Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОКОЛОВСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сергий Михайлович Соколовский (1877 - 1934), б. протоиерей, деятель обновленчества и униатства

Родился 23 августа 1877 года в Новгороде.

В 1898 году окончил Новгородскую духовную семинарию по второму разряду [1].

Военный священник

Принял священный сан. Служил в ведомстве протопресвитера военно-морского духовенства.

В 1903-1904 годах с супругой Евгенией Казимировной Коркуц и дочерью проживал в Выборге. В 1904 году у них родилась дочь. Затем вместе с матерью вернулась на жительство в свой дом в Новгороде.

Был полевым священником 7-го Финляндского полка. В начале Первой мировой войны этот стрелковый полк участвовал в боях на русско-австрийском фронте, в сентябре 1914 года - в боях под Августовом и Ольшанской (ныне - Польша).

1 марта 1915 году 7-й Финляндский стрелковый полк готовился к наступлению на австрийском фронте, перед началом которого предстояло разрушить проволочные заграждения на позициях противника. Несколько безуспешных попыток закончились большими потерями, после чего отец Сергий вызвался организовать вылазку, которая увенчалась успехом. В том бою был ранен ружейной пулей в бедро. Узнав о его геройском поведении в бою, протопресвитер Георгий Шавельский на рапорте написал: "...горжусь чудной работой о. Соколовского..."

В 1916 году по представлению протопресвитера Георгия Шавельского был назначен благочинным всех церквей особых специальных бригад, отправлявшихся на фронт во Францию. На фронте служил военным священником 6-го русского полка, прибывшего во Францию в том же году в составе экспедиционного корпуса для военных действий против Германии. Во время военных действий во Франции проявил большую храбрость, за что был прозван французами "легендарным священником". Он был ещё дважды ранен, во второй раз - с потерею кисти правой руки. Это произошло на театре военных действий под Оберив в Шампани 16 декабря того же года.

За штатом в Париже

26 мая 1919 года, в сане протоиерея, его комиссовали по инвалидности, но пенсию - из-за отсутствия французского гражданства - не начислили. Тем не с 1919 года получал пенсию в 800 французских франков от бывшего правительства адмирала Колчака. В 1921 году, из-за истощения фонда взаимопомощи этого правительства, выплата пенсии была прекращена. Между тем с ним в Париже проживала семья - жена и дочь, на студенческую стипендию которой им приходилось существовать.

Поначалу пользовался покровительством бывшего министра иностранных дел императорской России С. Д. Сазонова - по просьбе последнего приходской совет Парижской Александро-Невской церкви назначил ему пенсию, ограничив её получение 1924 годом. При этом о. Сергий стал всё острее конфликтовать с приходом. В 1921 году, по прибытии в Париж нового митрополита Евлогия (Георгиевского), сразу отправился к нему для выражения своего недовольства. По воспоминаниям митрополита:

"На другой день по моём приезде пришел ко мне однорукий протоиерей Соколовский с крестом на Георгиевской ленте; [...] О. Соколовский обратился ко мне с жалобами на невнимание к нему, герою войны, Приходского совета, который не соглашался провести его в штатные священники при Александро-Невской церкви, тогда как бывший Министр иностранных дел Сазонов этого желает... Резкий, вызывающий тон его речи, острый взгляд глаз заставили меня быть осторожным; я отвечал уклончиво. Он возил меня к некоему Брянчанинову на какое-то собрание приходской оппозиции, где дебатировались церковные вопросы в духе Всероссийского Церковного Собора и клеймился старый, затхлый дух, который якобы характеризует приходскую жизнь Парижской церкви. Потом я понял, что священник Соколовский хотел меня поссорить с Приходским советом и причтом, которых он вооружал против себя своим желчным характером и неосновательными претензиями" [2].

В другой раз приходил к митрополиту с возмущением по поводу назначения на вакансию в соборе диакона Вдовенко, а не его, "грубо и дерзко" сказав: "Это всегда так [...] мужика-келейника предпочитают священнику..." [2].

Из-за финансовых затруднений выплата ему пенсии прекратилась в 1922 году, что - по данным французских специальных служб - он воспринял болезненно и в знак протеста даже перестал носить рясу, хотя с апреля 1924 года проживал в приходском доме при церкви.

В обновленчестве

Не найдя поддержки своим стремлениям ни у митрополита Евлогия, ни среди причта собора на улице Дарю, ни в приходском совете, обратился с жалобой в Москву в "обновленческий" Священный Синод. Его письмо, адресованное на имя "митрополита" Евдокима (Мещерского), было (с сокращениями и без указания авторства) напечатано в первом номере обновленческого журнала "Христианин". В этом послании содержались многочисленные жалобы на митрополита Евлогия и выпады против русского духовенства во Франции.

После установления дипломатических отношений между СССР и Францией в 1924 году представитель СССР обратился к французским властям с просьбой наложить арест на русскую церковную недвижимость во Франции, надеясь, что впоследствии, после судебного разбирательства, церковное имущество перейдёт во владение "обновленцев". 22 октября того года судом первой инстанции департамента Сены был наложен арест на имущество Русской Церкви во Франции. С этого времени выразителем интересов обновленцев во Франции стал Сергий Соколовский.

28 ноября 1924 года АРК приняла решение "поручить т. Тучкову принять через Синод меры к образованию во Франции обновленческих общин, используя для этого священника Соколовского, каковым постепенно производить передачу церкви".

15 декабря того же года обновленческий Синод наделил протоиерея Сергия Соколовского церковной властью на всей территории Франции, и он стал исполнять в Европе отдельные поручения Синода. В частности, именно он передал римо-католическому викарному епископу Парижа Эммануэлю Шапталю приглашение А. И. Введенского принять участие в заседания обновленческого Собора 1925 года.

30 декабря 1924 года постановлением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей был лишён священного сана. 4 января 1925 года подвергся прещению по указу митрополита Западно-Европейского Евлогия. Возбуждалось также дело о его выселении из занимаемого им церковного здания. Тем временем распоряжение обновленческого Синода о Соколовском было переведено на французский язык и легализовано Генеральным консульством СССР в Париже 20 февраля 1925 года. Соколовский, отныне именуясь "уполномоченным Св. Синода Русской Православной Церкви в СССР", стал заявлять о своей претензии на руководство (по поручению Синода) Русской Православной Церковью во Франции.

15 мая 1925 года опубликовал статью в пробольшевистской газете "Русский вестник в Париже", в которой говорил о недействительности указа митрополита Евлогия перед законодательством СССР и Франции.

Вместе с женой поддерживал хорошие отношения с первым секретарём Советского посольства во Франции Волиным, который "посоветовал" Соколовскому организовать группу верующих, которая обратилась бы к французскому правительству с просьбой о передаче им в собственность Парижского Александро-Невского храма. Принял к себе, в качестве секретаря, бывшего регента Александро-Невского храма Огородникова, который метил при помощи Соколовского восстановиться в прежней должности. 25 марта 1925 года преуспел в регистрации организованной им группы - "Христианской православной культурной ассоциации" - в префектуре полиции Парижа. Группа Соколовского противостояла "Русской православной культурной ассоциации", возглавлявшейся настоятелем Парижского Александро-Невского храма протоиереем Иаковом Смирновым, и заявляла своей целью объединение "всех граждан СССР, проживающих в Париже и в других городах Франции, для защиты свободы их вероисповеданий". Штаб-квартира обновленческой ассоциации была зарегистрирована по адресу квартиры в приходском доме, где проживал Соколовский.

В ходе борьбы с митрополитом Евлогием и его сторонниками "Христианская православная культурная ассоциация" повела агитацию в эмигрантских кругах, для чего в Париже проводились пропагандистские конференции и число сторонников Соколовского достигло 130 человек.

Летом 1925 года обновленческий "Вестник Св. Синода" оповещал своих читателей о том, что вокруг Парижского Александро-Невского собора, который обновленцы числили находящимся в своём ведении, образовано некое "общество ревнителей православия". Задачей общества, по сведениям журнала, было "проведение обновленческих идей и широкое ознакомление с ними заграничного общества".

9 августа 1925 года "общество" приняло резолюцию с осуждением политического характера деятельности православных зарубежных приходов в Париже. В резолюции говорилось также, что общество настаивает на том, чтобы грядущий Поместный Cобор "вошёл в конкордат" с правительством СССР для принятия мер по объединению всей Российской Церкви, что также соответствует и государственным интересам. Это объявлялось необходимым:

"...чтобы политические авантюристы с их епископом [...] были поставлены в известность перед правительством французского народа, чтобы правительство Французской Республики, наконец, приняло бы все меры о возвращении по принадлежности православных церковных имуществ, находящихся в его стране, и тем выполнило бы акт государственной республиканской справедливости по отношению к православной русской церкви".

Кроме советского посольства Соколовский пользовался помощью пробольшевистского "Союза русских рабочих во Франции". На заседаниях этого союза среди прочего читали выдержки из произведений Ленина, пели "Интернационал", разрабатывали программу действий по захвату Александро-Невского храма и приходских строений, намечались провокации.

В том же 1925 году Соколовский основал "Общество взаимопомощи инвалидов специальных русских полков, посланных на Французский фронт" (позднее: "Союз инвалидов - граждан СССР") и стал работать в подведомственном советскому правительству Банке Северных Стран.

В конечном итоге усилия "парижских обновленцев", направленные на захват церковной собственности Православной Российской Церкви во Франции - общая стоимость которой тогда оценивалась около 100 млн фр. франков - не увенчались успехом. 5 апреля 1928 года Первая палата гражданского трибунала департамента Сены отменила постановление от 22 октября 1924 года об аресте русской церковной собственности. Недовольный Соколовский обвинил посла СССР во Франции Довгалевского в пассивности, и представитель советской стороны подал кассационную жалобу, но в апреле 1930 года кассация была отклонена.

В 1930 за советскую пропаганду был выслан французскими властями, вернулся в СССР.

Попытка восстановления в сане и уход в униатство

В январе 1932 года он обратился в Московскую Патриархию с просьбой о возвращении ему священного сана. Митрополит Литовский Елевферий (Богоявленский) направил на имя митрополита Сергия (Страгородского) соответствующий рапорт, по которому 3 февраля того года состоялось решение Синода Московской Патриархии: постановление Карловацкого Синода было признано недействительным, а судьба священника Соколовского была предоставлена архипастырскому усмотрению митрополита Елевферия (Богоявленского).

Незадолго до своей смерти присоединился к Римо-католической церкви и стал служить по восточному обряду. Как писал митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) в письме к митрополиту Сергию (Страгородскому):

"Жена его и дочь, вышедшая замуж за католика, ещё раньше приняли католичество. Вероятно, переход протоиерея Соколовского в униатство совершился не без воздействия их. Семейная жизнь его была в общем очень тяжелая" [3].

Скончался в 1934 году в Литве.

Оценки

Правнук Соколовского, Никита Гогин, объяснял "шараханья" своего прадеда необходимостью кормить семью.

Награды

  • Российский военный орден св. Георгия (за мужество в бою, 1915)
  • Французский орден "Почётного Легиона" (за военные заслуги)

Использованные материалы

  • Соловьев Илья, свящ., "Раскольническая деятельность обновленцев в русском зарубежье", XVIII Ежегодная богословская конференция Православного Свято­-Тихоновского гуманитарного университета: Материалы, т. 1, М., 2008, с. 273-281:
  • "СОКОЛОВСКИЙ Сергий", БД Биографического словаря "Российское зарубежье во Франции" на сайте "Дома-музея Марины Цветаевой":
  • Протасова Ольга, "Полковой священник стал героем Первой мировой", Выборгские ведомости, № 53, 25 июля 2014:



[1]  "Выпускники Новгородской духовной семинарии", частный сайт А. А. Бовкало, http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/novgorodsem.html

[2]  Евлогий (Георгиевский), митр., Путь моей жизни, гл. 20 "Архиепископ - митрополит Православной Русской Церкви в Западной Европе", http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=740

[3]  Кострюков А. А. «Продолжается земная жизнь, полная неимоверных трудов…»: письма митрополита Литовского и Виленского Елевферия (Богоявленского) митрополиту Сергию (Страгородскому) // Вестник ПСТГУ. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2023. — № 111. — С. 184.

Редакция текста от: 31.10.2023 17:43:04

"СОКОЛОВСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google