
- он же. Антиклоссицизм // ДРВМ. 2003. № 3(13). С. 113-127;
- он же. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого // От Др. Руси к России нового времени. М., 2003. С. 407-419;
- он же. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи // Ad fontem = У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242;
- Духанина А. В. К вопросу об атрибуции Пространной редакции Жития Сергия Радонежского: Лингвист. данные // ДРВМ. 2006. Вып. 3(29). С. 5-19;
- она же. Специфика употребления глагольных форм в Похвальном слове Сергию Радонежскому в сравнении с др. сочинениями Епифания Премудрого // Там же. 2007. Вып. 3(29). С. 127-128;
- Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод // Там же. 2006. Вып. 1(23). С. 53-58.
- Белоброва О. А. О нек-рых изображениях Епифания Премудрого и их литературных источниках // Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. / РАН, ИРЛИ (ПД). М., 2005. С. 56-65. Ил. 10.
Использованные материалы
- М. А. Шибаев, Я. Э. З. "Епифаний Премудрый" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 582-585
[1] Минея. Май, ч. 2, с. 455, http://files2.regentjob.ru/minea/may2/may2455.html.
[2] Ключевский. Древнерус. жития. С. 91- 92
[3] см.: Прохоров. 1988. С. 211
[4] Клосс. 1998. Т. 1. С. 98
[5] Наиболее ранний список - РНБ. Собр. Вяземского. № 10, 1480 г.
[6] РНБ. Солов. № 1474/15. Л. 130-132
[7] Конявская. 2007. С. 164.
[8] Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 113-114
[9] цит. по автографу Пахомия - РНБ. Соф. № 1248. Л. 374
[10] Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 116-117; Он же. О времени написания. 2003. С. 407-419
[11] Клосс. Т. 1. С. 148
[12] Шибаев. 2006. С. 53-58
[13] РГБ. Ф. 304/1. № 22
[14] Лифшиц А. Л. О датировке Стихираря из б-ки Троице-Сергиевой лавры // Хризограф. М., 2003. Вып. 1. С. 96-101
[15] Ныне разделен на 2 части - РГБ. Ф. 304/1. № 33 и БАН. 17.11.4
[16] РГБ. Ф. 304/1. № 34
[17] Клосс. Т. 1. С. 92-96
[18] Критику атрибуции данного текста Епифания Премудрого см.: Антонова М. Ф. «Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго»: (Вопросы атрибуции и жанра) // ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 140-154
[19] Критику атрибуции данных текстов Епифания Премудрого см.: Конявская. 2007. С. 150-168, 299-300
[20] Клосс. Т. 1. C. 91-128; Т. 2. C. 63-90; см. критику гипотезы: Кучкин. Антиклоссицизм. 2003. С. 117-127
[21] Трофимова Н. В. Об использовании агиограф. стиля «плетения словес» в воинских повестях XV в. // Мир житий. М., 2002. С. 170-174; см. критику гипотезы: Конявская. 2007. С. 230, 246-248
[22] Прохоров. Памятники переводной и русской литературы. XIV-XV вв. Л., 1987. С. 120
[23] Клосс. 1998. Т. 1. С. 108-110
[24] см., напр.: Прохоров. 1988. С. 218
[25] РГБ. Ф. 304/III. № 21. Л. 2-10
[26] БАН. П I. А № 38
[27] Белоброва. 2005. С. 249
[28] БАН. Строг. № 66. Л. 155 об.
[29] РНБ. Погод. № 1931. Л. 117, см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 107-108; см. также: Белоброва. 2005. С. 61
[30] СПГИАХМЗ, см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18