Свт. Патрик, просветитель Ирландии. Икона (первая четверть XXI в.) |
Память 17 марта
Родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла Христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
Плен и возвращение
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: "Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!" Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней - люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше.
Вступление на апостольский путь
Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: "Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас." Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности.
Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел он в Оксерре (ныне Осер) под духовным водительством святого Германа, который рукоположил его во диакона. Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где в 429 году боролся с пелагианством, перед ним встала неотложная задача неотложно найти миссионеров для Ирландии, так-как посланный туда епископ Палладий скоропостижно скончался. Патрикий был призван на это служение, но помня о грехах юности, не решался принимать рукоположение. Только новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия, и тогда святитель Герман посвятил его во епископа Ирландского.
Просвещение Ирландии
Во главе небольшого числа клириков святитель высадился на Ирландском берегу в том самом месте, куда до него приплыл и святой Палладий. Не мешкая он отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов, и произнес смелую проповедь о Христе перед свирепыми воинами. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри.
Святой Патрикий стал обходить всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Проповедник столкнулся с противодействием языческих жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были также барды-филиды - члены одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранители и толкователи священных устных преданий народа, которые становились монахами и отдавали свои дарования Творцу.
После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армахе (ныне Арма), который стал его главным местопребыванием и впоследствии кафедральным центром Ирландской архиепископии.
Святитель пересекал негостеприимные земли с полным пренебрежением к своей жизни, невзирая на угрозу насилия и смерти, позволяя Богу говорить через себя с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Широко известно и его использование трилистника клевера для указания на тайну Святой Троицы.
Свт. Патрик Ирландский |
Святой никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, которое состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался ниц перед ним.
Познав на себе страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.
Преставление
По прошествии почти 30 лет святительского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей "Исповеди":
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств.
Тело святителя положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даунпатрик. Там ему вырыли могилу. Ирландская традиция рассказывает, что незадолго до своего преставления святой Патрикий посетил святую Бригиту и попросил ее выткать саван, в котором он и был предан земле.
Почитание
Святителю наследовал на Армахской кафедре его любимый ученик и сподвижник Венигн; его дело в Ирландии продолжили множество других святых приведенных ко Христу через святого Патрикия. Благодаря его апостольским трудам Ирландия процвела как христианский край и прославилась как Остров святых. Его стали горячо чтить как апостола Ирландии, и его почитание широко распространилось по всей Западной Церкви.
Имя святителя Патрика включено в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 9 марта 2017 года [2].
Использованные материалы
- Макарий Симонопетрский, иером., Синаксарь: Жития святых Православной Церкви, адаптированный русский перевод издательства Сретенского монастыря:
[1] Patrick S., Confession 44–59b, SC 249, 118–128. Перевод по Макарий Симонопетрский, иером., Синаксарь: Жития святых Православной Церкви, адаптированный русский перевод издательства Сретенского монастыря, http://www.pravoslavie.ru/put/52577.htm
[2] Журнал №14 заседания Священного Синода от 9 марта 2017 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/4829826.html.