Элия Евдоксия (лат. Aelia Eudoxia; греч. Αιλία Ευδοξία; + 404), императрица Восточной Римской (Византийской) империи (с 9 января 400), жена имп. Аркадия (395-408)
Мать Евдоксии - римлянка, отец - Флавий Баутон, франкский полководец при императорах Грациане (375-383) и Валентиниане II (375-392), консул 385 года. После кончины отца Евдоксия воспитывалась в доме главнокомандующего (magister militum) Промота. По сведениям источников, Евдоксия отличалась необыкновенной красотой [1]. Проект брака Евдоксии с имп. Аркадием принадлежал препозиту (praepositus sacri cubiculi) евнуху Евтропию, который стремился разрушить планы могущественного префекта претория Востока галла Руфина, хотевшего женить императора, регентом которого он был, на своей дочери. Неизвестно отношение имп. Феодосия I Великого (379-395), отца Аркадия, к этому проекту, т. к., вероятно, эта идея возникла у Евтропия уже после смерти Феодосия I (17 января 395). Свадьба Аркадия и Евдоксии состоялась 27 апреля 395 года. В этом браке Евдоксия родила пять детей: Флакиллу (Флациллу; 397-403?), Пульхерию (399-453), Аркадию (400-444), Феодосия, будущего императора (401-450) и Марину (403-449).
После убийства Руфина (ноябрь 395) фактическая власть в восточной части империи перешла к Евтропию, который в 398 году стал патрикием, а в 399 году - консулом (до него эти титулы никогда не давались евнухам); ему были даже поставлены статуи. На фоне безвольного, вялого и слабого здоровьем имп. Аркадия Евдоксия оказалась у власти наравне с Евтропием и сыграла решающую роль в ссылке и последующей казни евнуха (конец 399).
9 января 400 года Евдоксия была провозглашена августой. До этого наделение императрицы титулом августы было редким явлением (за IV век только две из семи императриц получили этот титул); впервые новый статус жены императора был приравнен к статусу самого императора, извещения об этом (laureatae) были разосланы по всей империи. Это событие было встречено с неприязнью на Западе, т. к. имп. Гонорий не наделил титулом августы ни первую, ни вторую свою жену. Т. о., статус Евдоксии положил начало византийской концепции августы, развитой в последующие века. На монетах Евдоксия изображалась не в одеянии августов, как, напр., имп. Флакилла, мать имп. Аркадия, в плаще paludamentum с фибулой. Евдоксия была представлена в момент коронации десницей Божией, что подчеркивало сакральную составляющую полученной ею власти. Наделенная от природы сильным, деятельным и властным характером, а также, по словам Филосторгия, "варварской отвагой" [2], Евдоксия была фактической правительницей империи. Однако, по мнению некоторых исследователей [3], политическая роль Евдоксии сводилась в основном к закулисной игре в соответствии с традиционным местом женщины в римском сенаторском обществе. Полнота власти оставалась в руках Аркадия, Евдоксия не имела отношения к публичным актам имп. правления, ее внешняя роль ограничивалась придворным церемониалом, но она ловко владела рычагами давления на мужа.
Евдоксия играла большую роль в религиозной жизни. Будучи преданной сторонницей вероучения, принятого на первых Вселенских Соборах (325 и 381), Евдоксия поначалу оказывала помощь (в т. ч. и финансовую) Константинопольской Церкви и покровительство свт. Иоанну Златоусту, когда тот стал епископом Константинопольским (26 февраля 398). В ответ на арианские процессии были организованы в Константинополе по инициативе святителя регулярные ночные православные крестные ходы, Евдоксия оказывала непосредственную помощь в их проведении. В источниках не раз отмечаются благотворительная деятельность Евдоксии и ее пожертвования приходившим к ней просителям, а также на богоугодные дела (в частности, денежная помощь на строительство храма и странноприимного дома в г. Газа). Пользуясь своим влиянием на имп. Аркадия, Евдоксия сумела осуществить ряд действий, направленных на укрепление Православия в империи (напр., убедила мужа закрыть языческий храм в Газе, притом что Аркадий поначалу был против, опасаясь лишиться значительных для казны фискальных сборов).
Большинство сведений о Евдоксии связаны с периодом пребывания в Константинополе свт. Иоанна Златоуста (398-404). После периода мирного и дружеского общения Евдоксии со святителем наступило некоторое отчуждение, вызванное обличительными проповедями еп. Иоанна, в которых он высказывался против церемониальных придворных формальностей и этикета, называя их тщеславием (κενοδοξία). Это породило неприязнь к епископу Евдоксии и особенно придворных дам, к мнению которых она прислушивалась. В 398 или 399 году в Константинополь приехал епископ сир. г. Габала Севериан - то ли по приглашению Аркадия и свт. Иоанна Златоуста, то ли для того, чтобы заработать денег проповедованием, что в ту пору было довольно распространенной практикой. Обладая блестящим даром слова, Севериан Габальский заменял еп. Иоанна в роли столичного проповедника, когда тот отлучался, и заслужил большое доверие императорской четы. В 401 или 402 году еп. Иоанн на несколько месяцев уехал в Малую Азию, и во время его отсутствия Севериан поссорился с архидиак. Серапионом, который был правой рукой еп. Иоанна. Вернувшись в Константинополь, свт. Иоанн настоял на выдворении Севериана из города, и только Евдоксии удалось его уговорить вернуть Габальского епископа. Эта история осложнила взаимопонимание между Евдоксии и свт. Иоанном, а Севериан стал непримиримым врагом Иоанна, объединившись с другими епископами.
Реальное противостояние Евдоксии и свт. Иоанна Златоуста началось, когда последний обличил императрицу в проповеди, якобы сравнив с нечестивой Иезавелью (ср.: 3 Цар 21, 1-16), а также распорядился захлопнуть дверь храма перед пришедшей на службу Евдоксией. Поводом послужило то, что Евдоксия отобрала у вдовы сенатора виноградник (хотя достоверность этой истории исследователями оспаривается). Росло недовольство свт. Иоанном со стороны еп. Феофила Александрийского и его сторонников, желавших низложить святителя. Удачным поводом стало обвинение Иоанна в оригенизме в связи с принятием святителем в Константинополе монахов-беженцев с Нитрийской горы, изгнанных Феофилом. Выдвинув ряд обвинений, противники свт. Иоанна с санкции имп. Аркадия и Евдоксии созвали Собор «у Дуба» (по названию предместья района Халкидон), на котором свт. Иоанн Златоуст был заочно осужден, а затем святителя выслали из Константинополя (403). Это вызвало народное неудовольствие, которое совпало с землетрясением в Константинополе и одним происшествием в покоях Евдоксии (речь может идти либо о выкидыше у Евдоксии, либо о внезапной смерти ее дочери Флакиллы). Эти события напугали императрицу, и она распорядилась вернуть свт. Иоанна Златоуста в Константинополь. Но через несколько месяцев (конец 403) константинопольским префектом Симпликианом в городе на пл. Питтакион была установлена статуя Евдоксии на порфирной колонне (чего не удостаивалась до нее ни одна императрица) и устроены по этому поводу всенародные празднества. В ответ свт. Иоанн произнес в храме проповедь, в которой намекал, что видит в происходящем проявления язычества, и сравнивал Евдоксию с Иродиадой (этот факт также под сомнением). В результате отношения свт. Иоанна и Евдоксии испортились окончательно, так что императорская чета даже проигнорировала Рождественскую службу 403 года, которую возглавлял святитель. Перед Пасхой (17 апреля 404) ему было предписано имп. Аркадием покинуть храм, однако епископ не послушался. Столкновение с войсками привело к кровопролитию в церкви, а затем храм выгорел. Антииоанновская коалиция вместе с Евдоксией ходатайствовала перед имп. Аркадием о ссылке свт. Иоанна Златоуста, и 20 июня 404 года тот был окончательно низложен и сослан в г. Кукус в пров. Малая Армения, по пути в г. Питиунт (ныне Пицунда), к новому месту ссылки, он скончался (407).
Евдоксия умерла 6 октября 404 года в Константинополе, во время преждевременных родов, и была похоронена в константинопольской церкви св. Апостолов.
Литература
- Socr. Schol. Hist. eccl. VI 8-23;
- Sozom. Hist. eccl. VIII 7-20, 27;
- Philost. Hist. eccl. XI 6;
- Zosim. Hist. V 3, 18, 23;
- Marc. Diac. Vita Porph. 36, 38, 39;
- Chron. Pasch. // PG. 92. Col. 776-781;
- Phot. Bibl. Cod. 96;
- Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 51;
- Marcellinus Comites. Chronicon / Ed. T. Mommsen // MGH. AA. T. 11. P. 64, 68.
- Seeck O. Aelia Eudoxia // Pauly, Wissowa. Bd. 6. Sp. 917-925;
- Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2. Pt. 1. P. 137-154;
- Duchesne L. Histoire anciennne de l'Église. P., 1910. T. 3. P. 69-98;
- Leclercq H. Eudoxie // DACL. T. 5. Pt. 1. Col. 692-694;
- Setton K. M. Christian Attitude towards the Imperor in the Fourth Century. N. Y., 1941. P. 163-195;
- Demougeot E. De l'unité à la division de l'Empire Romain: 395-410. P., 1951. P. 296-337;
- Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. T. 1. P. 241-245;
- Dagron G. Naissance d'une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974. P. 498-501;
- Holum K. G. Theodosian Empresses: Women and Imperial Dominion in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 48-78;
- Liebeschuetz J. H. W. G. The Fall of John Chrysostom // Nottingham Mediaeval Studies. 1985. Vol. 29. P. 1-31;
- idem. Barbarians and Bishops: Army, Church and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990. P. 166-207;
- Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 170-173;
- Brottier L. L'impératrice Eudoxie et ses enfants // RSR. 1996. Vol. 70. P. 313-332.
Использованные материалы
- Д. В. Зайцев, Ю. А. Казачков. "Евдоксия" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 137-138
[1] см., напр.: Zosim. Hist. V 3. 2
[2] Philost. Hist. eccl. XI 6. 3-5
[3] Liebeschuetz. 1990. P. 201