Преп. Антоний Римлянин, икона |
Память 17 января (тезоименитство), в первую пятницу после празднования первоверховным апостолам Петру и Павлу (29 июня) (в честь обретения мощей), 3 августа и в Соборе Новгородских святых
Родился в 1067 году в Риме от богатых родителей, держащихся православного исповедания веры, и был воспитан ими в благочестии. Лишивших родителей в 17 лет, он принялся за изучение писаний отцов на греческом языке. Затем он раздал часть наследства нищим, а другую вложил в деревянную бочку и пустил ее в море. Сам же принял пострижение в одном из пустынных скитов, где прожил 20 лет.
Гонение со стороны латинян на православных принудило братию разойтись. Преподобный Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, сорвала камень, на котором находился преподобный Антоний, и понесла его в море, и святой поплыл на камне, "якобы на корабли легце". Под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень остановился в 3 верстах от Новгорода на берегу реки Волхов при селе Волховском. Событие это засвидетельствовано в новгородских летописях. На этом месте преподобный основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На другой год рыболовы выловили бочку с наследством преподобного Антония, пущенную в море много лет назад. Указав, что находилось в бочке, преподобный забрал бочку и купил для обители земли.
Духовная грамота и Новгородская первая летопись также сообщают, что благословение на постройку монастыря преподобный (летопись не называет его "римлянином") получил от Новгородского еп. Никиты, т. е. не позднее начала 1109 года, что монастырская церковь была заложена святым в 1117, освящена в 1119 году, расписана в 1125 году; в 1127 году прп. Антоний начал строить в обители "трьпезницю камяну".
Поставление преподобного во игумена состоялось лишь в первый год епископства Нифонта, зимой 1131/1132 года, что заставляет предположить какой-то конфликт между прп. Антонием и Новгородским еп. Иоанном (Попьяном) (1110-1130).
Духовное подвижничество сочеталось в обители с напряженной трудовой деятельностью. преподобный Антоний заботился, чтобы из монастырских доходов оказывалась помощь нищим, сиротам и вдовам.
Скончался преподобный 3 августа 1147 года, имея 79 лет от рождения, и был погребен в Рождественском соборе основанного им монастыря, у западной стены.
Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в Новгородской первой летописи и дополняются данными жития ("Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород"), известного в списках начиная со второй половины XVI века. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, вторым игуменом Антониева монастыря (1147 - 1157), который в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием прп. Антония в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, "Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина" (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей ("О преложении честного и многочудесного тела" (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева монастыря, работавшего в 1580-90-х годах, которому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в двух списках XVI-XVII веков известна духовная грамота Антония Римлянина (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая Антония Римлянина на землю для монастыря у р. Волхов; в описании границ участка купчая [1], по всей вероятности, является фальсификатом второй половины XVI века, но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику XII века.
Почитание
Почитание прп. Антония в монастыре и в близлежащих селениях прослеживается не ранее XVI века. При игум. Вениамине (1547-1552) камень Антония Римлянина, который до тех пор находился на берегу Волхова, перенесли в монастырь, на камне написали образ преподобного и вмонтировали в стену собора, но впоследствии, как сказано в повести "О преложении честного и многочудесного тела", камень лежал в небрежении у стены собора.
В 1580 году в монастырь по приказу царя Иоанна Грозного прибыл новый игум. Кирилл (Завидов). Игумен был болен, т. к. его отравили ядом. Гуляя по монастырю, он нашел камень с полустертым образом святого и исцелился около него по молитвам преподобному. По повелению игум. Кирилла над камнем у зап. стены собора поставили небольшой придел и возобновили образ Антония Римлянина. Братия во главе с игуменом каждый день приходила и прикладывалась к образу, у камня исцелился бесноватый Федор свечник. "Трости Антония" - стебли водорослей, принесенные, по преданию, вместе с камнем, исцеляли от зубной боли.
Поскольку по молитвам к прп. Антонию Римлянину происходило большое число исцелений, мон. Нифонт стал ходатайствовать об обретении мощей святого, которое состоялось 3 августа 1597 года; в том же году преподобный был канонизирован к общерусскому почитанию, тогда же, вероятно, была составлена служба святому (древнейшие списки - кон. XVI-XVII в.), в ней говорится о мощах прп. Антония, часто упоминается Новгород и Антониев монастырь. В монастыре продолжались исцеления у камня и мощей преподобного, к концу XVII века было записано 18 новых чудес [2].
Мощи прп. Антония были положены в окованную серебром раку. С того времени был учрежден в память его крестный ход из Софийского собора, в первую пятницу после Петрова дня. При раке преподобного находилась ветвь осоки, с которой Антоний приплыл из Рима, держа ее в руке. Так он изображается и на иконах.
До 1927 года мощи преподобного Антония почивали в соборной монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе его имени. Во время антирелигиозной кампании раку вскрыли, а мощи отправили в музей, который находился в Софийском кафедральном соборе Новгородского кремля. Там мощи Антония Римлянина затерялись среди других и считались утраченными.
Работа по комплексному изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе, началась около 1996 года. С останками, которые могли быть мощами святого Антония, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский. В 2016 году он сообщил:
Частицы мощей были найдены в краеведческом музее г. Петрозаводска в 2000 году и переданы в городской собор во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Камень Антония Римлянина сохранился, находится в западном приделе Рождественского собора. Это серый овальный валун длиной 126, шириной 94 и высотой 37 см.
Тропарь
Ветхий Рим, отечество твое, оставив, / на камень, яко на легкий корабль, возшел еси / и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси, / промышлением Божественнаго разума направляемь, / Великаго Новаграда достигл еси / и, обитель в нем сотворив, / тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен. / Тем молим тя, отче Антоние: / моли Христа Бога, да спасет души наша.
Литература
- НПЛ (по указ.); ГВНиП. № 102, 103;
- ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34.
- Житие прп. Антония Римлянина // ПС. 1858. № 5. С. 151-171; № 6. С. 310-324.
- Ключевский. Древнерусские жития. С. 306-311;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48-51;
- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17, 235;
- Валк С. Н. Начальная история древнерусского частного акта // Вспомогательные ист. дисциплины: Сб. ст. М.; Л., 1937. С. 295-303;
- Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 208-210;
- Onasch К. Zur Vita Antonij «des Römers» // Orbis scriptus: D. Tschižewskij zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 581-585;
- Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59;
- он же. Печать новгородского епископа Ивана Попьяна // ВИД. 1978. Вып. 9. С. 47-56;
- он же. Новгородские акты XII-XV вв.: Хронол. коммент. М., 1991. С. 205-207, 354-357;
- Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина // НИС. Л., 1984. № 2 (12). С. 203-207;
- Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-97;
- Фет Е. А. Житие Антония Римлянина // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247.
- Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310;
- Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222;
- Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием // Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201;
- Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164;
- Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст. / ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56;
- Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143;
- Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56;
- Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81;
- Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв. // ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299.
Использованные материалы
- А. В. Назаренко, Л. А. Секретарь. "Антоний Римлянин" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 675-677
- "Преподобный Антоний Римлянин" // Православие.Ru
[1] Последние публикации: Грамоты Великого Новгорода и Пскова.М. -Л., 1949, с. 159-161, N 102, 103; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977, с. 58-59
[2] ГИМ. Хлуд. № 199, конец XVII века
[3] "Тысячелетние мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде", 28 февраля 2016 - http://www.pravoslavie.ru/91058.html